«Разноцветные росинки»
Вот уже 7 лет я являюсь руководителем творческого объединения «Разноцветные росинки», здесь ребята в возрасте от 7 до 12 лет знакомятся с искусством бисеронизания. Бисеронизание – старинный и достаточно распространённый вид народного творчества, один из самых популярных видов декоративно – прикладного искусства, является интересным, творческим занятием глубоко волнующим, и вызывающим положительные эмоции. Дети с раннего возраста стремятся выразить полученные ими впечатления через движения, мимику, слова, пение, лепку, рисование и многое другое; бисеронизание в этом отношении является увлекательным, творческим занятием, сам бисер уже привлекает к себе внимание красотой оттенков, разнообразием, искристостью; вызывает восхищение и непроизвольные фантазии, детские руки сами тянуться к бисеру. Как правило, дети любят заниматься творческой работой, получая при этом новые знания, умения, а так же учась общению и уважению к товарищам. С первого класса дети могут посещать наше творческое объединение. Занятия бисеронизанием улучшают мелкую моторику рук, что способствует развитию красивого и быстрого почерка, дети с лёгкостью овладевают всеми видами ручного труда, что способствует умственному развитию. Заниматься бисеронизанием может любой ребенок, имеющий хорошее зрение, это связано с необходимостью постоянно контролировать качество изделия, различать мелкие детали, манипулировать объектами труда – бисером, кроме того, у человека должно быть нормального цветоощущения. Техника бисеронизания воспитывает аккуратность, внимательность, усидчивость, терпение, понимание красоты, вкуса и художественного такта. Овладение бисеронизанием невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия. Поэтому предварительно надо хорошо познакомить детей с формой, цветом, с пропорциональными формами и расположением частей данного предмета. Обучающиеся воспроизводят в изделиях из бисера то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы и создают изделия по представлению (по памяти), а также изготавливая фантазийные изделия, в этом случае включается в работу воображение. Формирование представлений происходит у ребёнка через познание окружающего мира и в процессе обучения уточняются представления детей о формах, выборе цвета, в этом участвует и зрительное восприятие, к примеру для изготовления цветов – нужно определиться какие это будут цветы (лилии, ромашки, ландыши, или др.) и обратить внимание на то, какой формы, цвета будут лепестки, листья и тычинки, ведь у разных цветов они разные – это можно подметить в природе. Занятия строятся таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме (стихи, сказки, рассказы и др.), который ложиться затем в основу изображаемого цветка. Рассматриваем иллюстрации с изображением цветов.
Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний о истории бисера и бисероплетения, о традициях с древних времён и до наших дней, о приёмах бисеронизания, о разнообразии изделий изготовленных из бисера. Дети так же приобретают навыки работы с инструментами и материалами, - это ножницы, игла с нитью, проволочка, леска, бисер, стеклярус, паетки и др., что тоже немаловажно для умственного развития. Обучение детей бисеронизанию связано с формированием таких мыслительных операций, как создания эскиза (схемы), выбор материала, техники низания подходящей для данного изделия, внимательное выполнение работы, анализ её, синтез, сравнение, обобщение.
Ребёнок постоянно под руководством педагога проводит анализ и постепенно анализирует изделие более самостоятельно. Развивается образное и объёмное мышление. Познания в области декоративно – прикладного творчества, приобретаемое действенным путём, закрепляется в сознании. На занятиях с бисером обогащается речь ребёнка – усваиваются новые названия материала, названия техник низания, название изделий и прочее, т.е. расширяется словарный запас. В процессе анализа работы формируется умение обоснованно объяснять последовательность работы. Овладение основами бисеронизания на первом году обучения создает возможности для творческой самореализации детей. Программа второго года обучения относится к продуктивному уровню, поскольку воспитанники самостоятельно выполняют художественные композиции, творчески применяя полученные знания и умения.