Предмет: математика
Образовательная система (УМК) Школа 21 века
Класс: 3 «Д»
Учебная тема: проведение прямой через одну точку и две точки
Тип урока | Комбинированный |
Дидактическая цель | Организовать деятельность учащихся по закреплению представлений об отрезке, луче, прямой. Развитие интереса к уроку математики и познавательных потребностей. Совершенствование умений строить пересекающиеся и непересекающиеся прямые. Развитие умений строить прямую через 2 точки. |
Задачи | Образовательные: - подготовить детей к восприятию нового материала; - ввести новый материал; - провести первичное закрепление, подвести к некоторым обобщениям; - повторить и закрепить, развивать и совершенствовать ранее изученное; - осуществлять постоянное наблюдение за усвоением детьми знаний; - контроль за результатом обучения и др. Развивающие: - развивать память, мышление, творческое воображение, способность анализировать и синтезировать факты, абстрагировать и обобщать, делать выводы. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, инициативу, прилежание, трудолюбие, желание помочь другому. |
Планируемые результаты | Личностные: Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результат; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 2. познавательные: общеучебные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. логические: доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. постановки и решения проблемы: формулирование проблемы. 3. коммуникативные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Предметные: Ученик освоит понятия прямая, луч отрезок Ученик овладеет умением строить пересекающиеся под прямым углом прямые Ученик научится проводить прямую через 1 и через 2 точки |
Основные понятия | Прямая, точка, угол, отрезок, луч. |
Ресурсы: | Для учителя: учебник и тетрадь на печатной основе по математике «Школа 21 века», презентация, наглядные пособия. Для ученика: учебник, наглядные пособия. |
Организация пространства | Фронтальная работа |
Источники информации | http://открытыйурок.рф/статьи/625452/ |
Этапы урока (с указанием времени) | Дидактические задачи этапа | Содержание материала урока | Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся |
Организационный этап | Настрой на работу. Обеспечить комфортную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к учебной деятельности. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна. Я проведу у вас урок математики. Садитесь ровно, из рук все убираем и кладем на край парты. | Словесный метод: инструктаж. |
Актуализация опорных знаний и умений | 1.Актуализировать понятия, необходимые для работы на данном уроке. 2.Тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования. 3.Выработать навыки беглого устного счета (решение примеров и задач). | - Начнем наш урок с устного счета. <Object: word/embeddings/oleObject1.bin> (учащиеся выполняют задание на устный счет) - Теперь смотрим на экран. Нам даны фигуры. Посмотрите внимательно и скажите, на какие три группы их можно разделить. (Отрезок, луч, прямая) - Молодцы. Теперь посмотрим, какие точки лежат на прямой, а какие нет? ( Точки С, Х, Д, Е лежат на прямой, а точки К,А,М,Б не лежат) - Правильно, а как вы объясните, что точка Е тоже лежит на прямой? (Если мы дорисуем прямую, точка Е тоже окажется на ней) - Смотрим на экран. Какие из представленных нам прямых пересекаются, а какие нет? Есть ли те, которые пересекаются под прямым углом? (Пересекаются прямые АС и ВО, АС и ДА, АВ и АД пересекаются под прямым углом) | Словесные методы: беседа. Приемы: фронтальный опрос, демонстрация презентации, объяснение. |
Постановка цели и задач урока. | Организовать и направить познавательную деятельность учащихся. | - Ребята, откройте ваши тетради и нарисуйте прямую. Отметьте на прямой АВ две точки. Какие фигуры вы теперь видите на вашем рисунке? (два луча и отрезок) - Ребята, а чем прямая отличается от отрезка? (Прямая не имеет начала и конца) - Верно. А мы можем провести прямую через точку? (на доске нарисована точка О) (можем) - Давайте проведем прямую. Один человек сделает это на доске, остальные в тетрадях. (ученик проводит прямую через точку О) - Так, а мы можем провести еще одну? Давайте попробуем. Выходи к доске. (Вызываю по очереди несколько человек) - Как вы видите, у нас получилось много прямых. А теперь возьмем две точки, точку А и точку В. Нарисуйте их в тетради. Попробуем провести прямую через них. (Один человек рисует на доске, остальные в тетради.) - Правильно. Можем ли мы провести еще одну прямую именно через эти точки? (Не можем) - Да, если мы проведем еще одну прямую, она просто совпадет с той, которую мы уже изобразили. - Итак, что мы можем сказать о первом рисунке? (Через одну точку можно провести много прямых) - Молодцы, а через две точки? (Только одну) - Верно, через одну точку – много прямых, через две – только одна единственная прямая. И наш вывод является аксиомой геометрии. | Словесные методы: фронтальный опрос, беседа, объяснение. Приемы: - подводящий диалог работа в тетради, работа у доски. |
Первичное закрепление в знакомой ситуации и измененной. Физминутка | 1.Создать условия для проведения учащимися анализа своих действий. 2. Закрепить пройденный материал. | Выполняю на доске рисунок 1,2,4.( Если есть рабочие тетради у учащихся, прошу открыть страницу 21 и выполнить задание) - Ребята, через точку А нужно провести прямую так, чтобы она пересекала прямую СК под прямым углом. - Давайте составим алгоритм построения. 1. Приложим угольник так, чтобы одна сторона прямого угла лежала на прямой, а другая проходила через точку А. 2. Проведем прямую через точку А и обозначим точку пересечения прямых буквой В. 3. Продолжим прямую АВ. (Вызываю к доске по одному человеку для каждого рисунка) - Выполняем это задание на доске и в тетрадях. Берем в руки угольник. - Открываем учебник на странице 49. Посмотрите на номер 10. Прочитайте задание про себя. (затем один ученик читает вслух) - И как вы думаете, какая точка ближе всех к прямой? (Точка М) - Почему? (она находится от нее через одну клеточку, точка А через две клеточки, а точка В через полторы клеточки) - Верно. Теперь давайте рассмотрим иллюстрацию. Прочитайте задание. (затем один ученик читает вслух) - Как вы можете ответить на вопрос? (Рельсы и провода не пересекаются) - Молодцы, ребята. Теперь все встаем из-за парт, давайте немного разомнемся. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Словесные методы: фронтальный опрос, инструктаж. Приемы: работа с учебником, работа в тетради, работа у доски. |
- Садимся за парты, выполним номер 14 на странице 50. Выходим к доске по очереди и объясняем, как получили ответ. ( Выполняют примеры на умножение с объяснением) - Теперь прочитайте про себя задачу 18. (Затем ученик читает задачу вслух) - О чем эта задача? (о коробках с кастрюлями и сковородками) - Что нам известно про кастрюли? (Известно, что привезли 4 коробки по 6 кастрюль в каждой) - Что известно про сковородки? (Их в 3 раза меньше, чем кастрюль) - Какой главный вопрос задачи? (Сколько посуды привезли в магазин) Составим краткую запись условия задачи: - Мы можем на него ответить сразу? (нет) - Почему? (мы не знаем, сколько привезли кастрюль и сковородок в отдельности) - Что нам известно про кастрюли? (……………………..) - Что можно узнать по этим данным? (……………….) - Каким действием? (………………………..) - Что нам известно про сковородки? (……………….) - Что можно узнать по этим данным? (……………….) - Каким действием? (………………………..) - Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (………….) - Каким действием? (умножением) - Таким образом, во сколько действий решается наша задача? - Запишем это. 1) 6∙4= 24 (шт.) – всего кастрюль 2) 24:3= 8 (шт.) – всего сковородок 3) 24+8=32 (шт.) Ответ: 32 посуды и сковородки привезли. - Записываем ответ в тетради. | Словесные методы: инструктаж, фронтальный опрос Приемы: работа в тетради, работа с учебником, работа на доске. Приемы работы над задачей: - чтение задачи вслух и про себя - разбор содержания задачи - составление краткой записи задачи - разбор задачи - запись решения задачи | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Проведение рефлексии. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. 2. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 3. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; | - Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке? (Проводили прямые через 1 и через 2 точки, определяли какие прямые пересекаются, а какие нет) - Сколько прямых мы можем провести через 1 точку? (Много) - А через 2? (Всего одну) - Молодцы. Сейчас я вам раздам листочки. Если вам все было понятно и вы не допускали ошибок, нарисуйте солнышко. Если у вас были трудности, то тучку. Когда нарисуете, поднимите, чтобы я увидела. - Всем спасибо за урок! До новых встреч! | Словесные методы: Приемы: фронтальный опрос, инструктаж. |