Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр

Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по профилактике дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр

Оглавление

Введение.

Общее недоразвитие речи как фактор риска возникновения дислексий.

Дидактические игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Список литературы.

Презентация опыта работы.

Введение

Письменная речь является величайшим достижением человечества. Благодаря письму и чтению возможны фиксация, сохранение, передача информации между народами, поколениями людей. Чтение как деятельность играет важную роль в жизни человека: стимулирует его психическое развитие, обеспечивает образовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Одной из проблем, с которой сталкиваются логопеды, учителя начальных классов на современном этапе, является увеличение количества детей с нарушениями в речевом развитии, которые мешают в полной мере овладевать навыками чтения, усваивать учебный материал. Анализируя данные разных исследователей, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.М. Парцами отмечают, что количество детей школьного возраста с нарушениями чтения составляет 3-10%. Число учащихся с нарушениями речи, имеющих дислексию, достигает 22%. Трудности чтения, возникшие в начальной школе, сохраняются и при дальнейшем обучении. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профилактики специфических нарушений чтения у детей дошкольного возраста, поскольку чтение, являясь целью начального обучения, в дальнейшем становится средством приобретения знаний учащимися.

Учение о нарушениях чтения существует более 130 лет. Причины возникновения специфических нарушений (дислексия) рассматривали отечественные исследователи Г.А. Каше, А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, О.А. Токарева, М.Е Хватцев, Л.С. Цветкова. Большую роль в изучении механизмов чтения сыграли А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, М.Е. Хватцев, Л.С. Цветкова. А.П. Воронова, Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, Я.О. Микфельд, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова занимались вопросами дифференциальной диагностики и коррекции данного нарушения.

Профилактика дислексии, являющаяся частью проблемы подготовки к обучению в школе дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), приобретает особую актуальность. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен с помощью чтения. Поэтому необходимо своевременное выявление детей с предрасположенностью к дислексии для организации пропедевтической работы, направленной на предупреждение нарушений чтения или значительное их уменьшение.

Современная концепция дошкольного образования включает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и устремлений. Это вызывает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речевого развития.

В обучении, воспитании и коррекции дошкольников с нарушениями речи большие возможности содержит дидактическая игра. В исследованиях психологов и педагогов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.И. Селиверстова, Г.А. Тумаковой, Е.И. Удальцовой отмечается, что данный вид игры может успешно использоваться как форма обучения, как самостоятельная игровая деятельность, как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

В настоящее время вопросы диагностики, коррекции и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста являются актуальными и сложными. Практически отсутствует система отбора групп риска дошкольников по дислексии. Недостаточно организована вторичная, третичная профилактика данного нарушения и распространяется, преимущественно, на детей с нарушениями речи, обучающихся в специализированных школах. Родители и педагоги образовательных учреждений не могут получить квалифицированную помощь в решении проблем, препятствующих успешному обучению ребенка, из-за отсутствия широкой сети хорошо налаженной консультативно-диагностической службы.

Общее недоразвитие речи как фактор риска

возникновения дислексий

«Общее недоразвитие речи– это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте», характеризует Л.С. Волкова.

По мнению В.П. Глухова, под ОНР понимается «форма речевой патологии, при которой нарушается формирование словарного запаса, грамматического строя и звукопроизношения».

А.В. Лагутина, отмечая своеобразие особенностей психоречевого развития детей с ОНР, относит их к группе риска возникновения дислексии.

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного и школьного возраста может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка. Данная периодизация проявлений ОНР: почти полное отсутствие речевых средств общения (1 уровень), начатки общеупотребительной речи (2 уровень), развернутые формы связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (3 уровень) - разработана Р.Е. Левиной. Т.Б. Филичева выделяет еще один уровень: недоразвитие связной речи. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона. Темп продвижения каждого ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.

ОНР включает в себя различные речевые расстройства у детей с нормальным слухом и первичносохранным интеллектом в случаях нарушения формирования всех компонентов речевой системы: фонетическо-фонематической, лексико-грамматической. У данных детей наблюдается патологический ход речевого развития. Наиболее типичные проявления ОНР имеются при алалии, дизартрии и реже – при ринолалии, заикании.

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова указывают, что у данной категории детей выделяют следующие варианты ОНР: неосложненный, осложненный, грубое недоразвитие речи. У большинства имеется осложненный вариант ОНР, при котором невротические проявления создают трудности в обучении и обуславливают особенности психоречевой сферы, отмечают С.Н. Сазонова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.

Основной контингент детей с ОНР составляют дети второго, третьего уровня речевого развития. В работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Р.И. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной у детей всех категорий выявлены особенности развития сторон речевой системы, которые в дальнейшем вызывают значительные трудности при обучении чтению.

В исследованиях В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной выявлено, что ограниченность, стереотипность, обиходность словарного запаса, значительное отставание в овладении грамматическим строем языка у дошкольников с ОНР затрудняют процесс развития связной речи, ее переход от диалогической формы к контекстной.

Недостатки в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи дошкольника с ОНР являются серьезным препятствием для овладения школьной грамотой, подчеркивают Г.А. Каше, Т.Б. Филичева.

В исследованиях Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, А.В.Лагутиной, С.Н. Сазоновой, Т.Б. Филичевой, В.В. Тумановой отмечается, что неполноценная речевая деятельность отрицательно влияет на формирование психической сферы детей с ОНР, проявляющейся в своеобразии отставаний в развитии высших психических функций, опосредованных речью.

У детей с ОНР отмечается недостаточная сформированность зрительного восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, ряда мыслительных операций и действий. Запас знаний и представлений об окружающем мире не соответствует возрасту. Познавательная активность снижена.

Недоразвитие фонематического восприятия, низкий уровень слухового внимания (недостаточная устойчивость, малый объем) замедляют их речевое развитие.

Речевая недостаточность сказывается на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Они часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.

У дошкольников с ОНР наблюдается недостаточная координация движений в моторике: общей, мимической, мелкой, артикуляционной.

С.Н. Сазонова, Т.А. Ткаченко указывают, что недоразвитие лексико-грамматической стороны речи задерживают становление игровой деятельности дошкольников с ОНР.

Речевой дефект детей обуславливает нарушения деятельности общения со взрослыми и сверстниками, незрелость мотивационно-потребностной сферы, отрицательно влияет на становление их личностных качеств. Недостаточное развитие речи способствует возникновению значительных трудностей при изменении условий коммуникации, расширения самостоятельности общения, при выполнении специальных учебных заданий. Поведение детей с ОНР характеризуется недостаточной регуляцией, слабой выраженностью эмоций, неуверенностью в своих силах, трудностями самоконтроля.

Широкая распространенность и стойкость ОНР, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяют считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия. Раннее выявление детей с ОНР является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений чтения, что позволяет предотвратить их неуспеваемость в школе.

Особенности детей с ОНР позволяют отнести их к группе риска в возникновении дислексий, что определяет необходимость проведения целенаправленной дифференцированной профилактической работы с ними.

Дидактические игры в системе коррекционно-развивающей

работы с детьми с общим недоразвитием речи

Современный образовательный процесс имеет гуманистическую направленность, нацелен на реализацию личностно-ориентированного подхода к ребенку, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.

Одной из главных педагогических задач является определение и создание таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание учиться и имелись бы возможности это сделать. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников старшего возраста.

Дети, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают значительные трудности в обучении, поэтому необходимо поощрять их малейший успех, внушать уверенность в возможности овладения грамотной, развитой речью. Важно воспитать у них устойчивое внимание, активность и упорство в преодолении трудностей, сознательное отношение к занятиям.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра. В дошкольной педагогике она используется как средство обучения, как самостоятельная игровая деятельность, как средство воспитания различных сторон личности ребенка. С одной стороны данная игра привлекает дошкольника своей непринужденной, увлекательной, интересной деятельностью, с другой - в ходе ее он усваивает доступные знании, овладевает способами умственной деятельности.

Е.В. Карпова определяет дидактические игры как «разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности».

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Дидактическая игра выполняет следующие функции:

1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения;

2) функция формирования психических новообразований;

3) функция формирования собственно учебной деятельности;

4) функция формирования общеучебных умений, навыков;

5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Существуют разные классификации дидактических игр, чаще критерием служат: содержание обучения и воспитания, используемый материал. Общепринятой считается разработанная С.А. Козловой классификация данных игр по наличию материала, используемого в них. Отличную от других классификацию предлагает А.И. Сорокина. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР используются различные виды дидактических игр.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, состоящую из основных элементов, характеризующих игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

В ходе дидактической игры дети приучаются самостоятельно мыслить в соответствии с поставленной задачей, рационально использовать полученные знания на практике в различных условиях, преодолевать затруднения в умственной деятельности, развиваются нравственные качества (дисциплинированность, настойчивость и др.) и психические процессы, отмечают А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина, Г.А. Тумакова, Е.И. Удальцова. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Дидактические игры для использования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, разрабатывались С.А. Васильевой, Т.А. Воробьевой, И.Г. Выгодской, Н.С.Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой, В.И. Селиверстовым, Г.С. Швайко.

Дидактические игры, используемые в данной работе с дошкольниками, обеспечивают более успешное решение как общеобразовательных, так и развивающих и особенно коррекционных задач, при этом детская деятельность носит радостный, непринужденный, увлекательный характер.

Дети с нарушениями речи отстают в своих речевых возможностях ведущей деятельности, поэтому применение дидактических игр в логопедическом обучении способствует переводу ведущей деятельности (игровой) на уровень учебно-игровой: учебной по цели и игровой по характеру осуществления, подчеркивают Н.Е. Луговых, В.И. Селиверстов.

На необходимость широкого использования дидактических игр в коррекционной работе с учетом их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания указывает В.И. Селиверстов. Он отмечает, что «игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка».

М.Е. Хватцев считает, что «игры особенно полезны в логопедической работе, т.к. в них наиболее активно проявляются отношения детей, отношения же чаще всего выражаются в слове и действии». Игра в высшей степени активизирует ребенка к разговору, поэтому служит прекрасным средством совершенствования его речи.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях с дошкольниками с ОНР позволяет много раз обращаться к одним и тем же звукам, буквам, словам, фразам. Дети увлеченно и непринужденно участвуют в этих играх, в ходе которых у них активизируется правильное звукопроизношение, закрепляются умения ориентироваться в звуковой структуре слова, интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, развивается лексико-грамматическая сторона речи, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Включение дидактических игр в процесс подготовки детей к обучению грамоте необходимо для успешного ее овладения в школе.

Важное условие результативного использования дидактических игр в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями - это последовательный их подбор с постепенным усложнением и использование разнообразных вариантов данных игр не только для формирования, но и для развития, коррекции нарушений разных сторон речи детей, выделяют А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, В.И. Селиверстов. Они отмечают, что данные игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного отношения к заданию. По мнению А.А. Катаевой, особая роль дидактической игры в коррекционно-образовательном процессе определяется тем, что она делает данный процесс «эмоциональным, действенным, позволяет получать ребенку собственный опыт».

Содержание дидактических игр и их вариативное использование путем изменения дидактической задачи, правил и действия способствуют развитию саморегуляции, самостоятельности и активности у детей данной категории, тем самым обеспечивается успешное решение задач коррекционного процесса, подчеркивает Н.Е. Луговых.

Важность решения коррекционно-развивающих задач в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи через игру очевидна. Поэтому игра выступает как одно из эффективных средств обучения, коррекции и воспитания старших дошкольников, положительно воздействующая на все стороны психофизического развития ребенка.

Список использованной литературы

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Б. Филичевой. М.: Соц.- полит. журн., 1994. – 96 с.

Васильева С.А., Соколова Н.Г. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 80с.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.– 336 с.

Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письменной речи у детей с речевой патологией. – СПб.: Образование, 1994. – 90 с.

Гадасина Л.Я., Иванова О.Г. Увлекательные игры со звуками. – СПб.: Знание, 1996. - 27 с.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980. – 272 с.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240

Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Хрестоматия по логопедии: В 2т. Т.2 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 422-457.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985. – 2

Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений чтения и письма // Хрестоматия по логопедии. В 2т. Т.2 / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 375-386.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – М.: Просвещение, 1995. -234 с.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 286 с

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Образование», 1997. – 17

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 336с.

Луговых Н.Е. Дидактическая игра как средство коррекции регулятивных механизмов у детей с нарушением речи /Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля ., М.: Прометей, 1995. – С. 81-82

Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. Сост. Т.П. Бессонова. – М.: Институт коррекционной педагогики, 1992. – 170 с.

Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб.: «Стройлеспечать», 1996.

Парцами Е.М. Плохо читает…С ошибками пишет…(О дислексии и дисграфии у детей // Семья и школа. – 2005. - № 10. – С. 16-17.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 135.

Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994 - 344с.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982. – 176 с.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: ИМ, 1997. – 68 с.

Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебн. пособие для выс. и средн. спец. пед. учеб. заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 456-469.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: «Народная асвета», 1976. – 128

Филичева Т.Г., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: «Гном Пресс», 1999. – 80 с.

Филичева Т.Г., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. – М.: Издательство «АЛЬФА», 1993. – 103 с.

Хватцев М.Е. Алексия и дислексия // Хрестоматия по логопедии: Учебн. пособие для выс. и средн. спец. пед. учеб. заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 337-347.

Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: Авариум, СПб.: Дельта, 1996. – 386 с.

Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения. – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под. ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области