Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект «Моя домашняя лаборатория»

Цель проекта развитие познавательных способностей детей в ходе опытно-исследовательской деятельности в домашних условиях.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект «Моя домашняя лаборатория»

(с детьми младшего и старшего дошкольного возраста)

Организационно-подготовительный этап

1. Тема проекта и её происхождение.

Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромную возможность для систематического развития его способностей, в том числе и познавательных. В ходе выполнения увлекательных экспериментов и опытов, ребенку хочется что-то сделать самому, прийти к какому-то выводу, доступному для его понимания, сделать первые шаги в удивительный мир науки. Атмосфера домашней лаборатории способствует возникновению более ярких эмоций при достижении первых успехов ребенка. Естественное включение семьи в проектную деятельность является важной частью реализации ООП ДО.

2.Авторы и исполнители проекта: старший воспитатель Игнатьева Е.А., воспитатели групп: Анпилогова Н.Б., Романова Т.А., Малютина Е.П., Лысенко Т.П., Белоусова Е.В., Гладкова О.Н., Нагладзе А.Н., Стадничук Ж.А., Игнатьева В.В., Казакова Ю.Г.

3. Вид проекта:исследовательско-творческий

4.Характер контактов: внутри семей воспитанников и в контакте с дошкольным учреждением.

5.Форма организации проекта:индивидуально-фронтальная.

6.Количество участников: 30 детей и их родители, воспитатели.

7.Продолжительность: средняя продолжительность 3 года

8. Цель проекта: развитие познавательных способностей детей в ходе опытно-исследовательской деятельности в домашних условиях.

9.Предполагаемый продукт: Картотека опытов «Моя домашняя лаборатория»

10. План достижения цели:

№ п\п

Мероприятие / вид деятельности

Кто осуществляет

Сроки

1

Создание тематической библиотеки научно-популярной и методической литературы и групповых детских лабораторий

Воспитатели,

дети и родители

июнь – декабрь 2014-15 г.г.

2

Проведение встреч с родителями, разработка рекомендаций по теме проекта

Воспитатели,

дети и родители

июнь – декабрь 2014-15 г.г.

3

Проведение мастер-классов по опытно-экспериментальной работе с детьми

Старший воспитатель, воспитатели групп

в течении первого года работы

4

Разработка и реализация мини-проектов

Воспитатели, дети и родители

2014-2017 г.г.

5

Конкурс на лучший мини-проект

Воспитатели, дети и родители

март-2017 г.

6

Развлечение, посвященное празднованию Дня Земли с презентацией лучших мини-проектов

Воспитатели, дети и родители

апрель 2017 г.

Технологический этап

1)Беседа с родителями по предлагаемому проекту. Как правильно организовать домашнюю лабораторию? Как учитывается возраст ребенка и особенности его психического развития при подборе опытов? Что необходимо знать, чтобы соблюдать правила техники безопасности при работе в домашней лаборатории? Какую литературу использовать при изучении проблемы? Желательно выявить возможности родителей, определить их роль и роль детей в проекте.

2) Обсуждение темы с детьми. В ходе бесед выяснить, какие опыты будут наиболее интересны детям. Обсудить основные правила безопасности при проведении опытно-экспериментальной работы. Определить роль родителей в проекте.

3)Какие мероприятия будут проведены. Собрать библиотеку художественной и популярной литературы, оформить дидактические пособия. Организовать и провести конкурс на лучший мини-проект, развлечение, посвященное празднованию Дня Земли с презентацией лучших мини-проектов.

4)Изучение литературы:

- Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Михаленко Е.И. Самая полная энциклопедия научных опытов. - Москва, ЭКСМО, - 2014, - 288 с.

- Веракса Н.Е., Галимов О.Р., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2014г., - 80 с.

- Дыбина О.В., Рахманова И.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. - Москва, «ТЦ СФЕРА», - 2002 г., - 112 с.

- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо- Всюду. - Ярославль, Академия развития. - 2006 – 320с.

- Шапиро А.И. Первая научная лаборатория, опыты, эксперименты, фокусы. - Издательство «ТЦ СФЕРА». - 2016 г. - 128 с.

- http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-i-opytov-s-vodoi-peskom-dlja-detei-2-mladshei-grupy.html

- http://reshetnikova.pav8.caduk.ru/p29aa1.html

-http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/11/08/eksperimentalnaya-deyatelnost-vo-2-mladshey-gruppe-na

5)Оформление альбома «Моя домашняя лаборатория».

6)Оформление картотеки опытов.

Заключительный этап

Подведение итогов с детьми и родителями. Проведение конкурса на лучший мини-проект, развлечения, посвященного празднованию Дня Земли с презентацией лучших мини-проектов. Проведение анкетирования родителей для выявления их отношения к данной проектной деятельности (Чем понравилась наша работа? Для чего нужно проводить исследовательскую деятельность с детьми? Что больше всего запомнилось из рассказов детей о проекте?).

Оформление результатов проектных исследований. Рабочие материалы и фотоматериалы оформляются в портфолио. Разрабатывается сценарий итоговой презентации.

Презентация и защита проекта. Презентация проводится в форме творческого мероприятия при участии детей и родителей (сценарий прилагается).

Примерная картотека опытов, предназначенных для выполнения в «домашней лаборатории»

Срок

Тема опыта

Цель

Содержание

Оборудование

Сентябрь

2 младшая группа

Плавает – не плавает

Расширить представления ребенка о свойствах предметов, выполненных из различных веществ

Налить в таз воду. Разложить вокруг разные предметы. Ребенок по очереди опускает предметы и смотрит, что с ними происходит

Вода, таз, предметы, выполненные из различного материала

Буря в стакане

Расширить представления ребенка о воде

Предложить опустить в стакан соломинку и дуть в нее. Что получится?

Стакан с водой, соломинка

Сентябрь

Средняя группа

Ткань, ее свойства

Научить узнавать вещи, сшитые из ткани

Рассмотреть ткань, ощупать ее. Выявить структуру поверхности и толщину. Попробовать смять, потянуть. Используя ножницы, разрезать ткань, опустить кусок в воду, попробовать поджечь.

Кусок ткани, стакан с водой, спички, ножницы, металлическая тарелка

Волшебная тень

Обобщить собственный опыт наблюдения за тенью

Предложить ребенку показать на стене с помощью кисти рук различных животных. Придумать веселые истории.

Лампа, стена

Сентябрь

Старшая группа

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать предметы

Демонстрация опыта: металлические предметы не падают с рукавички при разжимании руки. Пробуем с предметами из пластмассы, дерева и т.д.

Рукавичка, магнит, мелкие предметы из разных материалов

Творожок из молока

Обогатить представления ребенка о молоке

Взять молоко, Налить в стакан. Добавить сок лимона. Молоко сворачивается. Процедить. Получился творог.

Молоко, лимон, стакан, дуршлак, чистая чашка.

Сентябрь

Подготовительная группа

Черви-землепроходцы

В ходе наблюдений установить какую пользу приносят черви

На дно банки насыпать почву, сверху слой песка, опавшие листья. На них положить 5-7 дождевых червей. Слегка полить содержимое и поставить в темное место. Через 2-3 дня рассмотреть, что произойдет. Сделать выводы

Емкость с землей, со слоем опавших листьев, песком, несколько дождевых червей

Крепкий шарик

Дать ребенку убедиться, что при определенных условиях шарик при проколе будет цел.

Надуть шарик, спустить часть воздуха и завязать лентой. Спицу обмакнуть в растительное масло и крутя, проткнуть шарик насквозь.

Шарик, спица, растительное масло, лента

Декабрь

2 младшая группа

Надувание мыльных пузырей

Научить пускать мыльные пузыри

Опустить трубочку в мыльный раствор и дунуть в нее. Можно использовать водяной пистолет.

Стакан с мыльным раствором, трубочка

Морозко

Цветные льдинки

Дать преставление об агрегатных состояниях воды

Понаблюдать за водой, текущей из крана. Определить цвет, вкус. Набрать в стакан воды и ,используя краски, покрасить. Разлить по формочкам и заморозить, опустив в воду ниточки. Украсить цветными льдинками деревья во дворе.

Формы, вода, банка, Краска, нитки, ножницы

Декабрь

Средняя группа

Ловкое яйцо

Доказать что при перепаде давления яйцо всасывается в бутылку.

Вареное яйцо очищаем от скорлупы, так как она достаточно прочная и не даст яйцу изменить форму. Пробуем поместить яйцо в бутылку. Яйцо в горлышко не проходит.

Смазываем горлышко бутылки растительным маслом. Сворачиваем из бумаги небольшую трубочку. Просим взрослых поджечь её.

Взрослый должен опустить горящую бумагу в бутылку. Пока бумага горит, быстро ставим яйцо на горлышко.

Сваренное вкрутую яйцо

Силиконовая кисточка

Растительное масло

Спички

Тарелка

Стеклянная бутылка с широким горлышком

Лист бумаги.

Чудесные спички

Закрепить знания о свойствах воды

Надломить спички, согнув их под прямым углом. Капнуть воду на сгибы спичек. Наблюдать, как спички будут расправляться, образуя звезду.

Спички, тарелка с водой

Декабрь

Старшая группа

Вулкан

Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать

В пластиковую бутылку налить уксус 100 мл. Добавить жидкое мыло и пищевой краситель. Всыпать чайную ложку соды и наблюдать «извержение вулкана».

Пластиковая бутылка, ложка, уксус, пищевой краситель, жидкое мыло

Как надуть воздушный шар

Расширить кругозор ребенка о воздушном шаре

В пластиковую бутылку аккуратно налить уксус. Надеть шарик с содой на горлышко бутылки, высыпать соду в уксус. Шарик постепенно надувается.

Пищевая сода, уксус, бутылка , лимон

Декабрь

Подготовительная группа

Очищение грязной воды

Показать ребенку один из способов очистки воды

Наполнить миску водой. Насыпать в нее земли и перемешать. Поставить миску повыше. Взять бумажное полотенце и скрутить в жгут. Один конец окунуть в грязную воду, другой в чистый стакан. Подождать. В стакане появится чистая вода

Ложка, стакан земли, чистый стакан, миска, бумажное полотенце

Невидимые чернила

Каким образом невидимые «лимонные» чернила можно проявить на бумаге

Разрезать лимон, выдавить в миску сок, окунуть кисточку в сок, написать тайное писание. Чтобы узнать тайну , надо погладить бумагу. От тепла буквы будут коричневые

Лимон, лист белой бумаги, тонкая кисточка

Март

2 младшая группа

Рисование на мокром листе

Знакомить детей с различными свойствами знакомых предметов

Намочить лист бумаги, разложить на столе, накрытом клеенкой. Окунуть кисточку в воду и краску, провести по бумаге. Использовать разные цвета.

Клеенка, вода, стакан, кисть, акварельные краски.

Чудеса с песком

Закрепление знаний о свойствах песка

В ведерко набрать сухого песка. Предложить ребенку насыпать его в пластиковую бутылку. Что будет? Полить песок водой на подносе. Как изменится песок?

Ведро, бутылка, стакан воды, песок, поднос

Март

Средняя группа

Дырявый пакет

Показать ребенку, как проколоть пакет, чтобы из него не вытекала вода.

Налить воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом проткнуть пакет в том месте, где он наполнен водой. Вода не вытекает.

Полиэтиленовый пакет, карандаш, вода

Волшебные лучи

Расширить представления ребенка о свете и его источниках

Наблюдения за горением свечи, лампы, фонарика. Эти источники света использовать в темном помещении для разглядывания картины. Сделать выводы о интенсивности освещения

Фонарик, свеча, электролампа, картина

Март

Старшая группа

Бумажная крышка

Показать ребенку, как бумага может служить крышкой

Вырезать квадрат 13см. Налить в стакан воды. Накрыть бумагой. Прижать его ладонью. Резко перевернуть вверх дном над глубокой миской. Убрать руку от бумаги.

Стакан стеклянный, вода, лист бумаги, ножницы, миска

Бумажная вертушка

Расширить знания об устройстве ветряной мельницы

Вырезать 2 квадрата, стороны . из фольги. Согнуть их по диагонали, чтобы совпали противоположные углы. Проколоть отверстия в разрезанных углах и в центре квадрата. Намотать на цветную палочку несколько витков проволоки, оставив кончик . Нанизать на нее бусинку. Затем квадрат, снова бусинку .Затем уголки с отверстиями. Закрепляем лопасти бусинкой и подгинаем проволоку.

Цветная бумага, палочка, бусинки, проволока, ножницы.

Март

Подготовительная группа

Удивительные превращения сахара

Понять, что такое сахар, какова его роль, влияние на организм человека.

Взять пинцетом кусочек сахара и подержать в пламени свечи. Сахар потемнеет , начнет плавиться и капать , но гореть не будет. На этот сахар положить пепел от сигареты, сахар загорается и сгорает до тла.

Пинцет, кусочек сахара, табачный пепел, спиртовка

Удивительные превращения сахара

Понять, что такое сахар, какова его роль, влияние на организм человека.

2 кусочка рафинада смочить водой, чтобы он стал влажным. Положить в ложку и нагревать над горелкой, пока он превратится в жидкость. Вылить в блюдечко небольшими каплями. Получится сладкий леденец.

Сахар-рафинад, ложка, спиртовка, блюдечко

Июнь

2 младшая группа

Островки

Показать, что вода охлаждает предметы и делает их твердыми.

Взять блюдце с водой, окрашенной в синий цвет. Это море. Зажигаем свечу, наклоняем ее и капаем в воду, меняя высоту. В воде парафин остывает и образует различные формы.

Блюдце, вода, свеча, краски, спички

Что спрятано в комочке земли

Расширить знания ребенка о почве

Взять 2 комочка почвы. Один попробовать руками. Земля в комочке влажная, черная. Посмотреть в увеличительное стекло, есть трещинки. Осторожно раскрошить комочек и рассмотреть , что есть в почве

2 тарелки, 2 комочка земли, лупа

Июнь

Средняя группа

Липкий стакан

Показать, что при склеивании некоторых предметов, можно использовать не клей, а воздух

Надуть шарик, попробовать присоединить к нему стаканчик. Не получается. Выпустить из шарика половину воздуха, присоединить стаканчик и снова надуть не убирая его. Стакан приклеился

Шарик, бумажный стакан

Медузы

Показать, что воздух легче воды

В самый уголок пакетика наливаем немного воды и туго перевязываем ниткой так, чтобы в получившемся пузыре оставалась капелька воздуха.

Оставшуюся часть пакета отрезаем на расстоянии около 10  сантиметров от завязки и разрезаем вдоль на узкие полосы. Это будут щупальца медузы.

Проталкиваем медузу в горлышко бутылки с водой, при необходимости доливаем воду так, чтобы в ней совсем не оставалось воздуха. Медуза при перевороте бутылки плавает

Разноцветные полиэтиленовые пакеты, ножницы, нитки, пластиковые бутылки.

Июнь

Старшая группа

Волны в бутылке

Познакомить с экспериментированием в домашних условиях

В бутылку налить воду, смешать с красителем. Добавить ¼ стакана масла. Тщательно закрыть бутылку , положить на бок и раскачать .

Растительное масло, бутылка, вода, пищевой краситель

Рисование на молоке

Расширить представления о свойствах веществ

В тарелки налить молоко, капнуть краситель. Капли расплываются, образуя рисунок. Рисунок корректируем ватной палочкой.

Молоко, ватные палочки, краситель

Июнь

Подготовительная группа

Исчезающий мелок

Провести опыт и объяснить что случилось с мелком

Небольшой кусочек мела опустить в стакан с уксусом и посмотреть, что происходит. Объяснить

Кусочек мела, стакан с уксусом

Лавовая лампа

Расширить представления о свойствах веществ (воды, масла)

В банку налить 2/3 теплой воды, добавить краситель, размешать. Налить растительное масло, Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности. «Шипучую» таблетку разломить на кусочки и опустить в банку.

4 банки разного объема, пищевые красители, «шипучие» таблетки, растительное масло, теплая вода

арпаражлкпхкъх

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области