Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Психолого-педагогической тренинг «Технология развития творческого мышления как один из способов поиска решения проблем психолого-педагогического характера в условиях ДОУ взаимодействие педагогов с воспитанниками»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 398 «Ласточка» комбинированного вида»

____________________________________________________________

г. Новосибирск, ул. Новогодняя, дом № 34/2. Тел. 346-43-65, 346-59-02.

Принято:

Педагогическим советом

протокол

от «___» ___ 201__г. № ___

Утверждаю:

Заведующий

_______ О.В. Великанова

приказ от

«___» ___ 201__г. № ____

Психолого-педагогической тренинг

«Технология развития творческого мышления как один из способов поиска решения проблем психолого-педагогического характера в условиях ДОУ (взаимодействие педагогов с воспитанниками)»

Автор: педагог-психолог Канунникова Людмила Владимировна

Новосибирск, 2019

Пояснительная записка

Тренинг «Технология развития творческого мышления как один из способов поиска решения проблем психолого-педагогического характера в условиях ДОУ» разработан с целью создания условий для повышения профессионализма педагогов ДОУ.

Для достижения вышеуказанной цели были выделены следующие задачи:

Изучить методическую литературу по теме.

Разработать сценарий тренинга.

Организовать и провести тренинг с педагогами ДОУ.

Проанализировать результаты в дальнейшей работе педагогов.

Помочь педагогам и воспитанникам адаптироваться в условиях ДОУ.

Техническо-материальные условия: ноутбук, проектор, интерактивная доска, магнитная доска, столы по количеству команд, стулья по количеству участников, бумага для записей, клей, ножницы, газеты, журналы, бумага для печати, плакаты с изображением шляп (белая, черная, красная, желтая, зеленая), маркеры, карандаши, ручки по количеству участников, блокноты для записей по количеству участников, 6 цветных шляп для модератора (белая, черная, красная, желтая, зелёная, синяя), шляпа для проведения лотереи, лотереи-записки с ролями и фразами для игры по количеству участников, таблички для роли «ребенка», мультимедийная презентация (для 1 и 2 частей тренинга).

Теоретической базой тренинга послужили: Боно, Э. Шесть шляп мышления; Фабер, А., Мазлиш, Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили; Изард, К. Э. Психология эмоций; Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

Часть 1

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего тренинга «Технология развития творческого мышления как один из способов поиска решения проблем психолого-педагогического характера в условиях ДОУ». Некоторые из вас уже знакомились с этой технологией при подготовке мастер-класса к Педагогу года в позапрошлом году. Но сегодня наша задача – рассмотреть применение этой методики в контексте взаимодействия с воспитанниками.

Для начала тест!

Я буду перечислять личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Если названное мной качество нравится вам в детях, ставьте себе плюс. А если качество не нравится – ничего себе не ставьте.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо занимается).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, «на лету» схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Если у вас получилось 9 плюсов и больше то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость воспитанника.

У всех получилось 9 плюсов и более?

В таком случае, я делаю вывод, что сегодня у нас всё получится.

Возвращаясь к технологии развития творческого мышления, обратимся к исторической справке. Слайд 2. В 1985 году британский психолог Эдвард де Боно опубликовал книгу под названием «Мыслящая шляпа», в которой детально описал технику «Шести шляп мышления». «Мыслящая шляпа» – это метафора определенного образа мышления. Надевая разные воображаемые шляпы, люди вынуждены смотреть на проблему с разных точек зрения. Т.е. исключается односторонний образ мышления и создаются новые идеи.

Слайд 3. Автор различает шесть различных систем мышления, при помощи которых можно оценить любую ситуацию. Используя разные подходы, можно заставить мозг воспринимать ситуацию с разных сторон: например, приводя нейтральные факты, или оценивая ситуацию с пессимистической точки зрения, видя в ситуации только положительные моменты или воспринимая ее эмоционально.

Слайд 4. Цветные шляпы используются в качестве метафор для различных состояний ума. Переход к определенному типу мышления символизируется надеванием цветной шляпы, буквально или метафорически. Шесть метафор мыслящих шляп обеспечивают более полную и всестороннюю активацию шести типов мышления. Этот метод помогает людям глубже задуматься над определенной темой.

Итак, прежде чем приступить к непосредственному использованию этой техники – попытаемся создать ситуацию, которую мы потом рассмотрим при помощи метода «6 шляп мышления».

Что больше всего любят делать дети? Играть. Сейчас мы поиграем.

У меня есть шляпа, а в ней лотерейки или фанты, на которых написана та роль, которую вам предстоит сыграть. Те, кому достается роль воспитателя – остается сидеть на своем стуле, а те, кому достается роль ребенка – садятся сюда. Распределяются роли.

Для роли «ребенка» слов нет, тем более что дошкольники еще читать не умеют. А для роли «воспитателя» приготовлены записки с фразами, которые тоже спрятались в моей шляпе. Эти фразы специально вырваны из контекста, гиперболизированы и, возможно, доведены до абсурда, чтобы сделать игру более захватывающей, поэтому предлагаю: на свой счет ничего не воспринимать – это просто упражнение. «Воспитатели» сразу обдумайте смысл фразы, чтобы произнести ее с нужной интонацией: если в конце восклицательный знак, то к концу интонация идет вверх, голос повышается, чтобы показать ваше негодование по поводу недопустимого поведения детей. А «дети» в это время вспоминают детство, 4-5 лет, свои чувства и атмосферу тогда, настраиваются на волну «Я-ребенок», вступали ли в диалог со взрослыми, защищая себя, пытались ли оправдаться, когда вас ругали, если вас, конечно, ругали. Думаю, что все отлично справятся со своими ролями, потому что в нашей работе приходится постоянно играть какие-нибудь роли, особенно на мероприятиях. Воспитатели вытягивают записки с фразами.

«Воспитатели» говорят свои фразы по очереди, желательно, не давая возможности детям опомниться и чтобы усилить эффект, стоя. «Воспитатели» зачитывают фразы.

Спасибо «воспитателям»! Теперь спросим у «детей»: дети, как вы себя чувствуете? «Дети» отвечают на вопрос – модератор подытоживает.

Ну, что ж, у нас есть ситуация. А вот, какова она – попробуем узнать, используя технику «6 шляп мышления».

Сейчас на экране будут появляться шляпы разного цвета, инструкции и вопросы, на которые призвана отвечать шляпа данного цвета. Например, если шляпа белого цвета, то вы мысленно надеваете шляпу белого цвета. Применяя эту методику – я пришла к выводу, что новичкам будет сложно работать с ней в одиночестве, поэтому у вас будет полная свобода действий в выборе формы – можете объединиться для обсуждения и принятия решений как вам удобно: по двое, по трое, пятеро или все одновременно, но если вам удобно в одиночестве – пусть будет так. Свои ответы вы записываете на бумаге для записей и приклеиваете ее на плакат. Слайд 5.

На экране по очереди появляются слайды с разным цветом шляпы. На подготовку ответа по каждой шляпе – дается 3-5 минут. Затем модератор зачитывает ответы и подводит итог. Слайды 6 – 9.

Слайд 10. Сегодня мы с вами познакомились и в очередной раз потренировались рассматривать ситуацию методом «6 шляп мышления».

Теперь, я хочу, чтобы вы задали мне вопросы. Участники задают вопросы – модератор отвечает.

Впереди у нас еще одно творческое задание на нашу общую тему «Взаимодействие педагогов с детьми в условиях детского сада». Слайд 11. Упражнение называется «Рассказ из газетных заголовков».

Прием соединения разнородных частей применялся в искусстве еще в Древней Греции.

Сейчас мы с вами из газет, журналов будет находить и вырезать подходящие нам по смыслу заголовки. Затем можно разложить вырезки по парам так, чтобы сложенные рядом тексты в каждой паре оказались связанными по смыслу, выберите самую интересную пару и придумайте по ней короткий рассказ.

В этом задании комбинируются не слова, а части готовых текстов. Эти части текстов должны быть короткими и в то же время насыщенными. Удобный материал дают, например, пословицы, которые часто состоят из двух половин. У вас могут получаться гибриды, например «Не все то золото, что плохо лежит». Главное, чтобы в итоге смысл рассказа соответствовал заданной теме. Рассказ может быть шутливым, без использования научных терминов, практически в любом стиле. Дописывать желательно только союзы, предлоги, частицы.

Мы разделимся на команды. У каждой команды будут газеты, журналы, ножницы, клей, бумага. На выполнение дается 15 минут. Объем рассказа не более А4*2.

Участники зачитывают рассказы из газетных вырезок – модератор комментирует.

Всем спасибо за положительные эмоции! Мы получили очередное подтверждение того, что наши педагоги не только профессионалы, но еще и таланты.

Слайд 12. А теперь я предлагаю: немного проанализировать свою работу и профессиональные качества. Представьте, что посередине стоит котел, а в нем бурлит ваша профессиональная деятельность по взаимодействию с детьми. Чего вам не хватает? Что вы хотите добавить в это блюдо под названием «Взаимодействие педагога с воспитанниками», чтобы оно получилось особенным, красивым, вкусным, идеальным – то, что зависит от вас. Участники по очереди называют то, чего им не хватает, что они хотели бы изменить в своей работе с детьми.

Уверена, что у нас получится превосходное блюдо под названием «Взаимодействие педагога с воспитанниками». Чувствуете его аромат? Наверное, скоро всем захочется его попробовать. Давайте дадим ему еще времени для полной готовности. Рефлексия.

И напоследок… Слайд 13. Так как мы с вами встречаемся еще послезавтра – то будет домашнее задание: рассмотреть пример ситуации из вашей реальной практики по взаимодействии с воспитанниками при помощи техники «6 шляп мышления». Для выполнения этого задания вы тоже можете объединиться.

Часть 2

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде чем приступить ко второй части нашего тренинга – давайте вспомним, чему была посвящена наша первая встреча. Что же такое творческое мышление? Это мышление созидающее, позволяющее создать новые идеи для разрешения затруднений. В основе метода «6 шляп мышления» лежит идея параллельного мышления, позволяющего преодолеть хаос и неразбериху в мыслях.

Итак, вспомним домашнее задание. Если честно, то домашнее задание было дано не для проверки, а для того, чтобы вы могли самостоятельно потренироваться применять технику «6 шляп мышления». Желающих выступить – мы с удовольствием послушаем. Участники по желанию презентуют свои ситуации, рассмотренные с помощью техники «6 шляп мышления».

Спасибо! Я вижу, что вы постарались сделать эту методику частью себя, пропустить через себя, присвоить. Теперь приступим ко второй части тренинга.

Слайд 2. Психологи выделяют четыре основные эмоции: печаль,радость, страх, гнев. Испытывать эти эмоции нормально для каждого человека.

Я вас попрошу подумать, какая из этих эмоций была вам в детстве запрещена?

Интересно, что на смену запрещенной эмоции, приходит какая-то другая эмоция, так называемая рэкетная эмоция. Это явление в психологии называется эмоциональный рэкет. Я начинаю эксплуатировать другую эмоцию, которая разрешена, приветствуется.

Мы сейчас вместе с вами попробуем ответить на вопрос: «Что в результате может получиться, если запретить ребенку естественное проявление эмоций?».

У меня есть мешочек, в котором спрятаны эмоции. Вы тянете свою эмоцию, находите участников своей команды и подсаживаетесь к ним для обсуждения. Участники вытягивают цветной жетон: цвет жетона соответствует эмоции (радость – желтый, печаль – синий, гнев – красный, страх – черный). Рассаживаются по командам (меняются местами). На выполнение дается 5 минут. Затем каждая команда представляет свой вариант ответа. Модератор дополняет.

ПЕЧАЛЬ. Альтернативой ей радость. Есть такой сценарий жизни, называется «радуй других».

Чаще всего люди такой профессии как Михаил Жванецкий в быту склонны к депрессиям. Но как только они видят зрителя, взгляд со стороны, начинают что-то изображать. Этот взгляд они помнят с детства. У такого человека состояние не радужное, даже когда он улыбается.

ГНЕВ. Если вам был запрещен гнев, очень часто на смену ему приходит страх. Такие люди часто тихие, молчуны, предпочитают быть в стороне, не любят открываться и т. д. Почему? Они на самом деле боятся. Потому что при достаточно глубоком контакте они начинают чувствовать, как «что-то» изнутри поднимается. Они боятся вот этого «что-то», предпочитают отходить. Поднимается на самом деле гнев.

РАДОСТЬ. Поговорим о радости. Как ни странно, во многих семьях эта эмоция запрещена. Все мы слышали: «Смех без причины признак дурачины. Много будешь смеяться – много будешь плакать». Даже у европейцев сложился стереотип, что русские злые и хмурые. А мы часто с подозрением относимся к людям, которые всё время улыбаются, такие люди порой нас даже раздражают.

СТРАХ очень часто был запрещен в детстве, особенно мужчинам. «Мальчики ничего не боятся», «Мальчики должны быть смелыми». На самом деле, мальчики тоже боятся. Но вопреки всем его чувствам, он должен быть бесстрашный робот. Мужчина, который не чувствовал своих слез, когда вы будете плакать, он будет впадать в ступор, он будет делать вид, что он это не замечает или злится.

Как вы думаете: полезно ребенку испытывать страх? А если он будет бояться реакции взрослого и поэтому будет делать то, что от него требуют. Запугав ребенка – мы же можем от него добиться того, чего хотим.

Страх в данном случае выступает как блокирующая эмоция и как результат: ребенок перестает развиваться. Потому что его основные потребности не удовлетворены.

Стайд 3. На слайде мы видим иерархическую модель потребностей человека, которая представляет собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Запретить человеку испытывать естественные эмоции, значит, подавить их. Человек может трансформировать эмоции: печаль в радость, обиду – в чувство благодарности. Очень много возможностей дает нам разум. Если же эмоции просто подавлены, то человек со стороны выглядит как контролирующий свои эмоции. Но на самом деле он их просто боится. Боится проявлять, проживать. Страх, что я сейчас впаду в какую-то неконтролируемую ситуацию, приводит к тому, что мы избегаем этих чувств.

Как же научиться проживать эмоции, справляться со своими чувствами, а, главное, как научить этому детей?

У всех хоть раз капризничал ребенок.

Что же мы с вами обычно делаем, когда случается подобная ситуация?

Как вы думаете: ребенок имеет право капризничать или проявлять упрямство? Почему?

Я предлагаю сейчас выполнить упражнение, чтобы понять, что испытывает человек, чувства которого не принимают во внимание.

Начальник просит вас сделать дополнительную работу для него. Подразумевается, что вы должны немедленно за нее приняться, но из-за серии появившихся неотложных дел вы совершенно забыли про нее. В конце дня начальник подходит к вам и просит отдать ему готовую работу. Вы пытаетесь объяснить, как были загружены целый день. Он прерывает вас, грубо и громко говорит: «Хватит! Меня не интересуют ваши оправдания!» и уходит. По дороге домой вы встречаете друга. Вы до сих пор настолько расстроены, что начинаете рассказывать ему о случившемся. Ваш друг пытается «помочь» вам восьмью разными способами. Я предлагаю рассмотреть эти ситуации при помощи игры-лотереи. Читая каждый ответ, настройтесь на немедленный спонтанный отклик, что вы чувствуете, когда друг вам это говорит. Ответы по очереди появляются на слайде. Слайд 4.

Вы только что изучили ваши собственные реакции на некоторые совершенно типичные манеры людей разговаривать. Теперь я хочу с вами поделиться некоторыми реакциями детей. Когда ребенок расстроен или ему обидно, последнее, что он хочет услышать, это совет, философские излияния, психологический дискурс. Такой тип разговора только усугубит его состояние. Жалость заставляет ребенка чувствовать себя несчастным, вопросы — защищаться, а больше всего детям не нравится, если они слышат, что у них нет причин чувствовать то, что они чувствуют.

Дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им. Но слова сопереживания не приходят нам в голову естественным образом. Это не наш «родной язык».

Большинство из нас выросло в обстановке отрицания чувств. Чтобы овладеть этим новым языком одобрения, нам нужно узнать его приемы и поупражняться в них.

Вот несколько способов помочь ребенку разобраться в своих чувствах. На слайде. Слайд 5.

Давайте немного потренируемся вместе. Участники из волшебного мешочка вытягивают роль: ребенок или воспитатель вместе с описанием ситуации. Воспитатель зачитывает текст ситуации и пытается помочь справится ребенку с чувствами, опираясь на алгоритм, представленный на слайде. Можно проиграть 3 раза с разными участниками.

Как вы думаете получится у вас применять эту технику на практике? Если вас заинтересовала эта техника, то я могу раздать вам памятки.

Наш тренинг подходит к концу. Спасибо всем за активное участие! Задавайте вопросы! И напоследок хотелось бы узнать ваше мнение.

Слайд 6. Рефлексия. Что вы поняли? Что вам понравилось? Что хотелось бы изменить? Участники высказываются по очереди.

Критика всегда хороша, когда она аргументирована и без эмоций. Поэтому я благодарю всех за участие в тренинге. Благодаря нашей совместной работе, я увидела свои недочеты и поняла, что нужно изменить. Также хочу сказать отдельное спасибо за предложения, высказанные некоторыми участниками – принимаю к сведению. Мне понравилось, что мы с вами учились у друг друга. Поэтому я пришла к выводу, что нужен еще тренинг, потому что в процессе вскрылись моменты, пробелы, мои в том числе, которые я не видела и не учитывала, когда готовила этот тренинг.

Слайд 7. Надеюсь, цель достигнута и условия для развития творческого мышления были созданы. До свидания!

Библиография

Аралова, М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Боно, Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. — Мн.: «Попурри», 2006. — 208 с.

Зинкевич-Евстигнеева, Т., Фролов, Д., Грабенко, Т. Технология создания команды. – СПб.: «Речь», 2002.

Изард, К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К. Э. Изард. — Спб.: Питер, 2006. — 464 с. — (Мастера психологии).

Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. Семинары-практикумы, тренинги рекомендации. – Волгоград: «Учитель», 2012.

Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2000.

Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб.: «Речь», 2005.  

Практические семинары и тренинги для педагогов. Выпуск 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Авт.-сост. Шитова Е.В.- Волгоград: «Учитель», 2016.

Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: «Речь», 2002.

Фабер, А., Мазлиш, Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. – М.: Эксмо, 2015. – 336 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области