Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 246»
Конспект НОД
по речевому развитию
в подготовительной к школе
логопедической группе для детей с ОНР
Речевая викторина «Вместе дружная семья»
Составила: воспитатель: Маркарова М.Т.
г.Саратов 2019
Речевая викторина «Вместе дружная семья»
вподготовительной к школе логопедической группы «Рябинка»
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей и выявление уровня знаний, умений и навыков у детей.
Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:
обогащать у детей словарный, глагольный запас;
формировать навыки словообразования;
упражнять в придумывании слов с заданным слогом;
закреплять приобретенные произносительные умения.
Коррекционно-развивающие задачи:
активизировать слуховое внимание;
развивать память, мышление, воображение;
развивать самостоятельность, сообразительность, находчивость.
Коррекционно-воспитательные задачи:
способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
воспитывать у родителей интерес к речевым играм и умение контактировать с ребенком в игах.
Виды деятельности: познавательно-интеллектуальная, игровая, двигательная.
Методы и приемы: наглядный, практический, метод вопросов, игровая воображаемая ситуация.
Оборудование: мяч, 1 флажок, клей, лепестки цветов, раздаточные карточки, 2 подноса + конверты, клубок с нитками
Предшествующая работа:
в ходе учебного процесса дети получали навыки словообразования, пополнения глагольного словаря и словаря прилагательных, словаря по лексическим темам, деления слов на слоги.
Ход речевой викторины «Вместе дружная семья»
Установка родителям: в играх быть эмоциональными, выразительными, допускается подсказка своему ребенку на ушко, если он затрудняется с ответом. Дети и родители делятся на 2 команды (3-4 пары).
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашей игры. Мы собрались сегодня, чтобы поиграть. Дети будут играть с родителями, родители со своими детьми, и мы - будем играть вместе с вами.
В нашей игре есть правило: «Отвечаем, не спешим, все красиво говорим!»
И, конечно, за быстроту ответа и смекалку, наше жюри будет присуждать очки-фишки, и в конце игры подведет итоги.
Хочу представить:
- команду: «Смекалистых»
- команду: «Находчивых»
И объявить начало игры!
Гейм 1: «Потерялось слово» (с мячом)
Воспитатель: «Игрок команды, получивший мяч, должен придумать подходящее слово-действие и повторить предложение полностью, и вернуть мне мяч». Хочу напомнить, что скорость ответа, оценивается дополнительной фишкой.
«Мама … вкусную колбасу» (ест, купила, режет, жуёт…)
«Аня … руки» (моет, вытирает, сжимает…)
«Папа … ботинки» (надевает, чистит, снимает…)
4. «Ваня … красный флажок» (несет, рисует, вырезает…)
5. «Аня … сочные сливы» (ест, собирает, покупает…)
6. «Таня … воздушный шарик» (надувает, несет, покупает…)
Воспитатель: «Как много слов-действий вы знаете! И конечно, заметили, что слова-действия влияют на смысл речи. Мамы, хотите смышленого малыша? – играйте с глаголами».
Жюри подведет итоги 1-го гейма.
Гейм 2: «Придумай словечко»
Воспитатель: «Игрок, в руках которого этот флажок, должен объединить 2 слова в одно «красивое слово-признак», и передать флажок следующему игроку своей команды»
«Смекалистые» | «Находчивые» |
1.Короткий хвост... (короткохвостый) 2.Светлые волосы … (светловолосый) 3. Белые зубы … (белозубый) 4. Длинные уши … (длинноухий) 5. Много языков (многоязычный) 6.Тонкие лапы …(тонколапый) | 1. Длинные волосы (длинноволосый) 2. Серые глаза …(сероглазый) 3.Белый снег … (белоснежный) 4.Толстые щеки …(толстощекий) 5.Много голосов … (многоголосый) 6.Темные волосы …(темноволосый) |
Воспитатель: Какие сложные и красивые слова у вас получились! А наши дети знают, чем больше таких «красивых слов-признаков», тем красивее и выразительнее наша речь.
Подведем итоги 2 Гейма. Слово жюри.
Гейм 3: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!»
(На подносе конверты с заданиями).
Воспитатель: «Ребенок выберет конверт с заданием для взрослых своей команды. Родители читают условия (про себя) и беззвучно выполняют задание для детей противоположной команды».
Оценивается умение мам выразительно и эмоционально выполнить задание.
«Смекалистые» | «Находчивые» |
1. «Изобразите детей, которые играют в мяч» 2. «Изобразите лису» 3. «Изобразите игру в футбол» | 1. «Изобразите детей, которые прыгают через скакалку» 2. «Изобразите медведя» 3. «Изобразите игру в хоккей» |
Воспитатель: Ребята, какие наши мамы творческие, веселые и находчивые! Похлопаем нашим мамам!
Слово жюри.
Динамическая пауза. «Собери букет из цветов» (игрокам раздают разноцветные цветы)
- Мы гуляем, мы гуляем в садике- садочке.
Собираем, собираем в садике цветочки.
( Под музыку игроки плавно передвигаются по группе. С окончанием музыки находят свой букет по цвету. (Игра проводится 2 раза)
- Вот такой у нас букет,
Лучше в целом мире нет!
Гейм 4 – «Поймай слог»
Игроки обеих команд придумывают слова с заданным слогом.
Воспитатель: Я гуляла на поляне и увидела, как сильный ветер оборвал все лепестки на цветах. Я собрала эти лепестки и сейчас мы вместе поможем вернуть их цветам.
Я буду называть слог, вы придумывать слово и приклеивать 1 лепесток.
- ма… (машина, малина, мама …)
- ли …(лиса, лимон, лист…)
- ку …(курица, кукушка, кулич…)
- ва …(ваза, ванна, вата…)
- ру …(рука, рубашка, руль…)
- са …(самолет, сарафан, салфетка…)
Воспитатель: Посмотрите, какие необыкновенные цветы у нас выросли. Каждый лепесток- это новое слово, игрокам спасибо. Подведем итоги 4 гейма.
Слово жюри
Гейм 5 – «Земля, вода, воздух» ( с мячом)
Воспитатель: «Я буду кидать игроку мяч, а он называет слово и кидает мяч мне обратно.
Если я буду говорить «Земля», то вы называете какое-либо домашнее или дикое животное.
На слово «Вода!» - название какой-либо рыбы или водного животного.
Называю слово «Воздух!» -название птицы или летающего насекомого.
Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.
Воспитатель: какая быстрая реакция у наших детей и их родителей! И мы убедились, что вы не только знаете названия животных, птиц и насекомых, но и среду их обитания.
Слово жюри.
Гейм 6 – «Что бывает круглым?»
Игроки обеих команд поочередно подбирают нужные слова - существительные к прилагательным.
Воспитатель: «Я задаю вопрос, подставляю ладони для ответного хлопка. А вы даете ответ и отвечаете мне хлопком»
- Что бывает круглым? (мяч, солнце, шар…)
- Что бывает высоким? ( гора, человек, дерево…)
- Что бывает длинным? (дорога, веревка, путь…)
- Что бывает глубоким? (море, река, озеро, океан…)
- Что бывает мягким? ( пух, подушка, игрушка, хлеб…)
- Что бывает колючим? (еж, иголка, елка…)
Воспитатель: сколько разных слов вы назвали к прилагательным –определениям! Все молодцы!
Жюри подводит итог игры и всей викторины.
Воспитатель: У меня в руках волшебный клубочек. Сейчас он покатится по кругу, вы будете передавать его из рук в руки и называть игры, которые вам больше всего понравились и запомнились. (берет в руки клубочек, держит за кончик нитки, называет игру и передает клубочек следующему игроку, тот берется за ниточку, называет игру, не отпуская ниточку передает следующему. Последний игрок возвращает клубочек воспитателю)
Воспитатель: Посмотрите, сколько интересных игр вы сегодня узнали! Но таких игр столько, что этот клубочек можно полностью размотать до самого конца! Уважаемые родители, играйте с детьми! Играйте с удовольствием! и развивайте детскую речь в игре. Оставайтесь всегда такими же веселыми, общительными.
Оценки жюри.
1 конкурс «Грамотей-ка» (1-4 балла)
«Почемучки» | |
«Всезнайки» |
2 конкурс «Буквоед» (1-3 балла)
«Почемучки» | |
«Всезнайки» |
3 конкурс «Назови одним словом» (1-5 баллов)
«Почемучки» | |
«Всезнайки» |
4 конкурс «Перевертыши» (1-3 балла)
«Почемучки» | |
«Всезнайки» |
5 конкурс «Слоговичок» (1-3 балла)
«Почемучки» | |
«Всезнайки» |
Итог:
«Почемучки» | |
«Всезнайки» |