Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Исследовательская работа "Сопоставительный анализ стихотворений"

Познакомиться с символикой ночи в творчестве разных поэтов • Изучить биографию А.Ахматовой и М.Цветаевой • Проанализировать стихотворение "Двадцать первое. Ночь. Понедельник..." • Проанализировать стихотворение "В огромном городе моём - ночь..." • Провести сопоставительный анализ этих стихотворений, выявив сходства и различия

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

город Осташков Тверская область

Исследовательская работа на тему:

«Сравнительный анализ произведений А.Ахматовой и М.Цветаевой»

Работу выполнила:

обучающаяся 9 «А» класса

МБОУ «Гимназия №2»

Сажко Дарья Сергеевна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №2»

Морозова Светлана Викторовна

Осташков

2018

Содержание:

Введение…………………………………..3-4

Основная часть…………………………...5-8

Заключение……………………………….9-10

Список литературы………………………11

Приложения………………………………12-14

Введение.

Анна Ахматова и Марина Цветаева. Два имени, которые вечно идут рядом, при этом не имея практически ничего общего. Они всегда были словно на двух разных берегах одной реки под названием "Серебряный век". Цветаева всегда была "москвичкой", а то время как Ахматова называла себя поэтом Петербурга. Хорошо сказал о поэтическом и психологическом различии той и другой известный русский эмигрантский исследователь литературы Константин Мочульский — еще в 1923 году:

«Цветаева всегда в движении; в ее ритмах — учащенное дыхание от быстрого бега. Она как будто рассказывает о чем-то второпях, запыхавшись и размахивая руками. Кончит — и умчится дальше. Она — непоседа. Ахматова — говорит медленно, очень тихим голосом… Только в едва заметной интонации проскальзывает сдержанное чувство. Она — аристократична в своих усталых позах. Цветаева — вихрь, Ахматова — тишина... Цветаева вся в действии — Ахматова в созерцании...»

Ахматова и Цветаева, как две противоположных грани, очертили контуры русской женской поэзии в самом классическом ее проявлении, подарив современникам и потомкам огромное количество ярких, самобытных и очень искренних стихов. Но если творчество Ахматовой — это спокойная и уверенная сила воды, то в стихах Цветаевой мы ощущаем жаркое, порывистое пламя.

Даже их лирические героини во многом различны: у А. Ахматовой она наделена знанием предела близости душ - мужской и женской. Это знание для лирической героини горькое, доставшееся опытом чувства и жизни. Знание горькое, но понимаемое лирической героиней как психологический закон. Лирическая героиня М. Цветаевой как бы не понимает этого закона. Или не хочет понимать.

Даже на вопрос, чья любовная лирика - А.Ахматовой или М.Цветаевой - вам больше нравится, мужчины гораздо чаще женщин отвечают: "Конечно, А. Ахматовой".

Не раз приходилось из мужских уст в адрес лирической героини М.Цветаевой слышать: "Так она же истеричка!"

Меня заинтересовал вопрос: а так лишь уж разнятся образы, идеи поэтического мира Ахматовой и Цветаевой? Ответ на этот вопрос я попробую найти, проведя сопоставительный анализ их стихотворений, объединенных общей темой.

Объект исследования – стихотворения А.Ахматовой "Двадцать первое. Ночь. Понедельник..." и М.Цветаевой "В огромном городе моём - ночь...".

Методы исследования:

анализ литературных и биографических источников, научной литературы, литературоведческий анализ, сопоставление, обобщение,   социологический опрос-анкетирование.

Гипотеза: несмотря на различия в творчестве, манере письма, мироощущении, судьбе поэтесс, данные стихотворения объединяют не только общая тема, но и идея, образы, внутреннее ощущение, чувства.

Цель: провести сравнительный анализ стихотворений А.Ахматовой "Двадцать первое. Ночь. Понедельник..." И М.Цветаевой "В огромном городе моём - ночь...".

Задачи:

Познакомиться с символикой ночи в творчестве разных поэтов

Изучить биографию А.Ахматовой и М.Цветаевой

Проанализировать стихотворение "Двадцать первое. Ночь. Понедельник..."

Проанализировать стихотворение "В огромном городе моём - ночь..."

Провести сопоставительный анализ этих стихотворений, выявив сходства и различия

Актуальность данной работы обусловлена

Утратой интереса к поэзии в современном мире;

Связью А.А.Ахматовой с Тверской землёй – Бежецком и Слепнёво;

Плохим знанием поэзии по результатам анкетирования

100- летием со дня написания стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»;

125 - летием со дня рождения М.Цветаевой.

* Приложение №1

Основная часть.

Ночь - прекрасное время. Ночью тихо, темно и уютно. Именно ночью в голову приходят неожиданные мысли, великие открытия и необдуманные решения. Образ ночи и побуждаемые ею мысли и чувства нашли отражение во многих прекрасных стихотворениях русских поэтов. Можно заметить, что в основном ночь была для поэтов наиболее благодатным временем суток – временем размышлений о смысле жизни, своем месте в ней, пробуждения различных воспоминаний, особенно о любимых. Образ ночи воспевали и поэты XIX века, в том числе и А. С. Пушкин, и С. П. Шевырев, и Ф. И. Тютчев и многие другие.

Большое место образ ночи занимает в поэзии А. А. Фета, певца природы и любви, сторонника, как и Ф. И. Тютчев, идеалистической философии. Именно в ночное время он создал многие свои замечательные стихи, грезил, вспоминал о своей трагической любви, размышлял о тяготах жизни, прогрессе, красоте, искусстве, "бедности слова" и т.д. Хотя восприятие ночи у всех поэтов свое, для большинства из них это таинственное, сокровенное время, когда душа человека доступна всему прекрасному и когда, словно предвидя будущие невзгоды, она особенно не защищена и тревожна. Своё представление ночи было у двух величайших поэтов Серебряного века – А.А. Ахматовой и М.И.Цветаевой.

Анна Ахматова и Марина Цветаева. Два имени, идущие рядом вот уже целое столетие. Все и всегда твердят об их непохожести, об их различиях, но, может, есть в них что-то, что делает их не такими уж и отличными друг от друга?

Стихотворения "В огромном городе моём - ночь..." и "Двадцать первое. Ночь. Понедельник..." по сути своей содержат в себе похожие переживания и мысли. Желание уйти от бренного мира, не быть такой, как все. В стихотворении Анна Ахматовой лирическая героиня верит, что любовь на земле придумал бездельник, а верят в эту любовь практически все на свете, те, которым лень верить во что-то другое или которым стало скучно.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Им хочется верить, хочется любить, хочется чувствовать, словно без этого они не проживут больше ни минуты. А она другая, она та, которая противостоит целому миру с его песенками и разлуками. Она - иная. Та, которой открылась тайна - тайна истинной любви, от которой она больна.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

В стихотворении Цветаевой героиня не только не хочет любви - она не хочет жизни на этой бренной земле. Её тяготит присутствие здесь. Такое чувство, что её здесь нет.

Есть черный тополь, и в окне - свет,

И звон на башне, и в руке - цвет,

И шаг вот этот - никому - вслед,

И тень вот эта, а меня - нет.

Почему-то люди думают, что идущая девушка чья-то жена или дочь, но для нее самой есть только ночь. Проходя по ночному городу, она невольно замечает музыку в окне, ветер, чёрный тополь, огни, звон на башне, это всё есть, а сама она просит освободить её. Не для нее этот мир. Она лишь сон, который почему-то явился нам.

Но имея общую тему, поэтессы не изменяют самим себе. Их стили, рифмы, стихотворные размеры - всё опять различается. Анна Ахматова начинает своё стихотворение с ряда назывных предложений, показывающих интонационное деление высказанной мысли на отдельные части, самостоятельные фразы. Данный прием помогает поэтессе добиться значимых окрасок, ясности, четкости. Появляется ощущение, что первые строки произведения – это некий обрывок из послания. Четко, сжато – лишь только дается указания времени. Цветаева же использует характерные для неё «рубленые фразы» на протяжении всего стихотворения. Тире безжалостно разрывает строку на «до» и «после», даже если это идёт вразрез с правилами русского языка.

Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» кажется каким-то суховатым: всё просто, без надрыва, без ненужных эмоций, чётко и по факту. Словно это просто мысль, которая внезапно пришла в голову. Простота достигается ещё и отсутствием изобразительно-выразительных средств: одна метафора на всё стихотворение. Сюжет передают глаголы: ждут, поют, боятся, поверили. Все в анализируемом стихотворении уже дышит внешним спокойствием, осмысленностью и внутренней напряженностью. Любовь теперь для лирической героини А.Ахматовой – это не чувство, возникшее «от лености или со скуки», это «тайна», которая открывается немногим. Она не просто побуждает людей ждать свиданий, бояться разлуки и петь любовные песни, а переживается глубоко внутри, как болезнь.

Второе четверостишие пронизано иронией над чувством, которое большинство поэтов воспевало, облекая свои внутренние переживания в символическую форму. Ахматова же описывает любовь как нечто весьма материальное, складывающееся из того, что:

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но это совсем не значит, что поэтессе чужды высокие чувства и сильнейшие душевные переживания. Мы убеждаемся в этом в последнем четверостишии, которое раскрывает ее истинное отношение к любви:

Но иным открывается тайна…

Я на это наткнулась случайно,

И с тех пор все как будто больна

Все это составляет особенность стиля А.Ахматовой, неповторимость которого заключается в способности рисовать обыкновенные образы, максимально наполняя их многогранным смыслом и эмоциональностью.

Совсем иначе воспринимается «В огромном городе моём – ночь…». Здесь есть мольба, здесь есть отречение, здесь есть тоска. Точно непонятно, куда идёт героиня, да и зачем она туда идёт? «Из дома сонного иду – прочь». Куда-то далеко, в туманную даль. Она помнит только ночь, она чувствует только ветер, который ей «метёт путь». Антитеза в третьей строфе показывает, что героиня не то, чтобы не верит, она убеждает нас в отсутствие своего существования. И тополь есть, и свет в окне есть, и звон на башне, цветок в руке, даже её шаг и тень есть, а самой её нет. Мольба об освобождении звучит не только в последней строфе, она прослеживается в каждой буковке, в каждом звуке данного произведения, это слышится между строк. Автор пытается докричаться до нас, что всё это – сон, что она сама – сон, настолько она пытается раствориться в самой Вселенной, настолько ей больно.

У Ахматовой всё сдержанно, малоэмоционально, у Цветаевой чувства хлещут фонтаном; у Ахматовой тишина, у Цветаевой – музыка в окне и звон на башне; конкретика – недосказанность; мгла – огни и свет в окне. Как обычно, они непохожи, даже о любви мыслят по-разному. Но всё же можно сказать, что общего в стихотворениях тоже немало.

В обоих стихотворениях "я" и другие противопоставлены друг другу. Вот там они, поют песни, звонят в колокола, боятся разлуки, а здесь я, та, что обойдётся без них, та, что никогда и не захочет стать частью того мира, что находится за той невидимой гранью.

Несмотря на все различия в поэзии и в самих поэтах, обе они - женщины, и ни одной из них не чужды женские слабости, женские проблемы и, конечно, любовь. Любовь принесла их лирическим героиням страдания, равнодушие, отрешенность. НО главное - они обе наделены способностью любить...

Заключение.

Анна Ахматова и Марина Цветаева — два поэтических голоса своей эпохи. Им довелось не только жить в одно и то же время — время крушения старого мира, но и быть поэтическим голосом своей сложной эпохи.

Две женщины, женщины — ПОЭТЫ, а не поэтессы. На этом настаивали обе: и Анна Ахматова, и Марина Цветаева. До них пока не было дано подняться ни одному женскому имени в литературе. Детство той и другой было печальным: «И никакого розового детства», — сказала Ахматова, — то же могла сказать и Цветаева. И вообще судьба обеим выпала тяжелая. Много потерь.

У обеих в творчестве большое место – тема любви. Поэты часто говорят об одном, хотя и по-разному. Общим мотивом звучит в лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой отношение той и другой лирической героини к сопернице: равнодушие, чувство гордого женского превосходства, но не зависть и не ревность к ней - "простой женщине", "трухе рыночной" (М. Цветаева), "дурочке" (А. Ахматова). Оттенки чувства лирической героини А. Ахматовой идут от понимания любви как страсти, любви как борьбы, поединка душ. В любовной лирике М. Цветаевой душе лирической героини нет "равносильного", нет и борьбы, поединка, есть только самоотдача себя любимому человеку. Он - "желанный", "жаленный", "болезный"!

Интересно, что первый сборник Ахматовой – «Вечер», а Цветаевой – «Вечерний альбом» (стихи 15-17 - летней Цветаевой).

Обе любили и писали о России. Сумятица и боль трагичного периода в жизни России проникают и в их стихи. У Ахматовой это ноты тревоги и печали, муки совести, постоянное ощущение сумятицы внутри и боль за судьбу Родины. У Цветаевой - кипение страстей, постоянные контрасты и острое предчувствие гибели. У Ахматовой все чаще слышится традиционный для женской поэзии молитвенный стиль, и молится она о судьбе своей страны. У Цветаевой, особенно в период эмиграции, слышна ненависть ко всему, что так перевернуло эпоху, и в то же время невыносимая боль от разлуки с любимой землей.

Цветаева несколько лет прожила в эмиграции. Ахматова никогда не уезжала надолго. Однако обе поэтессы не принимали и не понимали революцию.

Ахматова и Цветаева — самобытные поэтессы и очень разные, но между ними немало внутреннего сходства. Они обе были именно русскими поэтессами и безгранично любили Россию. В их творчестве и судьбе отразился сложный путь русской интеллигенции, которой пришлось жить в эпоху революционных бурь и глобальных перемен.

Проведя исследование, я убедилась, что несмотря на различия в творчестве, манере письма, мироощущении, судьбе поэтесс, данные стихотворения объединяют не только общая тема, но и идея, образы, внутреннее ощущения, чувства, а значит, моя гипотеза подтвердилась.

Список литературы.

Анна Ахматова «Я научила женщин говорить…» Мнухин Л.А. Издательство «Аст», 2010

Н.Гвелесиани «Путь неприкаянной души» (О Марне Цветаевой и не только…) Ставрополь: Ставролит, 2013. — 160 с.

Образ ночи [Электронный ресурс]

https://studexpo.ru/6894/literatura/razvitie_obraza_nochi_russkoy_poezii,

http://lit-helper.com/p_Obraz_nochi_v_lirike_A_A__Feta,

http://www.symbolarium.ru/index.php/Ночь,_часть_суток

2. О творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой [Электронный ресурс]

https://studfiles.net/preview/2681017/,

http://5litra.ru/soch/1058-a-ahmatova-i-m-cvetaeva-dva-poeticheskih-golosa-svoey-epohi.html,

http://helpiks.org/8-19586.html,

http://lit-helper.com/p_A__A__Ahmatova_i_M__I__Cvetaeva_vstrecha_dvuh_poetov,

http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/kopylova-o-lyubvi-v-lirike-cvetaevoj-i-ahmatovoj.htm

3. Стихотворение А.Ахматовой [Электронный ресурс]

https://rupoem.ru/axmatova/dvadcat-pervoe-noch.aspx

4. Стихотворение М.Цветаевой [Электронный ресурс]

http://rupoem.ru/cvetaeva/v-ogromnom-gorode.aspx

Приложения.

Анкета

1. Назовите известные Вам стихотворения А.Ахматовой и М.Цветаевой.

А.Ахматова: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.Цветаева:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соотнесите стихотворения с авторами.

"Сжала руки под тёмной вуалью..."

"В огромном городе моём - ночь..."

"Под лаской плюшевого пледа..."

"Ты письмо моё, милый, не комкай..." Марина Цветаева

"Уж сколько их упало в эту бездну..." Анна Ахматова

"Двадцать первое. Ночь. Понедельник..."

"Есть в близости людей заветная черта..."

"Кто создан из камня, кто создан из глины..."

3. Нравится ли Вам поэзия Анны Ахматовой? Марины Цветаевой? Почему?

Анна Ахматова: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Марина Цветаева:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вспомните и запишите несколько известных Вам строк из стихотворений А.Ахматовой и М.Цветаевой.

А.Ахматова:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.Цветаева:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области