Организация профориентационной работы с подростками
В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться. Подросток должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности.
У подростков происходит развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Подростков необходимо обучить действиям по самоподготовке и саморазвитию, деятельность направлена на формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, происходит коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
В период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом перед несовершеннолетним неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. Поиск ответа на вопрос: «Кем быть?» становится важным не только для самого ребенка, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности в России.
Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни подростков. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя.
В современных условиях профессиональное самоопределение несовершеннолетних усложнено рядом новых обстоятельств, затрудняющих социализацию и, соответственно, профессиональное самоопределение. Изменилась престижность некоторых профессий в обществе, изменилось содержание даже давно существующих профессий, кроме того запросы несовершеннолетних не всегда соответствуют их интеллектуальным возможностям.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы свою педагогическую деятельность ориентируем не столько на конкретную профориентацию, сколько на формирование психологической готовностью к самостоятельной жизни, развитие у подростков социальной компетентностью, социальной активности, умение принять на себя ответственность за собственное будущее, готовность к трудовому образу жизни.
Существенные сложности в современной профориентационной работе связаны с тем, что в ней сегодня широко используются в основном вербальные, декларативные методы без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и избираемой.
Подростки должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.
Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:
- курсы по выбору, которые должны помочь подросткам реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.
- информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию подростков и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.
Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.
В заключение можно сказать, что правильно проведённая с детьми профориентационная работа должна стать основной, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намеренья подростков в будущем.