Игровые театрализованные технологии в системе социализации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
Важным фактором социализации ребёнка призваны стать игровые театрализованные технологии, которые занимают огромное место в жизни дошкольника. Игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, кроме этого они пытаются в игровых условиях воспроизвести деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выполняя определённую роль ,воспроизводит соответствующий образ, что определяет их социальный характер. Нельзя забывать про национальный характер, народный характер игр, которые передаются из поколения в поколение.
Использование игровых технологий в виде театрализованной работы с детьми позволяет повысить эффективность социализации детей в дошкольном образовательном учреждении. В этой работе обычно используются различные формы:
- наиболее распространёнными являются мини- игры на занятиях, например, по знакомству с художественной литературой;
- посещение театров, просмотр спектаклей;
- театрально- художественная деятельность детей под руководством взрослых, например, сюжетно- ролевые игры, праздничные спектакли;-
- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей ( подготовке спектаклей, развивающих театральных играх и др.)
Формы работы дошкольном образовательном учреждении диктуются задачами социализации воспитанников, которые ставит перед собой учреждение, реализация которых осуществляется с использованием игровых театрализованных технологий.
Основные задачи, использования игровых театрализованных технологий в процессе социализации детей:
- развитие речи детей;
- воспитание коммуникативных навыков, культуры поведения, навыков диалогового взаимоотношения со взрослыми и детьми;
- развитие воображения, творческого мышления и др.
Очень важно не читать нотаций и всё объяснять, а именно удивить, заинтересовать ребёнка, предложить самому подумать, что возможно с помощью игр, театральных постановок, когда можно рассуждать с детьми на важнейшие тем.
Игровые театрализованные технологии способствуют развитию детского творчества. Известно, что множество методов социализации основано на игровых театрализованных технологиях, где основным принципом является «смеяться не над ребёнком, а вместе с ребёнком». Поэтому нужно придумать или выбрать такие. Постановки или спектакли, где дошкольники вместе со взрослыми могли посмеяться и преодолеет застенчивость и неуверенность в себе.
Анализ результатов анкетирования родителей по использованию игровых театрализованных технологий показал, то можно, по мнению родителей, выделить основные результаты участия детей в подготовке театрализованных праздничных представлений в дошкольном образовательном учреждении:
- работа над развитием речи,
- коммуникативная культура,
- воспитание интереса у детей и взрослых к игровым театрализованным преставлениям.
В ходе подготовки театрализованного спектакля необходимо привлекать родителей, которые помогают детям разучивать роли, учить стихи и песни, шьют костюмы и выступают в роли зрителей. Это позволяет постепенно развить у родителей интерес к игровой театральной деятельности детей, они чаще участвуют в постановках, фольклорных праздниках, досугах. Всё это играет большую роль и повышает эффективность социализации детей в дошкольном образовательном учреждении с привлечением родителей.
Результаты игровой театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении позволяют:
- повысить общий культурный уровень детей;
- развить речь;
- повысить интерес у детей и родителей к театру;
- преодолеть у некоторых детей определённые коммуникативные проблемы;
- развить память у детей.
Таким образом, основная цель игровой театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении состоит в гармонизации развития личности ребёнка через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Различные аспекты игровой театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это овладение определёнными творческими навыками, воспитание многообразных качеств; социально- психологических, социальных, творческих, что можно рассматривать как задачу социализации.
Можно сказать, что по своим мотивам, содержанию, структуре и функциям игра социальна. Поэтому необходима разработка научно и социально- ориентированных игровых театрализованных технологий в каждом дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, социализация ребёнка - актуальная проблема современного ощества. Поэтому использование игровых театрализованных технологий является важным средством социализации ребёнка в условиях дошкольного образовательного учреждения с привлечением родителей, когда учреждение объединяет свои усилия и потенциал семьи в процессе социализации дошкольника.