Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА МУЗЫКАЛЬНОЙ НОД С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Целью моей работы является формирование у детей познавательного интереса к быту и традициям своего народа через историческую память воспитание любви к малой и большой Родине развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей. Задачи Воспитательная воспитывать у детей желание познавать культуру вятского народа через пословицы, загадки, поговорки, песни, игры и пляски. Образовательная научить детей петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении вятских народных песен и потешек их шутливый характер. Развивающая развивать танцевально – игровые творческие навыки, формировать навыки художественного и эмоционального исполнения образов и театральных постановок.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА МУЗЫКАЛЬНОЙ НОД С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Евгения Ивановна Злобина

музыкальный руководитель

муниципального дошкольного образовательного

казённого учреждения детский сад

комбинированного вида «Сказка»

Кировской области Оричевского района

пгт Лёвинцы

« Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло»

Гласит народная мудрость.

Великим педагогом К.Ушинским было подчеркнуто огромное воспитательное значение национальной культуры. Он считал, что «…только через народное, национальное ребенок приходит к общечеловеческой культуре». Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, я решила, что в своей работе на музыкальной НОД буду приобщать детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор.

Целью моей работы является: формирование у детей познавательного интереса к быту и традициям своего народа через историческую память; воспитание любви к малой и большой Родине; развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать у детей желание познавать культуру вятского народа через пословицы, загадки, поговорки, песни, игры и пляски.

Образовательная: научить детей петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении вятских народных песен и потешек их шутливый характер.

Развивающая: развивать танцевально – игровые творческие навыки, формировать навыки художественного и эмоционального исполнения образов и театральных постановок.

Работа планировалась согласно программам:

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы».

Э.П.Костина «Камертон» - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста;

Программа «Русское народное творчество» Н.С. Ширяевой, доцента кафедры педагоги.

В своей работе я опиралась на принципы государственной политики в области образования:

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ставит задачу о воспитании с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- В ст.2 Федерального « Закона об образовании» ставится задача по знакомству с произведениями народной музыки и песенного фольклора (частушки, колядки, хороводы), где регламентирует гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, защиту и развитие системы образования национальных культур, а так же и региональных культурных традиций.

- Образовательную программу МДОКУ «Сказка», которая определяет направление и содержание деятельности детского сада: возрождение, сохранение и передачу детям смыслов и ценностей народной культуры; развитие потребностей в художественно эстетической деятельности и изучении истории культуры вятского народа.

Фольклор – это попевки, хороводные игры, считалки, дразнилки, частушки, игра на народных инструментах, праздники, развлечения, ярмарки, спектакли.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах.

Можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

Народная песня;

Народная хореография;

Народные игры;

Народные музыкальные инструменты.

Народные песни должны быть доступны детям по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. Работа над народной песней всегда начинается с распевания – упражнений для дыхания, звукообразования, интонации и т.д. В старшем дошкольном возрасте вводится новый жанр – частушка. Частушка достаточно сложный жанр, при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо еще и показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах, чаще всего использую деревянные ложки, маракасы, трещотка.

Говоря о синкретизме фольклора - пляска, музыка и песня существуют в единстве. С помощью пляски дети овладевают элементами русской народной плясовой пластики. В работе используются такие пляски, как «Чижик», «Деревенская полька», а так же и хороводы: «Прялица», «Лен зеленой», «Во поле береза стояла» и т.д. Не следует забывать, что любые плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах. И это надо всячески поощрять в детях!

Игра – не просто любимое занятие детей – это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. Дети очень любят играть в такие игры, как «Чучело», «Гори, гори ясно!», «У Маланьи, у старушки», « Как у дяди Ермолая», и т.д.

Одной из самых интересных и увлекательных форм музыкальной НОД является игра на музыкальных инструментах. И здесь я сохраняю традиции русского народного исполнительства: дети с удовольствием исполняют вариации на темы русских народных мелодий: « Калинка», «Коробушка», «Камаринская» и т. д. Участие в оркестре приучает детей к собранности, активизирует внимание, прививает навыки ансамблевого исполнительства. В процессе создания оркестра учитываю симпатию детей к определенным инструментам. Часто включаю игру на инструментах в игры, пляски, предоставляю детям возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения. Внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родному краю.

Система использования фольклора на музыкальной НОД помогает нам в постановке музыкальных спектаклей по мотивам русских народных и авторских сказок. Эта форма работы позволила приобщить к народной культуре не только детей, но и их родителей, которые стали активными участниками постановок.

Не было бы такого интереса и ярких впечатлений от фольклора, если бы не созданная предметно – развивающая среда в ДОУ, где есть целая коллекция народной атрибутики:

-Ширма домика Бабки и Дедки;

- Ширма сказочного замка;

- Колодец Морозки;

- Избушка Бабы Яги;

- Сундук Кощея Бессмертного;

- Сшиты большие лошадь и корова для разыгрывания сценок и сказок;

- Костюмерная с разнообразными костюмами для взрослых и детей;

- Комплект русских народных инструментов;

- Комната русской старины.

Сравнительный анализ музыкальных способностей за последние два года показал значительные улучшения по всем показателям: музыкально – слуховых представлений на 16%, танцевальных движений на 24%, ладового чувства на 11%. Дети стали более свободно общаться на тему о родном крае.

Таким образом, использование фольклора на музыкальной НОД и в повседневной жизни, знакомства с народными играми и забавами, участие в народных праздниках, драматизация знакомых сказок и т.д. – все это способствует у детей формированию любви к родному краю.

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека средствами музыки. В музыке заложен огромный потенциал для оздоровления ребенка и внутреннего развития состояния его души. Музыкальный фольклор является своеобразным мостиком приобщения к народным истокам и самобытным традициям культуры России.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области