Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха подразумевает, что при определенной поддержке родителей, педагогов и педагога-психолога, учителя-логопеда ребенок с проблемами в развитии успешнее адаптируется в обществе, становится более социализирован.
План исследования психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей с нарушением слуха:
- Ежегодное комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование;
- Ежегодное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в течение всего периода обучения ребенка в школе, меняются только цели и задачи на каждом возрастном этапе
- Систематический мониторинг достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей работы, изменение коррекционной программы по результатам обследования в соответствии с выявленными особенностями и потребностями ребёнка;
- Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;
- Психолого-педагогическая диагностика с целью психолого-педагогического изучения индивидуальных особенностей личности обучающейся, резервов ее развития; познавательных возможностей и интересов ребёнка.
- Исследование развития коммуникативных качеств отношений в классе, во внеклассном общении, в семье; внутриличностных конфликтов, стремление к уединению, доминирование в группе сверстников, отношение к учителю). Использование проективной методики Р. Жиля.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха:
-диагностика проблем интеллектуального и психоэмоционального развития детей;
-коррекция интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление в форме игры, двигательных упражнений на активизацию мыслительной сферы);
-исследования эмоционально-психологического климата коллектива. Использование теста-семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе».
-коррекция эмоционально-волевой сферы (поведение, общение, саморегуляция в форме тренингов, сюжетно-ролевых игр);
- преобладающий тип настроения - методика «Эмоциональная цветопись» А. Н. Лутошкина, модифицированная Г. А. Карповой.
-Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда:
Исследование импрессивной речи:
- понимание связной речи;
- понимание предложений;
- понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций,
Исследование фонематических процессов:
- выделение звука на фоне слова;
- определение места звука в слове по отношению к другим звукам;
-дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость— глухость, мягкость— твердость, свистящие — шипящие и т. п.).
Фонематический синтез:
- составление слов из последовательно данных звуков;
- составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Исследование экспрессивной речи.
Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование
орального праксиса:
- тонус;
- активность;
- объем движения;
- точность выполнения;
-длительность;
- замена одного движения другим;
- добавочные и лишние движения (синкенезии).
Состояние звукопроизношения:
- изолированный вариант;
- в слогах, в словах,в речи;
- произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение
числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.
Исследование словарного состава языка:
- самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда;
- подбор синонимов, антонимов, родственных слов;
- выявление общих категориальных названий.
- наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений,
существительных;
- точность употребления слов.
Обследование грамматического строя речи.
а) характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более);
б) характер употребления предложно-падежных конструкций;
в) состояние функции словоизменения:
- преобразование единственного числа существительных во множественное в
именительном падеже;
- образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;
- согласование с числительными.
Состояние связной речи
- логическую последовательность в изложении событий;
- характер аграмматизма;
- особенности словаря.
Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная
выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание)
Состояние письменной речи.
- проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях;
- выявить навыки звукового анализа и синтеза;
- отметить особенности звукового анализа и синтеза;
- отметить особенности слухоречевой памяти;
- проверить слуховую дифференциацию фонем;
- проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант,самостоятельное письмо);
-отметить характер дисграфических и орфографических ошибок.
Состояние навыка чтения:
- умение правильно показать печатные и прописные буквы;
- способность правильно называть буквы;
- чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены).
Учащиеся с нарушением слуха имеют особенности профессионального самоопределения, поэтому им необходимо психолого-педагогическое сопровождение процесса выбора профессии.
-Освещение проблем изучения профессионального самоопределения лиц разного возраста с нарушенным слухом. (расширяются знания о мире профессий, проявляется рациональная оценка нравственной и материальной сторон профессии, стабилизируются и сосредоточиваются на ограниченном числе занятий интересы).
-исследование формирования профессионального и жизненного самоопределения как результата внутреннего поиска своего Я.
(использование следующих диагностических методик:
– методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова);
– методика «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская);
– методика «Дифференциально-диагносттический опросник» (ДДО)