Живая земля
(занятие по экспериментальной деятельности в средней группе)
Автор Малютина Е.П., воспитатель
Цель:расширение и пополнение знаний детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.
Предварительная работа:просмотр презентации «Какая бывает почва», рассмотрение почвы, труд на огороде и цветочной клумбе, рассмотрение иллюстраций подземных жителей. Чтение Н. Рыжова «Почва – живая земля».
Оборудование и материалы:письмо, салфетки, одноразовые стаканчики для посадки лука, лук, большой ком почвы с остатками растений, насекомых, сухих листьев, камней, лупы на каждого ребенка, ложечки, стаканчики с водой, маленький ком сухой почвы, влажные салфетки.
Используемая литература:
- Петельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. - Екатеринбург. - 1995. - С.496.
- maam.ru detskijsad
- dosholnik.ru okr-mir 10824-pochva
- http://dohcolonoc.ru
Ход деятельности
Ребята, как вы думаете, с чего начинается хорошее настроение? (ответы детей). Давайте мы все за руки возьмемся, друг другу улыбнемся и пожелаем хорошего настроения.
Стук в дверь:
Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. Пишет нам Карлсон: «Я сильно заболел, кроме лекарств мне доктор посоветовал употреблять в пищу природные витамины. Варенье знаю, повидло знаю, мед знаю, витамины живые не знаю, где их взять, подскажите?»
На свете есть чудесная кладовая и в ней можно вырастить все, если хорошо потрудиться. Я думаю, что вы уже догадались, как называется эта кладовая. (ответы детей)
Наша земля очень богата.
Люди в земной коре нашли залежи угля, нефти, золота, железа, меди – только на них ничего не растет. Самое ценное на земле – это земля – почва. На ней растут овощи, фрукты, все злаковые культуры, разные растения.
Почва тонким слоем всего в несколько сантиметров покрывает земной шар. Вот этот тонкий плодородный слой, по которому мы ходим, и дал нашей планете жизнь.
Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, что он должен делать? (ответы детей.)
- Как вы думаете, в каких продуктах питания содержится много витаминов? (ответы детей). Конечно же, в овощах и фруктах. Слушайте загадку: сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (дети отвечают)
Молодцы, отгадали загадку. Лук помогает лечить людей, его нужно и полезно употреблять в пищу, так как он убивает микробы в организме. В народе не зря говорят: «лук от всех недуг».
Сегодня мы с вами будем сажать лук, но его посадку начнем немного позже. А сейчас предлагаю пополнить наши знания о свойствах почвы. На время мы с вами станем учеными-исследователями, оденем халаты и пройдем в лабораторию.
Присаживайтесь, пожалуйста. Я главный лаборант-исследователь, а вы мои помощники. Чтобы начать исследовательскую деятельность, я должна познакомить вас с правилами поведения в лаборатории: «будь аккуратным, не сори, не пробуй на вкус ничего, никогда, иначе тебя ожидает беда. И никогда никому не мешай, соседа всегда своего уважай».
Итак, вы готовы, тогда начнем.
Опыт №1.
Оборудование: почва, тарелка, влажные салфетки
Давайте рассмотрим почву, какая она цветом? (черная, коричневая). А как вы думаете, твердая она или мягкая? (Возьмите щепотку земли в руки, ее можно мять?). А сейчас давайте возьмем почву в кулачок и сожмем его, а после расслабим кулачок. Что происходит? Она сыпется. Что мы можем сказать о почве? (она рассыпчатая, мягкая).
Опыт №2.
Оборудование: Салфетки, тарелки, почва, влажные салфетки
На столе лежат салфетки, а в оранжевых тарелочках лежит почва. Положите щепотку земли на салфетку. Придавите ее пальцем к салфетке. Что вы видите? (грязное пятно). А еще оно какое? (влажное). О чем это говорит? Да, в почве есть вода. Как она попадает в почву? (идут дожди, тает снег). А теперь протрите руки влажной салфеткой и перейдем к другому столу.
Опыт №3.
Оборудование: Емкости с водой, кусочек почвы
Ребята, я предлагаю вам понаблюдать за тем, что произойдет с почвой, если я брошу ее комочек в воду. Что вы видите? (на поверхности воды появились пузырьки). Что это означает? (что в почве есть воздух). В почве воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его, воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с воздухом, который нас окружает.
А теперь я полью сухую землю водой из лейки (представим, что пошел дождь). Куда исчезла вода? Почва ее впитала. Да, ребята, почва способна впитывать в себя влагу, что очень полезно для растений и насекомых, которые в ней живут.
Опыт №4.
Оборудование: поднос, большой ком земли, лупа
На нашем подносе лежит большой ком почвы. Что вы видите? (корешки растений, сухие листья, останки насекомых.) Со временем все это в почве перегнивает и получается хороший перегной, который служит удобрением для почвы.
Ребята, а кто живет в земле? (ответы детей)
Да, в подземном царстве живут кроты, насекомые, червяки, суслики…. У них своя жизнь: они роют норки, переползают из одного места в другое, тем самым не замечая, как они перерывают землю, рыхлят ее и делают ее плодородней.
Воспитатель подводит детей к выводу: в почве есть воздух, вода. Она мягкая и рассыпчатая, плодородная - на ней растут растения, в ней живут насекомые, значит, мы можем сказать «земля – живая».
Я вижу, что вы уже немного устали, давайте пройдем на коврик и сделаем разминку.
Физическая минутка.
Раз – и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой,
Очень сильной, очень крепкой
Очень доброй и большой.
Два – я почва - верхний слой,
Дружат травы все со мной.
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою».
А сейчас приступим к посадке лука.
Оборудование: стаканы с водой, луковицы, поддон.
Вот сейчас мы готовы к посадке лука. Рассмотрим луковицу: вся она покрыта шелухой, на донце луковицы находятся сухие, старые корешки, вверху стебелек – для роста пера – зелени.
Перед вами стоят стаканы с землей. Сделаем в ней углубление и корешками вниз (донцем) сажаем луковицу так, чтобы ее верхняя часть выступала из земли. Затем слегка прижмем землю вокруг луковицы. С помощью ложечки добавим еще немного земли в стаканчик, чтобы прикрыть луковицу. А теперь лейкой польем землю рядом с луковицей. Вот мы и посадили лук. Ставим все стаканы на поддон. А что еще нужно для роста растений? (много света и тепла). Поставим поддон возле окошка и будем следить за ростом лука и обязательно за ним ухаживать.
- Ребята, мы еще должны написать письмо – ответ Карлсону. Что вы предлагаете? (ответы детей).
Конечно же, мы ему расскажем о пользе природных витаминов и где их взять, опишем, как правильно сажать лук. Чтобы вы ему хотели пожелать?
«Карлсон, выздоравливай, пожалуйста!!!
С уважением дети д/с №44 средней группы «Росток»