Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В данной теме описывается, как проводится в дошкольном учреждении кружок Сказкотерапия. Значимость кружка и как он влияет на социализацию детей с ОНР.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, которые имеют временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы физического и психического здоровья, в первую очередь, нуждаются в помощи по социализации и адаптации к окружающему миру. Один из методов, способствующий успешной адаптации, развитию, коррекции, а также личностному росту детей с ОВЗ в социуме, является сказкотерапия. (СЛАЙД №2)

Любая сказка - это история, которая содержит в себе жизненный опыт разных народов, передающийся из поколения в поколение. Люди использовали сказки с давних времен как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Дети, имеющие проблемы и нарушения в развитии, наиболее легко воспринимают сказку. Именно поэтому сказка призвана помочь ребёнку понять «законы» окружающей действительности.

Осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира ребёнку с ОВЗ проще через сказку. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картинку мира. На ее основании, он будет воспринимать различные ситуации, и действовать определенным образом. (СЛАЙД №3) Сказка - это самый короткий путь, ведущий к внутреннему миру ребенка. А сказкотерапия - это метод, позволяющий использовать сказочную форму и занавесу волшебства для интеграции личности ребёнка.

Сказкотерапия имеет не только терапевтическую направленность, её так же можно использовать с целью диагностики и коррекции нарушения социального взаимодействия.

Для детей с ОВЗ самым проблемным аспектом социализации является

взаимодействие с окружающим миром. Использование сказкотерапии в коррекционных целях подразумевает систематическое усиление потенциальных возможностей и творческих способностей ребёнка, за счет которого происходит преодоление проблемных ситуаций.

Все это проанализировав и обдумав, я решила организовать кружок «Сказкотерапия» Кружок я провожу в той же группе, где и работаю. Это средняя группа, дети только перешли из младшей.

Я разработала пояснительную записку к этому кружку, обозначила проблему, актуальность, цель, задачи. (СЛАЙД №4)

Девиз программы: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».

(СЛАЙД №5)

Основной целью данной программы является сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

 Цель кружка: снизить уровень детской конфликтности и агрессивности, уменьшить число психосоматических заболеваний. Помочь недостатки ребенка превратить в достоинства. Определить главные черты ребенка и облагородить их. 

(СЛАЙД №6)

Задачи: 1. Научить детей строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми. 2. Познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных ситуациях. 3. Снятие психо - эмоционального напряжения. 

4. Развитие связной речи (это диалогическая и монологическая речь)4. Повышение самооценки, развитие самоуважения, решение частных проблем ( страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность). – что для наших детей очень актуально!

(СЛАЙД №7)

Формы работы: 

Сочинение собственных сказок, историй.

Решение сказочных задач.

Направленные фантазии на выявление и коррекцию как внутриличностных проблем, так и межличностных проблем и конфликтов. 

Волшебные истории 

Релаксация-колыбельная .

Подвижная игра .

Куклотерапия (оживляя куклу ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои мысли)

(СЛАЙД №8) фото детей

Ребёнку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше таких моделей.

Таким образом, использование сказки позволяет расширить спектр моделей поведения и служит подсказкой для альтернативного решения сложных ситуаций.

СЛАЙД №9 фото детей с персонажем

Главный персонаж сказки должен быть близок к ребёнку по полу, возрасту,

характеру, интересам и поведению. В зависимости от того, какие образы лучше воспринимает ребёнок, герой может быть как человеком (мальчик, девочка, принцесса, воин и пр.), так и животным, растением, явлением природы, предметом и т.д. В сказке описывается жизнь героя, метафорически передавая реальную трудную ситуацию, в которой оказался ребёнок: структуру его взаимоотношений с окружающими, определённые черты, характер, интересы, эмоциональные состояния, желания. То есть, герой сказки оказывается в ситуации, похожей на реальную проблему ребёнка.

СЛАЙД №10 фото

Важно, чтобы ребёнок почувствовал и проговорил не сюжетную линию сказки, а ее скрытые смыслы: что происходит, почему это происходит, зачем это нужно, есть ли в нашей жизни ситуации аналогичные сказочным.

Так же ребёнок имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться выстраивать свою линию поведения в социуме, аргументировано

отстаивать свое мнение и без ущерба для себя принимать мнение других. В первую очередь, это имеет большое значение для успешной социализации детей с ОВЗ.

Слайд №11

Однако необходимо быть терпеливым, так как эффект от воздействия сказки может проявиться не сразу, а через некоторое время.

Для занятий я разработала перспективный план, где прописаны даты, тема, название сказки, основные игровые методы и приемы сказкотерапии и их задачи.

Программа «Сказкотерапия» реализуется вне занятий (кружковая работа) -35 занятий в год, продолжительностью 20 мин.На каждом занятии осуществляется индивидуальный подход, который выстраивается из возможностей каждого ребенка. Одним из важных условий реализации программы является создание необходимой методической базы и развивающей среды (подбор художественной литературы, различные виды театра, наборы открыток, иллюстраций, фонотеки с классической музыкой, детскими мелодиями, песнями, сказками). С подбором материала помогают воспитатели, свои накопления и интернет.

На каждом занятии обязательно осуществляется личностно-ориентированный подход. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Поэтому всегда интересно наблюдаюдать за детьми в режимных моментах, в играх, сразу после кружка, когда они иногда не успевают отойти от образа и продолжают играть в образе героя сказки.

Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник), а детям склонных к упрямству, капризам, ябедничеству в сказкотерапии изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, хвастунишка, непослушный Ваня)

Важно четко знать, что воздействие с помощью сказки является глубинным и удивительно стойким, так как оно затрагивает поведенческие пласты психики и ее ценностную структуру.

Слайд 11

Благодаря своей образности, сказки легко запоминаются детьми с ОВЗ и после окончания психологического воздействия продолжают «жить» в повседневной жизни ребёнка, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения и успешно социализироваться в окружающем мире.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области