Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Использование полисенсорного метода при ознакомлении дошкольников с задержкой психического развития с окружающим миром»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Материал по самообразованию

учителя-дефектолога Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 29 «Аист» комбинированного вида города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Трубниковой Ирины Николаевны

Тема: «Использование полисенсорного метода при ознакомлении дошкольников с задержкой психического развития с окружающим миром»

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.

Рубакин Н. А.

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Полисенсорность – использование одновременно двух или более органов чувств.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценно- го сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного образования.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. В онтогенетическом развитии происходит овладение обследованием предмета, способами ориентирования, выделения определенных свойств, а также усвоение систем сенсорных эталонов, через которые индивид усваивает общественный сенсорный опыт. (А.В. Запорожец). Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития. Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что эти эталоны являются предметными, а не обобщёнными, а также потому, что у детей с задержкой психического развития не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3–4 года. Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно практических задач (доска Сегена, коробка форм и т. п.), дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с ЗПР как можно раньше.

Актуальностьсенсорного воспитания у дошкольников с ЗПР выражена в следующих противоречиях, с одной стороны, оно имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания.

Цель работы: показать роль и значение полисенсорного метода при ознакомлении дошкольников с задержкой психического развития с окружающим миром.

Задачи:

1. Раскрыть значение сенсорного развития и возможность его влияния на коррекцию психоречевого и познавательного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, на основе анализа психолого–педагогической литературы.

2. Определить этапы и содержание коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей в ходе ознакомления с окружающим миром дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Проанализировать эффективность коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР при ознакомлении с окружающим миром с применением полисенсорного метода.

4. Познакомить родителей с основными аспектами работы по полисенсорному воспитанию детей с задержкой психического развития.

Для более эффективной коррекционно-развивающейся работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала с детьми с ЗПР используются различные методы.

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…). При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…). Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например: наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

3. Практические (практические упражнения, графические работы…). Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т.д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Особое место занимаетдидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа должен придерживаться педагог при коррекционно-развивающейся работе. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

При использовании в работе всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Это и называетсяполисенсорным методом. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.

В дополнении к традиционным методам воздействия, необходимо использоватьнетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. К таким методам можно отнести:

1.Манкотерапия – этот метод поможет снизить у детей импульсивность, тревожность, агрессивность и уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение, поможет развитию активности, любознательности в процессе познавательной деятельности.

2. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

3. Бусотерапия – способствует развитию мелкой моторике, формированию навыков пространственной ориентировки, знакомит с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).

4. Сказкотерапия – является игровой технологией интеллектуально- творческого развития детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений.

5. Игры песочной терапии (крупотерапия) – совершенствуют умения и навыки практического общения и способствуют более качественной коррекции речи, песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоционально-волевое состояние.

6. Арт-терапия – развитие, коррекция, воспитание и социализация ребёнка при помощи художественного творчества.

7. Су-Джок – способствует повышению тонуса, работоспособности и оказывает общие профилактическое действие

8. Игры с блоками Дьенеша – с помощью игр с блоками Дьенеша можно развивать у детей логическое и аналитическое мышление, творческие способности, а так же восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму («Домики», «Цветные обручи», «Какой фигуры не хватает»)

9. Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром.

10. Палочки Кюизенера – набор цветных палочек способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструктивных способностей.

Таким образом, в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы, т.е. используется полисенсорный метод в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.

В специальных коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР процесс ознакомления с окружающим проходит в осложненных условиях, поэтому решаются не только общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивается удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории детей с отклонениями в развитии. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала ДОУ и родителей ребенка.

Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

авторов: С.П. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова включает в себя раздел «Ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие речи» и предусматривает работу по разделам:

- ознакомление с природой;

- ознакомление с жизнью и трудом людей;

- сенсорное развитие;

- развитие пространственного восприятия;

- умственное развитие;

- речевое развитие;

- обучение в игре.

Соответственно, учитывая эти разделы, был составлен план работы по использованию полисенсорного метода при ознакомлении дошкольников с задержкой психического развития с окружающим миром.

План работы

Сентябрь– изучение психолого-педагогической и методической литературы.

Октябрь– разработка программно-методического обеспечения, дидактических материалов, наглядности.

Ноябрь– изучение ФГОС. Выделить в них информацию о сенсорном развитии детей и ознакомлении их с окружающим миром. Определение этапов работы.

Декабрь– использование полисенсорного метода (традиционные методы) при ознакомлении детей с ЗПР с природой, жизнью и трудом людей.

Январь– использование полисенсорного метода (традиционные методы) при развитии пространственного восприятия и умственного развития у детей с ЗПР.

Февраль– использование полисенсорного метода в игре и развитии речи у дошкольников с ЗПР. Включение в работу нетрационных методов (музыкотерапия, бусотерапия, игры с блоками Дьенеша и Лего).

Март – расширение использования нетрадиционных методов при ознакомлении дошкольников с ЗПР с окружающим миром.

Апрель– подготовить консультации, анкеты для педагогов и родителей по теме.

Май– обобщение опыта работы по исследуемой теме.

Планируемый результат

1. Повышение профессиональной компетенции, помогающей выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОО.

2. Повышение компетентности в вопросах использования полисенсорного метода в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР при ознакомлении с окружающим миром.

3. Обогащение знаний детей об окружающем мире, умение применить эти знания в практике и рассказать о познанном.

4. Просвещение и привлечение родителей к работе по данной теме.

Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособия для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Борякова Н.Ю. Педагогическая система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – СПб: Асрель,2003.

3. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М: Просвещение, 1988

4. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: Методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М., 2008.

5. Ильина Г.М.. Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Учебно - методическое пособии / Г.М. Ильина. – М. 2011.

6. Шутько Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии. / Е. В. Шутько. – Е., 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Начало формы

Конец формы

Полисенсорное восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Итак, восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Выделяются четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.

Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Сличение включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.

Кроме того, выделяют следующие свойства восприятия:

1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, оно формируется в процессе практики, т. е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2. Константность восприятия – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Константность восприятия – также не врожденное свойство, а приобретенное.

3. Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

От того, как организовано развитие полисенсорного восприятия, какие сохранные анализаторы используются в познании окружающего мира, зависит его полнота и целостность, развитие воображения у детей. Известно, что наиболее важная для детей дошкольного и младшего школьного возраста информация должна быть передана через яркие образы.

Зрительное и осязательное восприятие сходны по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени. Причем, зрение и осязание фиксируют ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов.

Глаза и руки способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение; только при помощи зрения человек различает цвет, при помощи осязания – сдавливаемость, вес, тепло и холод. Таким образом, зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное – одиннадцать, хотя, конечно, большее количество признаков, различаемых осязательно, еще не означает, что осязательные образы более полно и точно отражают действительность, так как здесь решающее значение имеет способ перцепции. Многочисленность признаков, различаемых осязанием, свидетельствует лишь о возможности относительно полного и правильного отражения действительности при полной или частичной утрате зрения.

Под осязательным восприятием понимают способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов. В осязательном восприятии участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная.

Различают одноручное (мономануальное) и двуручное (бимануальное) осязательное восприятие. При любом способе восприятия возникает образ, адекватный осязательному ощупыванию предмета. Более эффективный процесс осязательного обследования предметов – двуручный. Он имеет три основные фазы: 1) ориентировочную фазу, когда движения определяют положение объекта в осязательном поле; 2) фазу ощупывания объекта, при которой происходит анализ деталей контура; 3) фазу ощупывания объекта, во время которой синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ.

Движения, связанные с ориентировкой на поле изображения и отысканием собственно изображения, можно определить как поисковые, а движения, связанные с его опознанием, – как прослеживающие.

В общей психологии различают три вида осязательного восприятия: пассивное, активное (гаптика) и опосредованное (инструментальное).

Пассивная форма осязания наблюдается при сочетании различных видов кожной чувствительности в условиях относительного покоя рецепторной поверхности и соприкасающегося с ней предмета. В результате соприкосновения возникают ощущения, отражающие в восприятии ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов. Пассивное осязание не отражает полную совокупность признаков предметов и не воссоздает целостный образ.

Активное осязание (гаптика) формируется в результате активного ощупывания объектов. В основе активного осязания – совместная деятельность кожно-мышечного и двигательного анализаторов. В процессе движения рук происходит вычленение контуров и форм предметов.

Опосредованное (инструментальное) осязание – это такая форма осязательного восприятия, при которой ощупывание объекта происходит с помощью инструмента или орудия. Опосредованное восприятие может иметь место преимущественно в условиях, когда предметы труднодоступны для прямого ощупывания.

Отслеживание результатов работы

Для отслеживания результатов работы по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников необходим контроль педагогического процесса, который включает в себя следующие задачи: оценка эффективности методов и приемов, применяемых педагогами при развитии разных видов восприятия у детей; определение перспективы работы коллектива по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников; определение соответствия предметно-развивающей среды задачам сенсорного воспитания детей. Контроль осуществляется по заранее составленному плану. С этой же целью организуется регулярный мониторинг сенсорного развития детей по следующим критериям: показатель готовности ребенка к школе по результатам социо-психологического мониторинга; результаты успеваемости выпускников детского сада; уровень сенсорного развития детей, который оценивается в начале и конце учебного года, уровень технологической готовности педагогов (полученные знания являются необходимой и достаточной базой для дальнейшего решения задач сенсорного воспитания и развития детей); мнение родителей воспитанников детского сада о качестве проведения работы с детьми по сенсорному воспитанию; соответствие предметно-развивающей среды и материальной базы детского сада успешному решению задач сенсорного воспитания детей. Таким образом, благодаря созданию единого образовательного пространства на полисенсорной основе (при профессиональной компетентности педагогов и достаточном уровне педагогической культуры родителей воспитанников) осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.

Возможные игры-экспериментирования

Игры со светом("Пускаем солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками", "Цветные сигналы" (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика), "Теневой театр".

Игры с водой(окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях).

Игры со стеклом ("Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета); игры с увеличительным стеклом; игра "Кто быстрее?" (за определенный промежуток времени, например за две минуты, найти в комнате 10 предметов одинаковой формы и назвать их).

Анкета "Выявление готовности педагогов

к сенсорному воспитанию детей"

Уважаемый педагог! Просим Вас принять участие в анализе своей профессиональной деятельности по теме "Сенсорное развитие и воспитание дошкольника". Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

1. В каких разделах программы поставлены задачи сенсорного развития и воспитания?

2. Какие средства, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в работе с дошкольниками по сенсорному воспитанию?

3. Какие программы, методики, пособия по сенсорному воспитанию Вы используете в своей работе?

4. Перечислите особенности сенсорного воспитания в дидактических играх в каждой возрастной группе.

5. Как осуществляется сотрудничество с родителями воспитанников по данному вопросу?

6. Насколько Вами реализуется сенсорное воспитание детей вашей группы: 100%; 80%; 50%; 30%; 0%.

7. Как Вы понимаете термин "сенсорное развитие"?

8. Как Вы понимаете термин "сенсорное воспитание"?

9. Назовите виды восприятия.

10. Что такое "сенсорные эталоны"?

11. Что вызывает затруднения в работе по данному вопросу?

12. Ваши пожелания по созданию условий в детском саду для сенсорного развития детей.

13. Какая помощь от методической службы, специалистов ДОУ Вам требуется по вопросам сенсорного развития и воспитания детей?

Спасибо за сотрудничество! 

Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители! Просим выразить ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка: да; нет; не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте: считаю нужным; не считаю нужным; затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка: да; нет; не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании: информация отсутствует; есть, но воспитатель не обращает на нее внимание; я не обращаю внимание на информацию; информация интересная, но не имеет практической значимости для меня; наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: высокий; средний; низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию: да; нет; не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

Спасибо за сотрудничество!

Серия подвижных игр и упражнений, направленных на восприятие

и познание глубины пространства на полисенсорной основе.

Ориентировка по предметным ориентирам (зрительное восприятия)

Дойди до веранды (домика, горки, качелей…). Расскажи…

Найди на участке домик по указанным ориентирам. Расскажи…

Выбери самый короткий путь от … до …

Чья машинка проедет дальше.

 Прокатись на велосипеде по дорожкам. Расскажи…

Ориентировка по звуковым сигналам (слуховое восприятие)

«Послушай…» Какие звуки слышишь?

Иди с закрытыми глазами за звуком.

Покажи рукой (в ту сторону, откуда слышишь звук: вверху, внизу, впереди меня, очень далеко…)

Найди звучащую игрушку (с закрытыми глазами).

Ориентировка с опорой на другие анализаторы (обоняние, осязание…)

«Понюхай…» Какие запахи ты ощущаешь близко, сзади…

«Потрогай, ощупай…»

«Почувствуй…, Ощути…» - восприятие температурных изменений, дождя, снега…

Игры и упражнения на формирование измерительных навыков в малом и большом пространстве и развитие точности восприятия.

Задания:

Измерь шагами.

Измерь условной меркой.

Определи на глаз.

Ориентировка по словесной инструкции. Варианты:

Иди вперед, поверни направо…

Сделай 3 шага вперед, налево, 2 шага назад…

Иди вперед до домика, поверни налево, иди до качели, направо до веранды…

Расскажи, как найти дорогу до входа в детский сад…

Определи, кто быстрее придет (на глаз или подбор полосок нужной длины).

Ориентировка с использованием схем пути.

Иди по схеме пути (от выхода из сада до участка группы, до спортивной площадки и так далее).

Найди на участке предмет (игрушку) в месте, указанном на схеме.

Отметь на схеме, где лежит этот предмет.  

Расскажи путь по схеме и другие игры.

Игры и упражнения на пространственную ориентировку

1.  Ориентировка «на себе».

дети обследуют своё тело, рассматривают себя в зеркале; находят и называют части своего тела; соотносят части своего тела с телом другого ребёнка; «Покажи, где у тебя голова, грудь…»

игры с куклой - обследование её, выделение и называние частей её тела, словесное обозначение их расположения – «Где у куклы…», «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы».

Игры ручками, выполнение различных действий, рассматривание картинок из книги «Я и моё тело» и т. п. Что умеют делать ваши ручки?»

задания на  правой и левой руки: использование различной системы меток:   изображения, кружки, цветы, бантики и т. д. – «Возьми игрушку в правую руку», «Топни левой ногой», «Попрыгай на правой ноге», «Помаши правой рукой», «Положи платок в правый карман» и т. д.

моделирование поз человека: «Повтори!» (позу взрослого, другого ребёнка, куклы-трансформера), «Кукла делает зарядку», «Сделай так!» (по схеме).

2. Ориентировка «относительно себя»

«Где сидит кукла?», «Расскажи, где стояла игрушка?», «Встань так, чтобы машина была впереди, а кукла сзади тебя», «Расставь игрушки так…», «Куда покатился мяч?», «Покажи рукой, флажком влево, вверх, направо, вперёд», «Подбрось мяч вверх», «Сделай несколько шагов направо» и т. д.

3. Ориентировка на ограниченной плоскости листа - основные и промежуточные направления:

Упражнение «Парные детали».

На противоположных сторонах листа (правой и левой или верхней и нижней) размещала пары деталей (пара «кругов», пара «квадратов», пара «овалов» и т. п.) – по одной детали из каждой пары на противоположных сторонах. По словесной инструкции ребёнок подаёт одну деталь из пары: «Дай мне треугольник, который лежит слева», «Дай круг, который лежит внизу» и т. п. После выбора деталей обязательно фиксировать в речи определённое ребёнком направление, постепенно  детей в самостоятельное словесное оформление осуществляемых действий.

Игра «Прятки».

В ходе игры взрослый и ребёнок исполняют роли двух персонажей (кошки и мышки, собачки и птички и т. л.), картинки, с изображением которых поочерёдно прячутся под деталями конструктора, расположенными на листе «в середине», «внизу», «слева» и т. д. В соответствии со словесной инструкцией ребёнок ищет спрятанную картинку.

Зрительный диктант

использовать с целью воспроизведения ребёнком предметно-пространственной ситуации в соответствии с образцом. На образце могут быть изображены расположенные в различных местах листа геометрические фигуры или небольшие плоскостные конструкции (домик, дерево, рыбка и т. п.). Ребёнок должен точно воспроизвести эти пространственные ситуации и обозначить те направления на плоскости, в которых расположены объекты.

Слуховой диктант

Дети размещают игрушки, картинки по словесной инструкции – «Разложи геометрические фигуры как скажу».

В подготовительной к школе группе дети выполняют задания в тетрадях в крупную клетку: «Слуховой диктант», «Зрительный диктант», «Дорисуй рисунок», «Нарисуй по клеточкам».

Перемещение предметов на ограниченной плоскости:

Например, «езда» на маленькой игрушечной машинке, которую ребёнок перемещал по листу в соответствии со словесно указанным направлением («справа налево», «от середины вверх» и т. д.). Очень интересна детям игра «Футбол» - футболисты (пальчики) «пинают» мяч (круг) в соответствии со словами комментатора (педагога).

4. Взаиморасположение предметов:

«Найди картинки с одинаковым расположением игрушек», «Что изменилось?», «Куда села бабочка?» и т. д.

Предложить рассмотреть картинки и рассказать о взаимоположении предметов. Например:

Кто в коробке, кто за коробкой? - Что на столе, что за…

Кто перед коробкой? И т. д. столом, кто под ним?

5. Ориентировка по схемам:

«Найди по схеме», «Расположи предметы по схеме», «Нарисуй, что где находится», «Нарисуй схему по словесному описанию», «Составь изображение на фланелеграфе»

Вначале предложить детям рассказать, что нарисовано на предложенных планах и как расположено. Затем можно работать с игрушками: рассматривать и называть их, а после размещать игрушки в пространстве так же, как и на картинке-плане.

  В дальнейшем предложить детям карточки-схемы, на которых предметы и игрушки изображены условно, схематично, с помощью контура.

Постепенно детей можно знакомить с более сложными схемами (кукольной комнаты, игрового уголка, кабинета). Поиграть в игры: «Кукла переезжает на новую квартиру», «Поможем кукле расставить мебель», «Найди в кукольной комнате предметы, изображенные на схеме», «Расскажи, где расположен предмет, изображённый на схеме» «Найди спрятанную игрушку», «Расставь предметы по схеме» и т. д.

6. Ориентировка по зрительным ориентирам

«Иди до флажка», «Помоги зайчику найти свой домик», «Найди правильный путь», «Где живёт Айболит?», «Где чей домик?», «Куда не ходят поезда», «Где живут фигуры?», «Найди дорожку и пройди по ней» и т. д.

7. Знакомство с перспективой.

Используя рамки, детям можно наглядно показать, что, смотря куда-либо, мы видим, что удалённые предметы кажутся нам маленькими, а ближние – большими. Поэтому цветок, который растёт близко, может казаться больше дома или дерева, расположенного далеко.

«Что на картинке изображено ближе, а что дальше?»

«На каком рисунке овечка далеко, а на каком – близко?»

Для этой цели предложить детям на фланелеграфе выложить пейзаж из готовых форм и выполнить различные задания. Например:

раскладывать домики различной величины – какой домик должен быть близко, какой далеко?) и т. д.

Работа и с натюрмортами. После рассматривания и анализа пространственного взаиморасположения предметов дети могут выложить натюрморт на фланелеграфе из готовых форм, а затем зарисовать его. На последнем этапе предложить выложить натюрморт по своему рисунку.

Детям надо дать представление и о том, что предметы, изображённые на переднем плане, могут перекрывать предметы, находящиеся дальше. Например, дидактическая игра «Хозяюшка»: «Маленькая хозяюшка решила приготовить обед. Какую посуду взяла девочка?». Затем, рассматривая картинку, дети отвечают на вопросы: «Где стоит чайник? Что стоит за зелёной кастрюлей? А за чайником?» и т. д.

Можно предложить детям и такие задания, как: «Раскрась деревья так, чтобы берёза была ближе ели», «Какой листок лежит внизу?», «Раскрась коробки так, чтобы круглая коробка была впереди», «Раскрась колечки так, чтобы красное колечко лежало на синем» и другие.

8. Понятие об «относительности пространства».

Дети зарисовывают простые предметы, схемы, рисунки, отражённые в зеркале. После завершения работы дети сравнивают свои рисунки с реальным положением предметов, расположенных на образцах.

Знакомство с парнопротивоположными направлениями своего тела с направлениями, стоящего впереди и напротив человека. Дети учатся мысленно представлять себя на месте другого человека или персонажа какой-либо картинки.

Например:

Зайка идёт по дорожке и держит флажок в левой лапке. Нарисуй и раскрась этот флажок.

Чебурашка вышел на прогулку. В левой лапке у него , а в правой – флажок. Дорисуй картинку.

Справа от Мишки синий горшок, а слева – красный. Раскрась горшки.

«Мир глазами другого», «Обезьянки», «Зеркало», «Положи жучка на плечо друга»

9. Развитие ориентировки на полисенсорной основе:

«Узнай помещение (кухню, медицинский кабинет, музыкальный зал) по запаху или звукам», «Где жужжит жучок?», «Сухой бассейн» (осязание), «Кто позвал?», «Кто позвонил в колокольчик?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда позвали?», «Что слышишь вокруг?», «Кто больше звуков улицы услышит?» и т. д.

10. Игры на развитие пространственного мышления:

«Логические блоки Дьенеша»

 «Геоконт»

«Квадрат Воскобовича»

«Танграм» Строительный материал

Развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга). Для обогащения полисенсорного опыта и компенсации пробелов в нем, а также для развития тонкой моторики на занятиях с дошкольниками с ЗПР необходимо создавать дидактические тактильные пособия.

При работе со всеми пособиями решаются следующие задачи:

Создание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

Знакомство с сенсорными эталонами, закрепление знаний о них.

Формирование умения выполнять действия с предметами: прикрутить, открутить; заплести, привязать; прилепить, отлепить; вставить, вынуть, пристегнуть к пуговице.

Формирование навыка совместного выполнения задания и навыков культурного общения; развитие умения понимать и правильно выполнять задания.

Формирование и активизация словаря детей:

Развитие восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного); учить сопоставлять количество и цифровое его выражение.

Предпосылкой создания новых чувственных образов, могут стать полисенсорные игрушки-коврики, которые активно используются в коррекционно-развивающем процессе.

Коврик «Зимние сказки»

Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню.

Коврик «Летние сказки»

Он является настоящим творческим полигоном для детей, ведь здесь можно обыграть много сказочных сюжетов!

Использование полисенсорных пособий

«Сенсорные зонтики» - их использование позволяет отказаться от единообразия в организации коррекционно-развивающего процесса, повысить личностную активность ребенка с ЗПР и уровень его полисенсорного  восприятия.

Зонтик «ГЕОМЕТРИК»

Зонтик «Профессии»

Зонтик «Времена года» 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области