План конспект организованной образовательной деятельности
по речевому развитию в подготовительной группе
на тему «Составление творческих рассказов по картине
«Помощь зимующим птицам»
Рябова Наталья Владимировна,
структурное подразделение детский сад
комбинированного вида «Теремок» ГБОУ СОШ с. Кошки
воспитатель, e-mail: nata
Цель: формировать умение составлять творческие рассказы по картине.
Задачи:
образовательная:
- формировать умение составлять творческие рассказы по картине;
- отрабатывать мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов;
-формировать умение связно высказывать свои мысли, используя предложения со сложноподчинённой мыслью.
развивающая:
- развивать творческую активность детей;
- развивать связную речь; умение составлять предложения по картине;
- формировать словарь по теме;
-активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение, любовь к живой природе;
- воспитывать у дошкольников выдержку, терпение, умение выслушивать рассказы товарищей до конца.
Методы и приёмы: наглядный (картина,), словесный (беседа, рассказ,), практический (физминутка, сюрпризный момент).
Формы работы: диалог, рассматривание картины, дидактическая игра и упражнения.
Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Перелетные и зимующие птицы», проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине, просмотр презентации, чтение художественной литературы о зимующих птицах.
Материалы и оборудование: картинки 3-х гномов, большой круг, разбитый на 4 дорожки: красная, синяя, зелёная, жёлтая; кубик, снежинки, подзорные трубы, письмо с картиной «Помогите зимующим птицам»,звукозапись П. Чайковского «Времена года».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Дидактические игры и упражнения «Круг с дорожками», «Игры с гномиками» |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемной ситуации (Отгадывание загадок » |
Коммуникативная | Речевая игра: «Назови признаки», |
Музыкальная | Музыка П. Чайковского: «Времена года» |
Двигательная | Физкульминутка «Снежинки» |
Логика образовательной деятельности.
1.Организационный момент. Игровая мотивация.
Воспитатель обращает внимание детей на лежащий круг на полу, разбитый на 4 дорожки (синяя, красная, зелёная , жёлтая ) в середине которого стоит сундучок.Воспитатель: Сегодня у нас в группе произошло чудо. В гостях побывал волшебник и приготовил вам игру с сюрпризом. Вы бы хотели узнать, что это за сюрприз и игра? А узнать, что это за сюрприз, сможем лишь тогда, когда с помощью кубика выполним все его задания.
Вы готовы? Игра начинается. Кто первый бросит кубик?
Дети по очереди бросают кубик на круг и отвечают на вопросы по секторам, по 2 вопроса на каждый сектор.
Синяя дорожка:
-Ребята, кто меняет шубку два раза в год?
-два раза в год меняет шубку заяц;
-Кто ответит, что общего у ежа и медведя?
-общего у ежа и медведя то, что они оба живут в лесу, зимой оба впадают в спячку
Красная дорожка:
–Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?
-К зимующим птицам относятся синичка, воробей, ворона, снегири, клесты….
-чем питаются птицы зимой?
-Птицы питаются зимой корой, ягодами с деревьев, зернами;
Зелёная дорожка:
- Надо ли корни деревьев утеплять зимой?
-на зиму корни деревьев надо посыпать опилками, чтобы они не замерзли.
-Почему зимой с деревьев надо сбивать снег?
-Зимой надо сбивать снег с деревьев, потому что много снега может сломать ветки деревьев.
Жёлтая дорожка:
–Что бывает зимой в снежную, ветреную погоду?
- зимой в снежную и ветреную погоду бывает вьюга;
- сколько лучиков у снежинок?
-все снежинки разные, одинаковых снежинок не бывает;
Воспитатель. Задания мы все выполнили, теперь можем узнать, что за сюрприз приготовил нам волшебник.
(Воспитатель открывает сундучок, в котором находится картина на тему «Покормите зимующих птиц» и три гномика разного цвета).
Воспитатель: Вот какую красивую картину оставил для нас волшебник. Ребята, давайте рассмотрим, что на ней изображено и придумаем ей название.
Ответы детей.
Воспитатель: А вы бы хотели поиграть с картиной в новые игры?
Помогут нам в этом наши гости волшебники – гномы.
(Воспитатель выставляет по очереди картинки гномов.)
«Гном – деление». Он принёс с собой подзорные трубы (каждый ребёнок получает подзорную трубу от гнома – деления), через которые на картине виден только один предмет или один живой объект.
Воспитатель. Посмотрите на картину через свои волшебные трубы и скажите, что или кого вы там видите?
Ответы детей.
Воспитатель. К нам пришёл «Гном – Объединение». Он просит вас подумать, что с чем можно объединить и почему? (Дети объединяют предметы и высказывают свои суждения, соединяют круги с изображёнными предметами при помощи стрелок).
Ответы детей: - я объединю дерево со снегом, потому что снег укрыл деревья пуховым одеялом;
- я объединю снегирей и ветку дерева, потому что снегири сидят на ветке;
-я объединю белочку с мальчиком, потому что он дает белочке орех,
- я объединю девочку с кормушкой, потому что она кладет туда семечки для птиц и т.д. (дети связывают все предметы и объекты на картине друг с другом, объясняя, почему можно их связать, при этом учатся строить сложноподчинённые предложения).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все предметы и живые объекты вы связали друг с другом. А третий гном волшебник предлагает вам тоже поиграть. Вы сейчас станете отставайками. Посмотрите на картину и скажите отставайки, что было до того как мальчик с девочкой пришли в парк покормить птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь, вас волшебник превратит в забегаек, скажите ему, что же будет потом, когда ребята покормят птиц?Ответы детей.
Воспитатель. А пока дети играют, резвятся, мы с вами тоже поиграем в игру со снежинками.
Физминутка и дыхательная гимнастика. (на ковре)
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот, одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай снежинка подожди немножко.
(Дети под музыку П. Чайковского «Времена года» кружатся, держа в руке снежинку, приседают и гладят снежинку.)
Воспитатель: А теперь, ребята мы превратимся в ветерок и немного подуем на снежинки.(дуют, снежинки падают на ковер)
Воспитатель. Смотрите, сколько снежинок к нам прилетело. Давайте соберём снежинки в шкатулку, но при этом каждую снежинку превратим в красивое слово о зиме. Какая зима?
-Лютая, холодная, волшебная, снежная, красивая, весёлая, морозная и т.д. (назвав красивое слово о зиме, ребёнок опускает снежинку в шкатулку).
Воспитатель. А остальные снежинки превратим в красивые слова о снеге. Какой снег?
-Белый, пушистый, воздушный, лёгкий, сверкающий….
Воспитатель. Спасибо ребята. Сколько красивых слов вы опустили в шкатулку.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель. Давайте представим, что мы оказались внутри картины. Прислушайтесь, что вы слышите, какие звуки?
- Я советую вам начинать предложение так: «Я слышу, как…хрустит снег, щебечут птицы, смеются дети…
Воспитатель. А теперь вдохните глубоко- глубоко. Ещё раз вдохните, какой воздух на улице?
- Чистый, свежий, морозный.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по этой картине. Кто хотел бы составить рассказ по ней?
- А для того, чтобы нам легче было составить рассказ, мы воспользуемся планом. (выставляется план-схема составления рассказа.)
- С чего начнем рассказ? Что было дальше и чем закончится рассказ?
-Ребята, в своих рассказах обязательно придумайте имена для героев. Не забудьте использовать и красивые слова, которые вы говорили о снеге, о зиме.
Рассказы детей. (3-4 человека рассказывают по картине). Затем, если кто-то из детей испытывает затруднения при составлении рассказа, воспитатель предлагает свой рассказ:
«Однажды, зимним, морозным утром, Саша со своей сестренкой Машей вышли погулять в парк рядом со своим домом. И увидели, что зимующие птицы прилетели на кормушку, чтобы полакомиться чем-нибудь вкусненьким. Зимой им особенно трудно найти пищу в лесу. А здесь на кормушке они увидели корм и принялись клевать его. Снегири сели на веточку дерева, что бы погреться на солнышке. Маша уронила часть семечек на снег, их тут же принялись клевать воробышки и синичка. Синичка, сидящая на кормушке, стала клевать семечки прямо с руки девочки, она ничего не боялась. А Саша, увидев, что к нему бежит белка, достал из кармана вкусный орех и протянул его ей. Ребята кормили птиц и белочку с удовольствием, потому что знали, как тяжело приходится им зимой».
Воспитатель. И в заключении, один ребёнок рассказывает один большой творческий рассказ.
Воспитатель. Вот какие интересные рассказы вы рассказали по картине. Как настоящие писатели. (итог )
Рефлексия:
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задает им вопросы:
- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (играли в игру, составляли по картине творческий рассказ)
- В какие игры мы играли?
-Какая игра вам понравилась больше всего?
-Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
Воспитатель: Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- …., чей рассказ понравился тебе больше? А тебе …?
Воспитатель: Мне понравились все ваши рассказы, вы молодцы. Вы рассказывали по плану, полными предложениями. Рассказы получились содержательные и интересные.
Воспитатель: Я хочу предложить вам вечером с родителями снова посмотреть эту картину, и озвучить им ваши рассказы. (Дети высказывают своё мнение). И так как, вы все сегодня замечательно работали, я приготовила для вас сладкий сюрприз (конфеты), а так же корм для птиц, сегодня мы пойдем с вами на прогулку и тоже угостим зимующих птиц лакомством, как и герои из ваших рассказов.
Литература:
«Речь и речевое общение детей» 6-7 лет, А.Г.Арушанова;
« Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада», В.В.Гербова
«Развитие речи детей дошкольного возраста», Ф.А.Сохин
«Скажи по другому(Речевые игры ,упражнения ,ситуации ,сценарии)Пособие для воспитателя детского сада. О.С.Ушакова, Арушанова А. Г.