Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Что мы знаем о воде"

способствовать расширению знаний детей о воде и её свойствах, посредством развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через процесс экспериментирования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБДОУ №168 «Детский сад комбинированного вида»

Проект: «Что мы знаем о воде?»

Составитель проекта:

Горбунова Е.В.

Кемерово 2019

Актуальность проекта: Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующую формированию у него обследовательских действий. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Срок реализации: краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Участники: воспитатели, дети 2-3 лет, родители воспитанников.

Цель: способствовать расширению знаний детей о воде и её свойствах, посредством развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через процесс экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей раннего дошкольного возраста с водой и её свойствами;

- обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений;

- обогатить словарный запас детей по данной теме;

-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами воды.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;

- воспитывать самостоятельность.

Взаимодействие с родителями:

- совместная работа по созданию и пополнению уголка экспериментирования.

- проведение опытов с детьми дома по теме: “Чудесные превращения воды”.

Используемый материал:

Дидактический: иллюстрации, игры, художественная литература, индивидуальные наборы материалов и для изо деятельности.

Экспериментальный: Стакан с водой (теплая, холодная); стакан со снегом; гуашь разных цветов;

Планируемые результаты:

- расширение знаний воспитанников о воде, её свойствах и роли для окружающего мира;

- у детей появляются исследовательские умения, соответствующие возрасту;

- обогащение активного словаря воспитанников;

- родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.

Подготовительный этап:

- определение общей темы исследования, задач проекта;

- подбор детской художественной литературы для чтения;

- подбор сюжетных картинок и иллюстраций;

- разработка занятий-экспериментов;

- работа с родителями;

- оснащение предметной среды.

 Практический этап:

- проведение бесед с детьми о воде и ее свойствах;

- чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций по теме проекта;

- проведение НОД: Рисование: «Дождик кап – кап – кап», Лепка модульная: «Пушистые тучки»,

- Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыты: «Вода - это жидкость», «Вода бесцветная», «Вода бывает твёрдая и жидкая, холодная и тёплая», «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».

- дидактические игры по теме: «Вода».

- оформление папки -передвижки «Игры с водой»;

- привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями по опытнической деятельности

Заключительный этап:

- оформление стенда «Первые опыты малышей» с фотографиями по теме проекта;

- презентация проекта на педагогическом совете.

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.

2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.

3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

Москва. Педагогическое общество России, 2005г.

4. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»

5. Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.

6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.

7. «Экологическое воспитание младших дошкольников» С. Н. Николаева. М. : Мозаика - Синтез, «2012 г.

8. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2005.

9. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) - М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.

10. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.

Приложение

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт №1 «Вода - это жидкость».

- Вода-это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно перелить из одного сосуда в другой (Дети подходят и переливают воду в пустой стакан).

-А как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Сейчас мы это проверим.

Опыт №2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

- Какого цвета молоко? (Белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

- Вода не имеет цвета, она бесцветная. Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь зелёного и красного цвета.

- Я сейчас в воду добавлю волшебную краску, и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

- Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Опыт№ 3 «Вода бывает твёрдая и жидкая, холодная и тёплая».

- А вы знаете, что вода бежит не только из крана. Вы хотите узнать, где ещё может жить водичка. Тогда давайте оденемся и выйдем на улицу.

- Ребята, посмотрите, что лежит на земле вкруг нас? (Снег.)

- А вы поверите, если я скажу, что это тоже вода, только твердая. А давайте, мы с вами в этом убедимся. Для этого немного снега мы наберем в стакан и занесем в группу.

- Сейчас пока снег превратится в воду, мы рассмотрим воду в другом стакане. Опустите пальчик в воду и определите, какая вода?

-Какая здесь вода? (Теплая). Значит, вода может быть теплой.

- А здесь какая? (Холодная). Значит, вода может быть холодной.

- А теперь давайте в эту воду добавим немного красной краски. Посмотрите, ребята, вода окрасилась.

- Ребята, а теперь посмотрите, что произошло с нашим снегом. (Он растаял)

- Правильно, он растаял и превратился в воду. Вода была твердой, а стала жидкая.

- И так, ребята, что мы с вами узнали, какая может быть вода? (Холодная, теплая, твёрдая, жидкая, можно покрасить воду).

Опыт № 4 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».

Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно.

Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

Чтение художественной литературы:

Вода из-под крана

Я воду в стакан из-под крана налил.На свет посмотрел- она очень прозрачна.Понюхал её и немного отпил.Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

А в горном ключе, если воду набрать,На вкус она будет совсем уж иной.Словами, пожалуй, и не передать,Как вкусно напиться водой ключевой.

Потешки

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся – вот так!

Маме улыбаемся – вот так!

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

«Водичка, водичка...»

Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.

Художественно - эстетическое развитие:

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования - рисование ватной палочкой: «Дождик кап – кап – кап»

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (рисование ватной палочкой). Воспитывать интерес к рисованию. Учить детей при помощи ватной палочки наносить ритмические мазки.

Учить передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни. Закрепить знания детей о характерных особенностях осенней погоды. Показать приемы получения точек, используя точку как средство выразительности. Учить узнавать и правильно называть синий цвет, развивать чувство цвета и ритма, эстетическое восприятие и желание рисовать.

Материал: Гуашь (синего цвета, ватные палочки, салфетка, лист бумаги на которой изображен зонтик, зонтик для игры, мольберт.

Предварительная работа: Беседа о сезонных явлениях природы, рассматривание сюжетные картинки с дождём, игра «Дождик и солнышко».

Ход занятия.

Воспитатель входит в группу с зонтиком в руке и читает стихотворение:

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Воспитатель обращается к детям: - Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно?

Ответы детей: - О дождике.

Воспитатель: - Наступила хмурая, дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи. А какие вещи пригодятся нам, чтобы мы не промокли?

Воспитатель предлагает детям выбрать необходимые картинки, расположенные на столе и поместить на мольберт.

Дети показывают: Куртку, резиновые сапоги, зонтик.

Воспитатель: - Ребята, а что же нам поможет спрятаться от дождика?

Ответы детей: - Зонтик.

Воспитатель: - Правильно зонтик!

Далее, воспитатель вместе с детьми рассматривает разные зонтики – детские и взрослые.

Воспитатель: - Зонты бывают разного размера и разной расцветки. Они изготовлены из специального материала, который не пропускает воду. Чтобы вода не собиралась на нём, а скатывалась, верхняя часть у зонта имеет обтекаемую, округлую форму, а удерживаем его с помощью ручки.

Воспитатель обращается к детям: - Зонтик у нас уже есть, поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик».

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Правила игры. По сигналу взрослого на слова «солнце» - дети «гуляют» (под сопровождение бубна, прыгают, бегают. Как только воспитатель произносит слова «дождик» - собираются под раскрытым зонтиком рядом со взрослым (игра проводиться 2-3 раза).

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась игра?

После игры воспитатель приглашает детей сесть на свои места.

Далее воспитатель обращается к детям: - Сегодня я вас научу рисовать дождик при помощи ватной палочки. Воспитатель подробно объясняет последовательность рисование гуашевыми красками. Дети наблюдают за действиями воспитателя.

Воспитатель: - Сначала следует обмакнуть ватную палочку в синюю краску и приложить к бумаге, лист бумаги придерживаем рукой-помощницей и рисуем капельки дождя. Ритм рисования капелек воспитатель сопровождает ритмом слов: «кап-кап-кап, кап-кап-кап». Затем воспитатель предлагает детям нарисовать дождик «как у меня». Дети выполняют самостоятельно. Педагог индивидуально помогает тем детям, у кого возникают затруднения. Поощряет детей, которые сопровождают ритм отпечатков ритмом слов: «кап-кап, кап-кап, кап-кап». Во время всего занятия воспитатель следит за осанкой детей и за правильностью приёмов рисования. В случае необходимости, воспитатель берет руку ребенка в свою, и рисует вместе несколько точек.

Дети рассматривают свои рисунки, педагог хвалит детей за работу и читает детям стихотворение Г. Верд

В небе тучки набежали,

Но с собой мы зонтик взяли.

Громко бьют о землю капли, -

Не боимся мы ни капли.

По окончанию рисования, воспитатель размещает работы детей в уголок творчества.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что мы рисовали? Каким цветом?

Ответы детей.

Конспект НОД по модульной лепке «Пушистые тучки».

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи: продолжать учить детей создавать рельефные изображения из

пластилина модульным способом – отщипывать кусочки, прикладывать к

фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес

к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета.

Разнообразить способы деления пластилина на части (общипывание,

отрывание, откручивание). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные

ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.

Предварительная работа: Рисование дождя, прогулка под дождём,

наблюдение за дождиком, рассматривание изображений туч в детских

книжках. Дидактическая игра «Радуга».

Материалы, инструменты, оборудование: силуэты тучек светло-голубого

цвета; пластилин синего, голубого, белого цвета, клеёночки, солнышко,

тучки - картонный силуэт или игрушка.

Развивающая среда: оформление на стене «Осенние тучки»

Ход занятия.

Воспитатель вводит детей в творческую ситуацию: поднимает над головой

солнышко, подводит к нему силуэт тучки, прикрывает солнышко тучкой и

читает стихотворение В. Берестова:

Туча с солнышком опять

В прятки начала играть.

Только солнце спрячется –

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся –

В небе радуга смеётся.

Воспитатель предлагает детям «поиграть» с солнышком в прятки – сделать

красивые пушистые тучки. Советует выбрать силуэты тучек и украсить,

чтобы тучки стали пушистыми. Дети выбирают, рассматривают свои тучки,

обводят силуэт пальчиком. Затем педагог показывает и поясняет способы

создания образа пушистой тучки:

- Беру пластилин синего цвета, отрываю кусочки, скатываю между

ладошками шарики и шарики придавливаю пальчиком к тучке;

- Беру пластилин белого цвета, отщипываю (или откручиваю) кусочки

пластилина и примазываю к тучке.

Воспитатель показывает способы работы и поочерёдно вовлекает детей

в работу. Дети наблюдают и включаются в творческий процесс.

В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в игру

«Солнышко и дождик».

Дидактические игры:

«Дождик»

Цель: развивать речь детей.

Инвентарь: лейка.

Поместить в тазик пластмассовые игрушки, дать ребёнку лейку и предложить поиграть в кукольный дождик. Поливать игрушки из лейки и проговаривать стихи о дожде. После «дождя» дать ребёнку сухое полотенце и попросить вытереть игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся, как река!

Будет белая река!

«Выжми мочалку»

Цель: развитие мелкой моторики.

Инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость наполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.

«Кораблики»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Инвентарь: тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги. Подуйте на бумагу. Попросите ребёнка повторить ваши действия.

Консультация для родителей: «О питьевом режиме ребёнка дома и в детском саду».

Вода — это самая важная жидкость в рационе человека, она есть основой всех других напитков. Для большинства процессов в организме вода незаменима. Недостаток воды негативно влияет на всасывание питательных веществ в кишечнике и приводит к быстрой утомляемости после незначительных физических или умственных нагрузок. Поэтому для нормального функционирования детского организма следует придерживаться рационального питьевого режима.

Давайте ребенку пить чистую воду специальную детскую, фильтрованную или бутилированную. Кстати, не храните открытые бутыли с водой дольше 2-х недель не ставьте их в холодильник.

Какими бы полезными не были соки и травяные чаи, не заменяйте ими воду в рационе ребенка.

Не поите ребенка кипяченой водой, вреда она не сделает, но и пользы тоже не будет.

Если даже вам кажется, что ребенок пьет много, не ограничивайте его в этом. Он сам почувствует, сколько ему необходимо.

Если у ребенка выявлено хроническое воспаление почек ли сердца, ограничьте питье и придерживайтесь рекомендаций врача.

Во время активного отдыха и физических нагрузок предлагайте ребенку попить чаще, чем обычно, ведь он потеет и теряет много жидкости.

Максимально разнообразьте питьевой рацион ребенка, но не за счет сладких напитков.

Исключите из напитков ребенка крепкий чай и сладкие газированные напитки.

Не предлагайте ребенку много газированной минеральной воды, поскольку ее частое употребление может нарушить водно-солевой баланс детского организма, который только формируется.

Предлагайте ребенку пить по не многу, но часто.

Не разрешайте ребенку выпивать значительной количество напитка или воды сразу, ведь жидкость не сможет всосаться в кровь сразу, последует длительное напряжение на сердце, пока ее избыток не выведут из организма почки.

Правильно употреблять напитки – это целая культура. Проконсультируйтесь с воспитателем или медицинской сестрой о питьевом режиме в детском саду, и соответственно ему сбалансируйте употребление напитков дома.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области