Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблемы взаимоотношения подростков с родителями

Цель работы особое внимание уделить проблемам взаимопонимания и возможностям поиска путей к согласию подростков и родителей. Исходя из цели, на данном этапе работы были поставлены следующие задачи -изучение микроклимата класса -изучение взаимоотношения родителей со своими детьми -изучение роли отцов в воспитании детей -проведение анкетирования учащихся и родителей класса.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проблемы взаимоотношения подростков с родителями

Подростковый возраст-это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость, Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами. И будучи, классным руководителем учащихся 10 класса, я задумалась над проблемой положения подростка в семье и отношения с родителями, о том, как установить психологический контакт с подростком, особенно с подростком, так как в младшем возрасте дети более близки, и открыты своим родителям, учителям. Опыт общения с подростками убедительно показал, что одна из самых серьезных проблем подростков- проблема взаимоотношений с родителями.

Отсюда главная цель деятельности педагогов создать все условия для достижения взаимопонимания подростков и родителей.

Цель работы: особое внимание уделить проблемам взаимопонимания и возможностям поиска путей к согласию подростков и родителей.

Исходя из цели, на данном этапе работы были поставлены следующие задачи:

-изучение микроклимата класса;

-изучение взаимоотношения родителей со своими детьми;

-изучение роли отцов в воспитании детей;

-проведение анкетирования учащихся и родителей класса.

Предмет исследования: 10 «б» класс Намской улусной гимназии им.Н.С.Охлопкова.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня, когда перед нашим обществом стоит проблема повышения нравственности как никогда необходимо глубже изучить проблемы, встающие перед подрастающим поколением.Только глубокое изучение психологии подростков может способствовать развитию его духовности и нравственности.

Практическая значимость темы заключается в возможности оказать педагогическую помощь и поддержку родителям своего класса.

В подростковом возрасте, как никогда, сказывается закон неравномерности индивидуального развития. Один старшеклассник уже достиг половой зрелости, а другой находится только в середине процесса созревания. Такая же неравномерность характеризует их умственное, социальное и нравственное развитие. И что еще важнее, уровня развития в разных сферах жизни сплошь и рядом не совпадают. Юноша может быть уже вполне взрослым физически, оставаясь умственно и нравственно подростком. Так же часто и бывает обратное. Особенности развития заключаются в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком, при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества.

Все то, к чему подросток привык с детства – семья, школа, сверстники-т подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

Какая мать, какой отец не хотят, чтобы их дети были счастливы в жизни, осуществили бы свои мечты, пользовались бы уважением и любовью окружающих. И каждый из них, опираясь на свое разумение, жизненный опыт, а так же на знания, вынесенные из прочитанных книг, кинофильмов, в которых речь идет о лепке характеров, о становлении личности ребенка, стараются не повторить чужих ошибок и как можно лучше воспитывать своих детей.

Настроенные воспитывать своих детей только хорошо, родители вдруг обнаруживают, что их педагогическая система дает сбои: ребенок растет эгоистом, учение не вызывает у него никакого и6тереса, его постоянно тянет к пустому времяпровождению. Родители начинают выяснять, почему это происходит, и часто, не умея выявить настоящие причины, видят корни беспокоящих их недостатков в дурной наследственности, в плохом учителе, в нехороших товарищах и так далее.

Первая общая закономерность и острая проблема юношеского возраста, хотя возникает она гораздо раньше, это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанном на взаимном доверии, уважения и относительном, но неуклонно растущем равенстве. Во многих семьях, особенно авторитарных, эта перестройка происходит болезненно и воспринимается родите6лями как непослушание, вызывающее поведение. Но взглянем на этот процесс с другой стороны, с точки зрения формирующейся личности.

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях:

- как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным;

-как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;

-как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

-как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, эта зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви, но избыток эмоционального тепла тоже вреден. Он затрудняет формирование внутренней автономии, порождая устойчивую потребность в опеке, зависимость, как черту характера.

Любящие родители, не способны мыслить ребенка отдельно от самих себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав пуповину эмоциональной зависимости от родителей и не включив своих отношений с ними в новую, гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей, центром которых является не родители, а он сам. Положение «маминькиного сынка» начинает его раздражать не только потому, что вызывает насмешки сверстников, но и потому, что пробуждает в нем самом чувство зависимости, с которым подросток борется.

Чувствуя охлаждение, многие родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и так далее. Но после того, как критический период проходит, эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не испортили ошибочным воспитанием, обычно восстанавливается, уже на более высоком сознательном уровне.

Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти, старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей.

Как пример можно привести данные опроса учащихся исследуемого класса. На вопрос; «Принимаете ли вы во внимание родителей при выборе друзей?» 80% учащихся ответили, что нет. Этот факт говорит, что подростки считают себя уже достаточно взрослыми, чтобы выбирать себе друзей самостоятельно.

При всей их тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы старшеклассники вообще не могут обсуждать со сверстниками; мешает самолюбие, боязнь насмешек и быть непонятыми. Отвечая на вопрос: «Если тебя что-то беспокоит или, ты попал в трудное положение, к кому ты обращаешься?», большинство опрошенных детей из моего класса поставили на первое место маму.

В исследуемом 10 «б» классе обучается 20 учащихся. Все семьи полные. Средний возраст родителей составляет 40 лет. Из двадцати родителей-отцов, 9 имеет высшее образование, что составляет 45%, у 9 родителей средне-специальное образование и только 2 родителя имеют среднее образование. У женщин показатели выше, так как, с высшим образованием – 11 мам, что составляет 55 %. Итоги Всесоюзных переписей населения показывают, что якутская женщина по уровню своего образования уже в 1959 году приблизился к уровню мужского образования, в 1969 и 1979 годах фактически догнала, а с 1989 года- уже обошла. Женщина стала образованнее мужчины. Эта тенденция наблюдается и в нашем улусе, а значит влияние матерей в этих семьях значительно выше.

Нынешняя семья переживает период серьезных изменений. В своем большинстве семьи состоят из двух поколений – родителей и детей. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, не стал исключением и мой класс. Из двадцати семей только у троих проживают бабушки, и у одной семьи дедушка. В результате, родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. В современной семье происходит довольно болезненная ломка привычных позиций. Отец перестал быть экономической главой семьи. Все это осложняет ситуацию и делает позицию отца достаточно трудной. Хотя трудно переоценить роль отцов в воспитании, ведь он является для детей эталоном мужчины. В его лице дети видят человека и гражданина, главу семьи и опору в доме. Он пример мужества и рыцарства, умения взять на свои плечи все самое трудное, ответственное. Он защитник, всеми уважаемый человек. Стараясь быть похожим на отца, сын учится благородству, смелости, умению преодолевать трудности. Но степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. На вопрос анкеты: «Хотели бы вы быть похожими на своего отца?» из 8 мальчиков класса только двое ответили, что отец для них является авторитетом, и они хотели бы быть похожими на них. Как можно объяснить такую ситуацию? Что сыновья перестали любить своих родителей, или отец со временем растерял свой авторитет? Это, видимо, можно объяснить следующим: у старшеклассника находятся и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, а из более широкого круга отношения- общественно-политические деятели, герои кино и литературы, а сейчас особенно – звезды эстрады. И здесь важно знать, что больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Но взаимоотношения некоторых старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимания оставляют желать лучшего.

Например, на вопрос: «Как часто ты подходишь к своему отцу, чтобы посоветоваться о своих делах?» Из 20 респондентов только 6 ответили положительно, а 2 подростка ответили резко отрицательно.

Понять внутренний мир другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его таким, каков он есть. Самая распространенная жалоба юношей и девушек на своих родителей: «…они меня не понимают!». Пример из моего класса, юноша ответил: «Они ругают меня или всегда говорят, что я ни на что не способен». Не удивительно, что этот мальчик всегда находится в подавленном состоянии, чувствует себя неуверенно, имеет много комплексов.

Общение старшеклассников с взрослыми – безусловно, проблема и это значительно сложнее, чем многие себе представляют. Сложность общения старшеклассников с родителями довольно велика даже в самых благополучных семьях. Это связано с психологическими особенностями возраста, сложность увеличивается из-за того, что родители нередко не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться иначе, чем с маленькими.

Многообразие семей можно очень условно и приблизительно подразделить на несколько групп, исходя из того, какая атмосфера царит в них. Так, в моем классе можно выделить группу семей, в которых очень близкие, доверительные отношения между родителями и детьми. Их атмосфера наиболее благоприятная для развития старшеклассников, ибо их родители имеют возможность быть в курсе всех их дел, и имеют влияние на своих детей. Юноши и девушки, воспитывающиеся в таких семьях, очень активны, дружелюбны. На вопрос: «Как часто ваша семья собирается вместе и, как вы проводите свободное время?». Подростки из этой группы отвечают: «Каждые выходные я провожу с родителями, в кругу семьи. Мы вместе читаем, ходим в кино, разговариваем. Летом часто выезжаем на природу». О таких взаимоотношениях, конечно, можно только позавидовать.

Довольно многочисленна другая группа благополучных семей. Для них характерна атмосфера доброжелательных отношений между родителями и детьми. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью и пытаются оказать влияние на их духовные интересы. В этих семьях, конечно, бывают конфликты, но они имеют открытый характер, разрешаются исчерпывающе. На вопрос: «Говорите ли вы родителям правду?». Учащиеся ответили, что не всегда, хотя и понимают, что родителей обманывать нельзя.

От предыдущей группы эти семьи отличаются тем, что в них имеется определенная, порой значительная, дистанция между старшими и младшими. Юноши и девушки в таких семьях обычно послушны, вежливы, приветливы и уступчивы, но могут быть весьма слабо ориентированы на утверждение своей независимости, так как в этих семьях все же преобладает авторитарный метод воспитания.

Радует, что в нашем классе оба родителя распределяют заботы о детях равноправно, с равным разделением ролей и обязанностей. Например, на вопрос: «Едины ли родители в своих требованиях?», многие ответили, что в своих требованиях, и отец и мать едины. Но тревожит тот факт, что в некоторых семьях взаимоотношения ребенка и отца бывают нередко натянутые, тяжелые отношения. На вопрос: «Если тебя что-то беспокоит или ты попал в трудное положение, приходишь ли ты к отцу?», только половина класса ответили положительно, а один ученик ответил, что никогда не подходил к отцу с подобными вопросами, и что никогда не подойдет. Что можно в этом случае предпринять? Конечно, можно посоветовать отцу пересмотреть отношения с сыном, постараться достигнуть взаимопонимания.

На вопрос: «Что делает отец, если ты затеешь драку с другими мальчиками?». Один ученик ответил, что отец даже не обратит внимания. Что это? Безразличие или стремление уйти от проблем? Но что бы это ни было – это уже тревожный сигнал. Сигнал того, что можно потерять вначале его доверие, а потом…

Подросток, лишенный внимания отца, его заботы и ласки, привыкший со своими проблемами обращаться только к матери, или решая их сам, не может воспринять воспитательные меры отца.

Когда говорят о трудностях подросткового периода, имеют в виду обострившиеся противоречия между поведением подростка и внешним миром, прежде всего требованиями социального окружения. Но аналогичное обострение противоречий наступает и во внутреннем мире подростка, в его представлениях о себе и понимании себя. И то, и другое приводит к тягостным переживаниям.

Заключение.

Вслед за демографическим взрывом, вслед за образовательным бумом конца ХХ -начала ХХI века - круто возрастает интерес родителей к семейной педагогике.

Мир не справляется со своими детьми. Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, не умеют достаточно быстро изменить свои педагогические взгляды и приемы. Отсюда не бывалая потребность в педагогической помощи. Поэтому актуальной является работа с родителями по следующим направлениям:

1.Формирование у родителей отношения к ребенку, как к личности, имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни.

2.Повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществления заинтересованного взаимодействия.

3.Формирование системы навыков, обеспечивающих партнерские взаимодействия с детьми.

Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формирование навыков конструктивного общения.

Возникает проблема коммуникативной компетентности. Наиболее сложными для данного возраста являются:

-ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;

- ситуации, связанные с умением реагировать на задевающие, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Таким образом, взрослые должны создавать такие условия, где преобладали бы поддержка и понимание, где царит творческий труд и взаимное доверие, которое необходимы для развития личности.

Список использованной литературы:

1. Кон И.С. Положение в семье и взаимоотношение с родителями- Сб.: Популярная психология для родителей. –М.,1998

2. Попова М.В. Психология растущего человека. М.,2002.

3. Попов Б., Культура семейного воспитания народов Севера,- Я.,2000

4.Попов Б., Отец высокое звание. Я.,2000

5. Регуш Л.А., Наш проблемный подросток: понять и договориться. С-Пб., 2001

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области