Как помочь детям запомнить буквы.
Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования согласно Федерального Государственным Требованиям – формирование у детей общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Нам необходимо сформировать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате обучения и воспитания. Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, педагогов.
Формирование у детей навыков чтения и письма является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается количество детей, у которых в школе проявляются нарушения чтения ( дислексия) и письма ( дисграфия). Особенно это касается детей со специфическими образовательными возможностями, в частности с задержкой психического развития. Такие дети испытывают большие трудности при произношении звуков, при осуществлении звукового анализа и синтеза слов, при запоминании букв в целом. Также несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия затрудняет усвоение знаний. Дети не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву или ее элементы в пространстве. Поэтому наша задача – помочь таким детям прочно усвоить буквы.
Для того, чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы ее изучения.
Усвоение слухо-произносительного образа буквы: ребенок должен научиться правильно произносить и слышать ( выделять на слух) звук в речи;
Усвоение зрительно-пространственного образа буквы: ребенок должен запомнить оптический образ буквы, расположение буквы и ее элементов в пространстве;
Усвоение графо-моторного образа буквы: ребенок должен тактильно и двигательно запомнить букву и ее написание;
Существует достаточно много литературы, в которой перечисляются те или иные приемы запоминания букв, перечень игр и упражнений.
Мы предлагаем систему работы над буквой, которая в себя включает следующие особенности:
- обязательное ключение данный процесс, пробуждение и поддержание у них осознанного интереса к обучению детей грамоте;
- пробуждение и поддержание интереса детей к процессу изучения букв;
- развитие и включение всех каналов волсприятия у детей, всех анализаторных систем;
В основе психоогических процессов при запоминании детьми букв лежит следующий механизм. Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создается ассоциативная цепь: фонема- артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано.
Задача педагога заключается в том, чтобы эту ассоциатиную цепь не только создать, но и закрепить.
На первом этапе мы развиваем речеслуховое и речедвигательное восприятие ( движение органов артикуляции при произнесении звука), их взаимосвязь. В это время мы занимаемся развтие фонематических процессов, а также постановкой и автоматизацией звуков у детей в речи.
На втором этапе происходит связь речеслухового восприятия со зрительным и пространстенным. Для этого мы обозначаем звук букой, а букву картинкой, которая похожа на зрительный образ буквы и при этом начинается с этого же звука6 О – обруч, З – змея, Г-гусь, и т.д. Также мы используем большое количество различных игр, способствующих запоминанию оптического образа буквы.
На следующем этапе мы развиваем речедвигательное восприятие. В связи с этим в своей работе мы используем большое количество упражнений для развития кинестетических ( двигательных) ощущений, которые в дальнейшем помогут детям усвоить графо-моторный образ буквы при письме ( изображение буквы с помощью пальцев рук, с помощью тела, обведение, прописывание, выкладывание, конструирование буквы и т.д.)
Тактильный канал восприятия, как правило, используется редко, а ведь тактильные ощущения хорошо запоминаются. Многие дети с задержкой психического развития, являясь кинестетиками, познающими окружающий мир, прикасаясь ко всему окружающему, сталкиваются с большими трудностями в обучении через только зрительное и слуховое восприятие. Поэтому они часто нуждаются в тактильной и двигательной стимуляции.
С этой целью нами разработаны и использованы специальные физкультурные минутки и стихи собственного сочинения, способствующие усвоению детьми двигательного и тактильного образа буквы.
В дальнейшем мы предлагаем детем и родителям самим изготовить макеты букв из материалов разной фактуры, при этом первый звук в названии материала должен совпадать с самой буквой ( Б- бархатная, М- махровая, Ш- шерстяная и т.п.) Также им предлагается придумать историю или сказку про эту букву, используя слова на заданный звук.
В завершении мы проводим речевой досуг с родителями и детьми, на котором демонстрируются изготовленные макеты букв, проводится из выставка, а также каждая семья презентует свою работу, рассказывая о своей букве историю или сказку ( фантазия и креативность приветствуется!)
Мы считаем, что все это, способствует укреплению отношений в семье, лучшему запоминанию букв детьми, формированию внимательного отношения родителей к трудностям своего ребенка, к профилактике нарушений чтения и письма у него в дальнейшем.
К тому же данная система, по нашему мнению, может быть использована воспитателями и другими специалистами в работе с детьми с разлиными образовательными возможностями при их подготовке к обучению грамоте. А при дальнейшей тщательной доработке предложенные материалы могут быть представлены и как система профилактики дисграфии и дислексии у детей с задержкой психического развития.