Работа с семьёй в период адаптации.
Детский сад — это новый этап в жизни ребенка. Для малыша- первый опыт общения в коллективе. Смену обстановки, чужих, незнакомых ребенку людей далеко не все дети воспринимают сразу и без проблем. Чаще всего родители, отдавая свое чадо в детский сад, через небольшой промежуток времени испытывают разочарование: слезы ребенка, капризность, отказ от похода в детский сад, частые простуды, невысказанные упреки и обиды к воспитателям.С поступлением ребёнка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьёзных изменений:
Отрыв от матери;
Безукоризненное соблюдение режима дня;
Отсутствие близких и родных людей;
Постоянный контакт со сверстниками;
Приспособление к новым условиям требует разрушение некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Это сложный период для ребёнка, его родных и персонала ДОУ.
Адаптация ребенка в детском саду, всегда была актуальной темой для родителей и воспитателей. Ведь почти всегда родители, отдавая ребенка в сад заинтересованы в быстром привыкании ребенка к саду. Часто задают вопрос насколько легко и быстро ребенок сможет освоиться в новом для него статусе воспитанника, в новом коллективе и привыкнуть к новому режиму дня.
Картина адаптации любого ребёнка диагностична. Родители должны не только знать, что твориться в душе ребёнка, когда он идёт впервые в детский сад, но и быть активными участниками процесса адаптации. Исходя их этого мы ставим определённые задачи:
Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения;
Предупредить возможную передачу тревоги от матери к ребёнку;
Создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду;
Устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды;
Продумать алгоритм совместных действий с родителями;
Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Если мы посмотрим на «портрет» современной семьи, то наверняка вы знаете, что :
Более компетентные( информационное пространство позволяет найти любую информацию ) ;
Многие открыты для сотрудничества;
Многие имеют сложившиеся семейные ценности;
Нацеленные на раннее развитие детей;
Между тем прослеживаются и отрицательные стороны:
Более тревожные;
Более требовательные(часто с завышенными требованиями к детскому саду и к сотрудникам ДОУ)
Часто отсутствует роль бабушек и дедушек(нет передачи опыта)
Социальные сети (быстрое распространение различного рода информации).
С учётом анализа семьи и стоит планировать и выстраивать работу с родителями. (т.е. конкретного состава семей группы)
В нашем ДОУ эта работа начинается с анкетирования родителей до поступления ребёнка в детский сад.
Составлен гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации.
На сайте ДОУ родители всегда могут ознакомиться с новостной лентой, в которой отражены все мероприятия проходящие в детском саду. В разделе: Для вас, родители, есть разделы по правилам приёма детей в ДОУ, а также советы по адаптации детей.
Информация дублируется в информационных группах «В контакте» и «Одноклассниках».
Уже традиционным стало проведение семинара-практикума «Кризис трёх лет», на котором родители в неформальном прохождении квест- игры угадывают характерные симптомы поведения трёхлетних детей.
Во время семинара родители получили ценные советы и знания об этом непростом психологическом периоде в жизни малышей, выполняли интересные задания: разгадывали кроссворды, ребусы, создавали модель счастливой семьи, делились своими проблемами и опытом воспитания малышей.
В заключении хочется сказать
Эффективно организованное сотрудничество с родителями позволяет достичь:
хороших результатов в воспитании и развитии детей,
лёгкой адаптации,
снижении тревожности у детей и родителей,
создание единого коллектива «Дети-педагоги-родители»,
снижению заболеваемости у детей.
Библиографическое описание: Федякина И. А., Кремнева М. Ю., Кипина И. А., Борисова М. В., Федосеева А. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова //