Проект «Моя домашняя лаборатория»
(с детьми младшего и старшего дошкольного возраста)
Организационно-подготовительный этап
1. Тема проекта и её происхождение.
Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромную возможность для систематического развития его способностей, в том числе и познавательных. В ходе выполнения увлекательных экспериментов и опытов, ребенку хочется что-то сделать самому, прийти к какому-то выводу, доступному для его понимания, сделать первые шаги в удивительный мир науки. Атмосфера домашней лаборатории способствует возникновению более ярких эмоций при достижении первых успехов ребенка. Естественное включение семьи в проектную деятельность является важной частью реализации ООП ДО.
2.Авторы и исполнители проекта: старший воспитатель Игнатьева Е.А., воспитатели групп: Анпилогова Н.Б., Романова Т.А., Малютина Е.П., Лысенко Т.П., Белоусова Е.В., Гладкова О.Н., Нагладзе А.Н., Стадничук Ж.А., Игнатьева В.В., Казакова Ю.Г.
3. Вид проекта:исследовательско-творческий
4.Характер контактов: внутри семей воспитанников и в контакте с дошкольным учреждением.
5.Форма организации проекта:индивидуально-фронтальная.
6.Количество участников: 30 детей и их родители, воспитатели.
7.Продолжительность: средняя продолжительность 3 года
8. Цель проекта: развитие познавательных способностей детей в ходе опытно-исследовательской деятельности в домашних условиях.
9.Предполагаемый продукт: Картотека опытов «Моя домашняя лаборатория»
10. План достижения цели:
№ п\п | Мероприятие / вид деятельности | Кто осуществляет | Сроки |
1 | Создание тематической библиотеки научно-популярной и методической литературы и групповых детских лабораторий | Воспитатели, дети и родители | июнь – декабрь 2014-15 г.г. |
2 | Проведение встреч с родителями, разработка рекомендаций по теме проекта | Воспитатели, дети и родители | июнь – декабрь 2014-15 г.г. |
3 | Проведение мастер-классов по опытно-экспериментальной работе с детьми | Старший воспитатель, воспитатели групп | в течении первого года работы |
4 | Разработка и реализация мини-проектов | Воспитатели, дети и родители | 2014-2017 г.г. |
5 | Конкурс на лучший мини-проект | Воспитатели, дети и родители | март-2017 г. |
6 | Развлечение, посвященное празднованию Дня Земли с презентацией лучших мини-проектов | Воспитатели, дети и родители | апрель 2017 г. |
Технологический этап
1)Беседа с родителями по предлагаемому проекту. Как правильно организовать домашнюю лабораторию? Как учитывается возраст ребенка и особенности его психического развития при подборе опытов? Что необходимо знать, чтобы соблюдать правила техники безопасности при работе в домашней лаборатории? Какую литературу использовать при изучении проблемы? Желательно выявить возможности родителей, определить их роль и роль детей в проекте.
2) Обсуждение темы с детьми. В ходе бесед выяснить, какие опыты будут наиболее интересны детям. Обсудить основные правила безопасности при проведении опытно-экспериментальной работы. Определить роль родителей в проекте.
3)Какие мероприятия будут проведены. Собрать библиотеку художественной и популярной литературы, оформить дидактические пособия. Организовать и провести конкурс на лучший мини-проект, развлечение, посвященное празднованию Дня Земли с презентацией лучших мини-проектов.
4)Изучение литературы:
- Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Михаленко Е.И. Самая полная энциклопедия научных опытов. - Москва, ЭКСМО, - 2014, - 288 с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2014г., - 80 с.
- Дыбина О.В., Рахманова И.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. - Москва, «ТЦ СФЕРА», - 2002 г., - 112 с.
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо- Всюду. - Ярославль, Академия развития. - 2006 – 320с.
- Шапиро А.И. Первая научная лаборатория, опыты, эксперименты, фокусы. - Издательство «ТЦ СФЕРА». - 2016 г. - 128 с.
- http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-i-opytov-s-vodoi-peskom-dlja-detei-2-mladshei-grupy.html
- http://reshetnikova.pav8.caduk.ru/p29aa1.html
5)Оформление альбома «Моя домашняя лаборатория».
6)Оформление картотеки опытов.
Заключительный этап
Подведение итогов с детьми и родителями. Проведение конкурса на лучший мини-проект, развлечения, посвященного празднованию Дня Земли с презентацией лучших мини-проектов. Проведение анкетирования родителей для выявления их отношения к данной проектной деятельности (Чем понравилась наша работа? Для чего нужно проводить исследовательскую деятельность с детьми? Что больше всего запомнилось из рассказов детей о проекте?).
Оформление результатов проектных исследований. Рабочие материалы и фотоматериалы оформляются в портфолио. Разрабатывается сценарий итоговой презентации.
Презентация и защита проекта. Презентация проводится в форме творческого мероприятия при участии детей и родителей (сценарий прилагается).
Примерная картотека опытов, предназначенных для выполнения в «домашней лаборатории»
Срок | Тема опыта | Цель | Содержание | Оборудование |
Сентябрь 2 младшая группа | Плавает – не плавает | Расширить представления ребенка о свойствах предметов, выполненных из различных веществ | Налить в таз воду. Разложить вокруг разные предметы. Ребенок по очереди опускает предметы и смотрит, что с ними происходит | Вода, таз, предметы, выполненные из различного материала |
Буря в стакане | Расширить представления ребенка о воде | Предложить опустить в стакан соломинку и дуть в нее. Что получится? | Стакан с водой, соломинка | |
Сентябрь Средняя группа | Ткань, ее свойства | Научить узнавать вещи, сшитые из ткани | Рассмотреть ткань, ощупать ее. Выявить структуру поверхности и толщину. Попробовать смять, потянуть. Используя ножницы, разрезать ткань, опустить кусок в воду, попробовать поджечь. | Кусок ткани, стакан с водой, спички, ножницы, металлическая тарелка |
Волшебная тень | Обобщить собственный опыт наблюдения за тенью | Предложить ребенку показать на стене с помощью кисти рук различных животных. Придумать веселые истории. | Лампа, стена | |
Сентябрь Старшая группа | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать предметы | Демонстрация опыта: металлические предметы не падают с рукавички при разжимании руки. Пробуем с предметами из пластмассы, дерева и т.д. | Рукавичка, магнит, мелкие предметы из разных материалов |
Творожок из молока | Обогатить представления ребенка о молоке | Взять молоко, Налить в стакан. Добавить сок лимона. Молоко сворачивается. Процедить. Получился творог. | Молоко, лимон, стакан, дуршлак, чистая чашка. | |
Сентябрь Подготовительная группа | Черви-землепроходцы | В ходе наблюдений установить какую пользу приносят черви | На дно банки насыпать почву, сверху слой песка, опавшие листья. На них положить 5-7 дождевых червей. Слегка полить содержимое и поставить в темное место. Через 2-3 дня рассмотреть, что произойдет. Сделать выводы | Емкость с землей, со слоем опавших листьев, песком, несколько дождевых червей |
Крепкий шарик | Дать ребенку убедиться, что при определенных условиях шарик при проколе будет цел. | Надуть шарик, спустить часть воздуха и завязать лентой. Спицу обмакнуть в растительное масло и крутя, проткнуть шарик насквозь. | Шарик, спица, растительное масло, лента | |
Декабрь 2 младшая группа | Надувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри | Опустить трубочку в мыльный раствор и дунуть в нее. Можно использовать водяной пистолет. | Стакан с мыльным раствором, трубочка |
Морозко Цветные льдинки | Дать преставление об агрегатных состояниях воды | Понаблюдать за водой, текущей из крана. Определить цвет, вкус. Набрать в стакан воды и ,используя краски, покрасить. Разлить по формочкам и заморозить, опустив в воду ниточки. Украсить цветными льдинками деревья во дворе. | Формы, вода, банка, Краска, нитки, ножницы | |
Декабрь Средняя группа | Ловкое яйцо | Доказать что при перепаде давления яйцо всасывается в бутылку. | Вареное яйцо очищаем от скорлупы, так как она достаточно прочная и не даст яйцу изменить форму. Пробуем поместить яйцо в бутылку. Яйцо в горлышко не проходит. Смазываем горлышко бутылки растительным маслом. Сворачиваем из бумаги небольшую трубочку. Просим взрослых поджечь её. Взрослый должен опустить горящую бумагу в бутылку. Пока бумага горит, быстро ставим яйцо на горлышко. | Сваренное вкрутую яйцо Силиконовая кисточка Растительное масло Спички Тарелка Стеклянная бутылка с широким горлышком Лист бумаги. |
Чудесные спички | Закрепить знания о свойствах воды | Надломить спички, согнув их под прямым углом. Капнуть воду на сгибы спичек. Наблюдать, как спички будут расправляться, образуя звезду. | Спички, тарелка с водой | |
Декабрь Старшая группа | Вулкан | Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать | В пластиковую бутылку налить уксус 100 мл. Добавить жидкое мыло и пищевой краситель. Всыпать чайную ложку соды и наблюдать «извержение вулкана». | Пластиковая бутылка, ложка, уксус, пищевой краситель, жидкое мыло |
Как надуть воздушный шар | Расширить кругозор ребенка о воздушном шаре | В пластиковую бутылку аккуратно налить уксус. Надеть шарик с содой на горлышко бутылки, высыпать соду в уксус. Шарик постепенно надувается. | Пищевая сода, уксус, бутылка , лимон | |
Декабрь Подготовительная группа | Очищение грязной воды | Показать ребенку один из способов очистки воды | Наполнить миску водой. Насыпать в нее земли и перемешать. Поставить миску повыше. Взять бумажное полотенце и скрутить в жгут. Один конец окунуть в грязную воду, другой в чистый стакан. Подождать. В стакане появится чистая вода | Ложка, стакан земли, чистый стакан, миска, бумажное полотенце |
Невидимые чернила | Каким образом невидимые «лимонные» чернила можно проявить на бумаге | Разрезать лимон, выдавить в миску сок, окунуть кисточку в сок, написать тайное писание. Чтобы узнать тайну , надо погладить бумагу. От тепла буквы будут коричневые | Лимон, лист белой бумаги, тонкая кисточка | |
Март 2 младшая группа | Рисование на мокром листе | Знакомить детей с различными свойствами знакомых предметов | Намочить лист бумаги, разложить на столе, накрытом клеенкой. Окунуть кисточку в воду и краску, провести по бумаге. Использовать разные цвета. | Клеенка, вода, стакан, кисть, акварельные краски. |
Чудеса с песком | Закрепление знаний о свойствах песка | В ведерко набрать сухого песка. Предложить ребенку насыпать его в пластиковую бутылку. Что будет? Полить песок водой на подносе. Как изменится песок? | Ведро, бутылка, стакан воды, песок, поднос | |
Март Средняя группа | Дырявый пакет | Показать ребенку, как проколоть пакет, чтобы из него не вытекала вода. | Налить воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом проткнуть пакет в том месте, где он наполнен водой. Вода не вытекает. | Полиэтиленовый пакет, карандаш, вода |
Волшебные лучи | Расширить представления ребенка о свете и его источниках | Наблюдения за горением свечи, лампы, фонарика. Эти источники света использовать в темном помещении для разглядывания картины. Сделать выводы о интенсивности освещения | Фонарик, свеча, электролампа, картина | |
Март Старшая группа | Бумажная крышка | Показать ребенку, как бумага может служить крышкой | Вырезать квадрат 13см. Налить в стакан воды. Накрыть бумагой. Прижать его ладонью. Резко перевернуть вверх дном над глубокой миской. Убрать руку от бумаги. | Стакан стеклянный, вода, лист бумаги, ножницы, миска |
Бумажная вертушка | Расширить знания об устройстве ветряной мельницы | Вырезать 2 квадрата, стороны . из фольги. Согнуть их по диагонали, чтобы совпали противоположные углы. Проколоть отверстия в разрезанных углах и в центре квадрата. Намотать на цветную палочку несколько витков проволоки, оставив кончик . Нанизать на нее бусинку. Затем квадрат, снова бусинку .Затем уголки с отверстиями. Закрепляем лопасти бусинкой и подгинаем проволоку. | Цветная бумага, палочка, бусинки, проволока, ножницы. | |
Март Подготовительная группа | Удивительные превращения сахара | Понять, что такое сахар, какова его роль, влияние на организм человека. | Взять пинцетом кусочек сахара и подержать в пламени свечи. Сахар потемнеет , начнет плавиться и капать , но гореть не будет. На этот сахар положить пепел от сигареты, сахар загорается и сгорает до тла. | Пинцет, кусочек сахара, табачный пепел, спиртовка |
Удивительные превращения сахара | Понять, что такое сахар, какова его роль, влияние на организм человека. | 2 кусочка рафинада смочить водой, чтобы он стал влажным. Положить в ложку и нагревать над горелкой, пока он превратится в жидкость. Вылить в блюдечко небольшими каплями. Получится сладкий леденец. | Сахар-рафинад, ложка, спиртовка, блюдечко | |
Июнь 2 младшая группа | Островки | Показать, что вода охлаждает предметы и делает их твердыми. | Взять блюдце с водой, окрашенной в синий цвет. Это море. Зажигаем свечу, наклоняем ее и капаем в воду, меняя высоту. В воде парафин остывает и образует различные формы. | Блюдце, вода, свеча, краски, спички |
Что спрятано в комочке земли | Расширить знания ребенка о почве | Взять 2 комочка почвы. Один попробовать руками. Земля в комочке влажная, черная. Посмотреть в увеличительное стекло, есть трещинки. Осторожно раскрошить комочек и рассмотреть , что есть в почве | 2 тарелки, 2 комочка земли, лупа | |
Июнь Средняя группа | Липкий стакан | Показать, что при склеивании некоторых предметов, можно использовать не клей, а воздух | Надуть шарик, попробовать присоединить к нему стаканчик. Не получается. Выпустить из шарика половину воздуха, присоединить стаканчик и снова надуть не убирая его. Стакан приклеился | Шарик, бумажный стакан |
Медузы | Показать, что воздух легче воды | В самый уголок пакетика наливаем немного воды и туго перевязываем ниткой так, чтобы в получившемся пузыре оставалась капелька воздуха. Оставшуюся часть пакета отрезаем на расстоянии около 10 сантиметров от завязки и разрезаем вдоль на узкие полосы. Это будут щупальца медузы. Проталкиваем медузу в горлышко бутылки с водой, при необходимости доливаем воду так, чтобы в ней совсем не оставалось воздуха. Медуза при перевороте бутылки плавает | Разноцветные полиэтиленовые пакеты, ножницы, нитки, пластиковые бутылки. | |
Июнь Старшая группа | Волны в бутылке | Познакомить с экспериментированием в домашних условиях | В бутылку налить воду, смешать с красителем. Добавить ¼ стакана масла. Тщательно закрыть бутылку , положить на бок и раскачать . | Растительное масло, бутылка, вода, пищевой краситель |
Рисование на молоке | Расширить представления о свойствах веществ | В тарелки налить молоко, капнуть краситель. Капли расплываются, образуя рисунок. Рисунок корректируем ватной палочкой. | Молоко, ватные палочки, краситель | |
Июнь Подготовительная группа | Исчезающий мелок | Провести опыт и объяснить что случилось с мелком | Небольшой кусочек мела опустить в стакан с уксусом и посмотреть, что происходит. Объяснить | Кусочек мела, стакан с уксусом |
Лавовая лампа | Расширить представления о свойствах веществ (воды, масла) | В банку налить 2/3 теплой воды, добавить краситель, размешать. Налить растительное масло, Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности. «Шипучую» таблетку разломить на кусочки и опустить в банку. | 4 банки разного объема, пищевые красители, «шипучие» таблетки, растительное масло, теплая вода |
арпаражлкпхкъх