Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Профессиограмма воспитателя дошкольного образования

Профессиограмма – это документ, который содержит научно-обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков и содержащий описание - во-первых, содержания работы по определенной профессии функции, обязанности, задачи, операции - во-вторых, требований к носителю данной профессии профессиональные, деловые, личные качества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Профессиограмма воспитателя дошкольного образования

Профессиограмма – это документ, который содержит научно-обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков и содержащий описание:

- во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции);

- во-вторых, требований к носителю данной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).

Специальность можно получить в педагогическом колледже, училище, вузе. Обычно за время учебы человек осваивает не только профессию воспитателя, но и одну дополнительную специализацию на выбор: руководителя изобразительной деятельности, физического воспитания, логопеда, детского психолога, преподавателя английского языка для дошкольников и т. д.

Спрос на воспитателей на рынке труда в целом имеется, хотя в некоторых регионах России трудоустройство может вызывать сложности (это напрямую зависит от демографической ситуации - воспитатели требуются там, где рождается много детей). Зарплата у начинающих работников небольшая, зависит от имеющегося образования (высшее или среднее специальное), стажа работы, дополнительных профессиональных навыков (скажем, умения преподавать детям иностранные языки). По мере накопления опыта работы и повышения профессионального статуса возрастает и доход, однако он все равно, за редкими исключениями, ниже средней платы в промышленности.

Возможности для карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом или стать чиновником органов управления образованием. Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр (такой бизнес к высокодоходному не относится, зато обеспечивает стабильность).

Условия труда. Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах. Воспитатель работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро-вечер).

Все обязанности четко закреплены в ряде нормативных документов:

в должностной инструкции;

в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660);

в трудовом договоре, заключенным между воспитателем ДОУ и работодателем.

Все, что не оговорено в этих юридических документах, не входит в обязанности воспитателя детского сада и, соответственно, выполнять он их не обязан.

Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные кожно-венерические заболевания, вредные привычки.

Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, искренним, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Необходима общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Воспитатель должен иметь знания по педагогике, гигиене, возрастной физиологии, детской, возрастной и социальной психологии, частным, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знать приоритетные направления развития образовательной системы Р.Ф., законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность и также конвенцию о правах ребенка.

Знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их двигательную, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, игровую деятельности. Взаимодействовать с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

Воспитатель должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;

разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

создавать в группе предметно-развивающую среду;

систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа других педагогов;

участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Профессиональные качества воспитателя дошкольного учреждения

Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность, которая характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Ядром такой направленности являются отношение к детям, любовь и интерес к ним.

Одна из особенностей труда педагога, работающего с детьми первых лет жизни, состоит в большой нагрузке на его психофизиологический аппарат. Поэтому к профессионально значимым качествам воспитателя дошкольного учреждения относятся работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность.

Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия. У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности.

Педагогический такт (от лат. Lactus прикосновение, ощущение) означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе.

Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.

Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог - ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок», «педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.

Успех в деятельности педагога во многом связан со способностью к педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия - это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Функциональные обязанности воспитателя дошкольного учреждения:

Организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей, готовит их к школе на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Обучает навыкам устного счета, узнавания букв и цифр, рисования, лепки, пения. Развивает у детей речь и мышление, наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, творческую инициативу, знакомит с произведениями искусства, этическими, эстетическими нормами и правилами поведения в обществе.

Способствует созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников

Прививает им навыки общения, развивает социально желательные качества (вежливость, доброжелательность, правдивость, инициативность и др.).

Способствует укреплению здоровья путем закаливания, физических упражнений, следит за строгим соблюдением режима занятий и отдыха.

Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня

Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях, прививает детям навыки личной гигиены. Следит за своевременным и качественным питанием детей, поведением во время приема пищи.

Обеспечивает охрану здоровья детей.

Приобщает детей к труду, привлекая к простейшим его видам (помощь при организации завтраков, обедов и ужинов, оформление помещения к праздникам, работа в уголке природы и т.п.).

Участвует в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

Совместная деятельность воспитателя с узкими специалистами (музыкальный руководитель, учитель логопед, медицинский работник).

Приобщает детей к национальной культуре и традициям.

Осуществляет дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формирует его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения.

Использует в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания.

Координирует деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Участвует в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений и выполняет их решения.

Работает над повышением своего профессионального и культурного уровня.

Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием детей, в том числе с помощью электронных форм.

Осуществляет изучение личности детей, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самодеятельности, формированию компетентностей.

Содействует получению дополнительного образования воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждении.

Профессиональные умения:

Конструктивная деятельность:

Аналитические умения:

Разделять педагогические явления на соответствующие элементы (условия, приемы, мотивы и т.д.).

Осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса.

Находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления.

Правильно диагностировать педагогическое явление.

Вычленять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения.

Рефлексия.

Прогностические умения:

Умение прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений.

Умение прогнозировать развитие личности (ее качеств, чувств, отклонений в поведении и т.п.)

Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности обучающихся, результаты применяемых методов и т.п.

Проективные умения:

Переводить цель и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи

Учитывать потребности и интересы воспитанников, возможности материальной базы, свой опыт и личностно – деловые качества

Определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса.

Отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел.

Планировать индивидуальную работу с детьми.

Отбирать содержание, формы и методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании.

Планировать систему приемов стимулирования активности и сдерживания негативных проявлений в поведении.

Планировать способы создания личностно – развивающей среды поддержания связей с родителями и общественностью

Организаторская деятельность:

Мобилизационные умения:

Умение привлечь внимание к учению, труду, другим видам деятельности, сформировать потребность в знаниях, создание специальных ситуаций для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

Информационные умения:

Умение изложить учебный материал, работать с источниками, дидактически преобразовывать информацию.

Развивающие умения:

Определение зону ближайшего развития.

Ориентационные умения:

Формирование ценностных установок, привитие устойчивого интереса окружающему миру

Коммуникативная деятельность:

Перцептивные умения:

Умение понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации.

Умение общения:

Умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость, анализировать поступки воспитанников и управлять инициативой в общении.

Педагогическая техника:

Совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как индивидов, так и коллектива в целом, личностные качества педагога (гуманное отношение к детям, доброжелательность, рассудительность; правильная дикция, опрятный внешний вид и т.п.).

Задачи поставленные воспитателем дошкольного учреждения, которые проявляют в ребенке такие качества, как:

Доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Отрицательное отношение к жадности, грубости.

Внимательное отношение и любовь к родителям, близким людям.

Интерес к труду взрослых.

Бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.

Интерес и выполнение физических упражнений (на прогулке и в помещении), активность в самостоятельной двигательной активности.

Вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим.

Бережное отношение и желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

Уважение к людям знакомых профессий.

Желание оказывать помощь взрослым, бережное отношение к результатам их труда.

Интерес к жизни и труду взрослых.

Исследовательский интерес, чувство радости при удавшейся постройке.

Умение слушать новые сказки, рассказы стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, чтобы было уютно и красиво.

Желание принимать участие в праздниках.

Любовь к Родине и родному краю.

Опрятность, привычку следить за своим внешним видом, привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Потребность быть здоровым.

Самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.

Скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, смелым и сильным.

Уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Любознательность.

Бережное отношение к произведениям искусства.

Внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

Артистические качества.

Культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься, трудиться; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность.

Чуткость к художественному слову.

Культуру поведения при посещении концертных залов, театров.

Чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расчёской, следить за своим внешним видом, быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

Умение действовать в команде.

Готовность выручить сверстника, умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, сверстников, справедливо решать споры.

Любовь к театру. Навыки театральной культуры.

Дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

Заботливое отношение к малышам, пожилым людям; желание помогать им.

Сочувствие, отзывчивость, коллективизм.

Уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

Уважение к защитникам Родины, к памяти павших воинов.

Трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, бережное отношение к окружающей природе.

Стремление быть полезным окружающим, умение радоваться результатам коллективного труда.

Уважение к людям труда, к труду сельских жителей.

Читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. А для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту. Компетенция педагога – это одно из главных требований стандарта.

На основании этих требований должна строиться система подготовки педагогов, которая будет включать в себя: изучение тематической литературы, проведение обучающих семинаров, освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания. Проведение педсоветов и открытых просмотров и мастер – классов. Это необходимо для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области