Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Образовательный кейс мини-музея «История куклы»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Материал согласован и рекомендован

к участию в конкурсе

Заместитель заведующего по УВР

Н.В. Божинская

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Образовательный кейс мини-музея «История куклы»

Составила воспитатель Лемешкова Алла Анатольевна

Санкт-Петербург

2019

Аннотация.

В методической разработке прослеживается история создания кукол от самых простых, сделанных из подручного материала, до самых современных кукол. Методическая разработка знакомит с традиционной русской народной игрушкой (куклой), с материалами, применяемыми для изготовления куклы, с приёмами и со способами её создания, с народными традициями.

Особое внимание акцентируется на разнообразии представленных экспонатов, которые условно можно разделить на следующие группы: обрядовые куклы-самоделки, театральные куклы, матрёшки, глиняные куклы, пластмассовые куклы. В методической разработке выделяются и описываются характерные особенности каждой группы.

Экспонаты коллекции находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности, для дидактических игр. Кроме того, игрушки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций игрушек. Игрушки могут быть использованы в процессе непрерывной образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Актуальность.

В этом году мы приняли новых детей трёх лет. Многие дети пришли из дома и адаптационный период у них проходит тяжело. Маленькие дети не умеют играть с куклой, их нужно научить игровым действиям с разными куклами. Малыши не могут найти контакт среди сверстников. Педагоги ищут способы для того, чтобы облегчить адаптацию. На помощь в это время приходит игрушка кукла, которая «оживает» с помощью воспитателя. Когда ребёнок видит «ожившую» куклу, обращающуюся к нему, он быстро переключается, вступает в игру и забывает о своих переживаниях. Главным помощником в период адаптации ребенка должны быть родители детей их семья. Было принято решение совместно с родителями создать групповой мини-музей истории куклы. Экспонаты мини-музея способствуют изучению состава семьи. Что очень важно для детей младшего возраста. Дети учатся называть имена членов своей семьи, формируются такие понятия как бабушка, дедушка, внучка, внук, сестра, брат, воспитывается уважение и любовь к членам семьи, раскрывается её ценность. Для детей старшего возраста вносятся новые экспонаты фрагмент русской избы, наборы маленькой посуды, маленькая мебель, игрушки созданные совместно с родителями, например, куклы – пеленашки в подарок для малышей. Мини-музей пополняется, можно сказать «растет» вместе с детьми.

Инновационность.

Инновационность нашего мини-музея кукол для детей состоит в том, что экспонаты музея находится в чемодане, их можно взять в руки, рассмотреть их и поиграть с ними. Музей в чемодане всегда вызывает у детей интерес к исследовательским действиям и играм, его можно переместить в любую часть группы для сюжетно-ролевых игр. Он мобилен, обеспечивает:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Формы и методы изучения экспонатов мини-музея.

Во время изучения музейных экспонатов активно используются следующие методы: наглядный (это: наблюдение, демонстрация наглядных пособий - кукол, предметов, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)., словесный (рассказ, беседа, чтение литературы, стихов, потешек). Практический метод (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование) воспитанники могут рассмотреть каждый музейный экспонат, могут его взять в руки, определить из какого материала он сделан, сравнить экспонаты по размеру, сравнить материал наощупь, по цвету. Методы тесно взаимосвязаны между собой.

С детьми младшего возраста проводятся обследовательские действия матрёшки, её составных частей, сравнение по высоте. Далее, самое простое, театр на фланелеграфе.(см. Приложение 3) Дети последовательно располагают персонажей сказки по ее содержанию, проговаривают свои роли. Затем усложнение для детей второй младшей группы - овладение пальчиковым театром.Ребенок должен самостоятельно выбрать персонаж, надеть его на пальчик, произвести действия пальчиком вперед, налево (насколько возможно), направо, озвучить персонаж в самом простом диалоге. После показа родителями сказки «Теремок», детям очень захотелось самостоятельно озвучить фрагменты с куклами бибабо. Это оказалось сложным, так как ребенку нужно задействовать одновременно один или два пальчика. Для организации режимных моментов используется кукла бибабо. Дети младшего возраста быстрее реагируют на голос персонажа, который находится на руке воспитателя, выполняют его задания, с удовольствием общаются с ним.

В сюжетно-ролевой игре воспитатель берет на себя главную роль, дети по очереди выполняют другие роли, вживаются в них, активно взаимодействуют и общаются друг с другом. Предлагаются разнообразные сюжеты игр, например, «В гостях у куклы Маши», «Одень Катю на прогулку», «На приёме у врача», «Постираем платье для куклы» и другие. Экспонаты «Музея в чемодане» используются в этих играх.

Воспитатель проводит для детей и родителей экскурсию, во время которой они узнают как называется кукла и почему, из какого материала она сделана, каковы традиции изготовления этих кукол, как можно поиграть с куклой, например, «Моя любимая кукла», «Моя семья», «Кукла заболела», «Чаепитие у бабушки» и т.д.

Возраст

детей

Виды кукол

Образовательная деятельность: ФЭМП

Исследовательская

деятельность

Образовательная деятельность

Речевое развитие

Мастер-класс

с родителями и детьми

Творческое задание.

младший

Обрядовые куклы-самоделки (кукла-полено, кукла из соломы, крупеничка,

Матрешки

Бибабо

Театральные куклы. (бибабо, пальчиковые )

Сравнение понятия: одна кукла, много кукол

ФЭМП сравнение понятия: одна пальчиковая кукла, много пальчиковых кукол

Беседа:

«Из чего сделана кукла?»

Из какого материала?

Какого размера? Описание одежды.

по изготовлению, куклы - крупенички

Раскрась матрёшку

Показ сказки «Теремок» родителями детям, используя куклы бибабо

Раскрась матрёшку – придумай свой узор

Выставка кукол-самоделок

старший

куклы-пеленашка

матрёшки

бибабо

ФЭМП посчитать, расставить по убыванию, по возрастанию, закрепить порядковые числительные.

« Традиции русского народа»

Беседа: «Ах, эти русские матрешки», «История создания матрёшки», «А знаете ли вы?»

Дидактические игры: «Собери картинку», «Найди такую же», «Что поменялось?»

Показ сказки родителями«Крылатый, мохнатый да масляный»

Изготовление куклы-пеленашки

в подарок малышам

.

Выставка кукол-самоделок

старший

марионетка,

Исследовательская деятельность: «Как «оживить» куклу-марионетку, куклу бибабо, пальчиковую куклу?»

Беседа: «Моя любимая сказка», используя алгоритм

Викторина «Знаешь ли ты сказки?»

По вождению кукол марионеток

Самостоятельная деятельность: театрализация сказки «Теремок». Творческое задание: «Что было бы, если бы …», «Сказка наизнанку»

«Нарисуй любимого героя сказки», «Скажи голосом медведя, мышки, лисички»

старший

Пластмассовые куклы (куклы по теме «Семья», «Профессии» кукла врач, кукла повар, Барби, кукла Катя)

ФЭМП сравнение кукол по высоте, понятие: одна, много кукол, счёт до 10-х

Дидактические игры: « Что лишнее?», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Назови ласково», «Одень куклу на прогулку», «Составление рассказа о членах своей семьи».

Беседа: «Как мы играем с куклами», «Моя семья», «Бабушка, дедушка»

Рассказ мам о своей первой, любимой игрушке (кукле) с показом фотографий, рисунков и т.д..

Сюжетно-ролевая игра «Семья в цирке», «Семья на аттракционах», «Посещение врача» и т.д.

старший

Глиняные куклы (дымковская барышня)

Исследовательская деятельность: сравнение сырой глины при лепке куклы с глиной дымковской игрушки (обожжённой)

Беседа: «Характерные особенности росписи Дымковской игрушки на примере дымковской барышни»

Дидактические игры. «Собери картинку», «Что лишнее?»

По раскрашиванию дымковской игрушки

Творческое задание». «Укрась платье дымковскими узорами», «Найди по описанию», «Путешествие в деревню Дымково»

Планируется получить результат использования мини-музея:

Помощь детям в адаптационный период.

Сформировать у детей понятие семья.

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Активизация словаря детей с помощью исследовательских действий. Развитие связной речи.

Вызвано желание у детей участвовать в сюжетно-ролевых играх и организовывать их.

Приложение № 1

«Музей в чемодане»

Для детей старшего возраста вносится в развивающую среду «Фрагмент русской избы»

Приложение № 2

Кукла –полено Совместная деятельность детей, родителей,

педагога–изготовление куклы пеленашки

Приложение № 3

Исследование составных частей

куклы-матрешкиТеатр на фланелеграфе очень нравится детям.

Освоение детьми второй младшей группы пальчикового театра и кукол бибабо

Приложение № 4

Вызвано желание у детей участвовать в сюжетно-ролевых играх и организовывать их.

Приложение 5

Конспект

непрерывной образовательной деятельности познавательно-речевого развития

для детей младшего возраста

«Путешествие в музей истории куклы»

Цель: расширить представления детей о коллекции различных кукол;

Задачи:

Образовательные: Расширение кругозора детей с помощью экскурсионной деятельности.

Развивать монологическую речь детей; способствовать умению создавать описательные рассказы с опорой на алгоритм. Развивать навыки речевого общения. Расширять и активизировать словарный запас. Обогащение предметно-развивающей среды.

Развивающие: развивать познавательный интерес дошкольников.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, вежливость  и доброжелательность, бережное отношение к предметам, созданным руками человека.

Вызвать эмоциональный отклик у детей.

Материалы и оборудование: чемодан, коллекция кукол.

 Предварительная  работа:

Взаимодействие детей, родителей и воспитателей по подбору экспонатов в групповой мини-музей куклы.

 Ход НОД:

В: -Ребята, что у нас появилось в группе?

В: -Откроем чемодан. Что в нем?

В: - Куклы- это одна из самых любимых игрушек детей во всем мире. Возьмите каждый по кукле. Рассмотрите ее.

В:У меня кукла сделана из ткани. Она маленькая, но очень красивая. У неё есть руки, ноги, голова, все двигается. А у вас из каких частей кукла?

В: предлагает по мере возможности детям описать свою куклу по примеру воспитателя.

В: моя кукла может ходить, посмотрите (воспитатель передвигает куклу с помощью ног на столе или по ковру) то же самое предлагает сделать всем детям со своими куклами.

Игровые практические действия детей.

С давних времен люди делали кукол из ткани, дерева, кости, соломы, ниток, глины, фарфора. Но самое удивительное, что эти куклы сохранились до наших дней. Где они хранятся?

В: Хранятся в музеях. Вот этот чемодан-маленький музей.

Он пришёл к вам в гости, музей в чемодане.

В: Посмотрите на эту куклу, из чего она сделана? Из соломы или травы можно сделать куклу и сейчас, посмотрите, как я это сделаю.

С песнями водили они вокруг такой куклы хороводы; носили на руках, играли около них.

-Любимой куклой ребятишек была тряпичная кукла, то есть сделанная из ткани. Мама из тряпочек, свивальничка готовила куколку, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моей дитяткой, а играй с этой куколкой». А называлась эта кукла -пеленашка. Когда мама делала куколку,  напевала колыбельные песенки:

«Баю, баю, баюшок,

Кладу Катю на пушок,

На пуховую кровать,

Будет Катя крепко спать.

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И укусит за бочок».  (На слайде показ приемов игры с тряпичной куклой)

Колыбельную песенку поют все дети с воспитателем.

Игровой момент

Предлагаю вам игру с пальчиками:

Кукле кашу я сварю  (мешают кашу)

В миску молока налью (наливаем молоко)

Положу туда крупу  (накладываем крупу)

И поставим на плиту (ставят).

Будет каша хороша (хлопают в ладоши)

Кушай, кукла, не спеша (грозят пальчиком).

В: Давайте разместим наших кукол в чемодан. Все аккуратно размещают кукол. Это музей в чемодане.

Вместе выберем место в группе для музея.

Будем бережно играть с куклами. Покажем их нашим родителям.

Литература: Н.Рыжова, Л.Логинова «Мини-музей в детском саду» Москва 2008.

Приложение 6

Конспект

непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

«В музее истории куклы»

Цель: Познакомить детей с историей создания (появления) различных видов кукол.

Изготовить простейшую куклу – оберег «Пеленашка».

Приобщать к культуре русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с понятием – музей, его экспонатами. Формировать

представление о кукле, её функции и назначении, материалы из которых они

изготовлены. Активизировать и пополнять словарный запас.

Развивающие: Развивать речь, умение отвечать на поставленные вопросы, внимание,

память, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес к рукотворному миру, бережное отношение к

вещам, сделанным руками человека. Воспитывать уважение к истории и культуре

народа.

Предварительная работа: создание и оформление мини - музея кукол совместно

с родителями.

Материалы и оборудования: различные виды кукол, куклы - обереги «Зерновушка»,

«Пеленашка», мяч, ситцевые лоскутки тканей белая ткань -30*20 см, цветная ткань

18*18см, 13*13см, атласные ленточки, красные шерстяные нитки.

Ход НОД.

В: Ребята, сегодня у меня для вас новость. В нашей группе разместился музей,

необыкновенный музей, музей в чемодане.

В: Как вы думаете, что такое музей и что собрано в музее?  Музей-это место, где

хранятся исторические предметы, вещи, книги и

т.д. Музей – это учреждение, занимающее собиранием, изучением и хранением

предметов.

В: А какие музеи есть в нашем городе и что можно там посмотреть?

В: Как называют профессию человека, который работает в музее и рассказывает об

окружающих предметах?

В: А как называют предметы, находящиеся в музее? 

В: Чтобы узнать, что собрано в нашем музее, я предлагаю отгадать загадку.

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять.

В: О ком говорится в загадке? Какие слова в загадке вам подсказали правильный

ответ? 

В:Наш музей называется «музей - кукол», в нём собраны разные куклы. Но перед тем

как пойти в музей - кукол, я предлагаю вам вспомнить правила поведения в музее.

Напомню правила поведения в групповом мини-музее.

1.Во время экскурсии не разговаривать, не перебивать экскурсовода.

2.Свои вопросы задавать по окончании экскурсии.

3. Можно брать в руки отдельные экспонаты

4. Стараться рассмотреть их, даже мелкие детали.

5.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать своим друзьям и

родственникам, нарисовать интересные рисунки.

В: Сегодня я буду вашим экскурсоводом.

Ребята, посмотрите, как много кукол какие они все разные. Что такое кукла? 

Кукла – это игрушка в виде фигурки человека. История куклы имеет такую же

длинную историю, как и историю самого человека. Можно сказать, что куклы

появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам, чем-то

развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы.

Самых первых кукол делали из обыкновенного полена. Заворачивали в разноцветные

лоскутки ткани. Так и появилась первая деревянная кукла полено. (показ)

Потом придумали соломенную куклу. Сначала собирали солому, затем варили чтобы

она была мягкой и блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот

такая получилась кукла (показ).

Позже появилась матрёшка (воспитатель показывает) Это настоящая русская

красавица. Кукла с секретом, что за секрет у матрёшки?

Воспитатель: (читает стихотворение)

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся.

В: Ребята, что можно сказать о матрёшках? 

Матрёшки куклы весёлые, любят петь и танцевать. Они и вас приглашают

поплясать, представьте, что мы все сейчас матрёшки.

Физкультминутка "Нарядные Матрешки" под музыкальное сопровождение:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Вокруг себя повернись и в музее очутись.

В: Затем человек придумал другую куклу – глиняную (показывает детям). Её лепили

из глины и раскрашивали. Как вы думаете удобно играть такой куклой? Почему? 

В: Верно, она тяжёлая, не гнётся и если упадёт, то может разбиться. Эти куклы

сохранились до наших дней, как сувенирные. Что это за куклы? Узнали? (Дымковская

барыня)

В:Как определили, что это кукла дымковская?

В:Сейчас я познакомлю вас с куклами – оберегами. Они не только украшали жильё, но

и были помощниками. Люди верили, что они поддерживают в трудную минуту,

защищают и оберегают детей, жильё от зла.

В: Кто может рассказать про куклу «Зерновушку», «Крупеничку»?

Кукла, которая символизирует достаток и благополучие в доме, была своего рода оберегом семьи. Делали эту куклу после сбора урожая. Небольшой мешочек наполняли крупой, рисом, гречкой, пшеном или зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. Если в доме было голодно, то эта кукла выручала своих хозяев – из неё брали зерно и готовили еду.

Дидактическая игра «Определи на ощупь» Воспитатель предлагает детям мешочки с разными крупами. Дети на ощупь определяют какая крупа там находится.

В: Затем появились фарфоровые куклы (показ)

В: Как вы думаете, удобно было играть с такой куклой и почему? Верно, они хрупкие

и могли при падении разбиться.

В: А вот посмотрите, какие интересные куклы. Какие это куклы кто знает? 

Это бумажные куклы, а такими куклами удобно было играть? Почему? 

 Правильно бумажные куклы не прочные, они мнутся, рвутся. С такими куклами

играть нужно очень аккуратно, бережно.

В: Потом человек изобрёл пластмассу, научился делать из неё кукол на фабриках

игрушек.

Детям предлагается провести исследовательские действия с куклами, у которых поворачивается голова в стороны, наклоняется, сгибаются руки и ноги, её можно расчёсывать, одевать, раздевать, мыть.

В: Интересно вам играть с такой куклой?

Почему?

- Так же человек изобрёл резину, научился делать резиновые куклы и раскрашивать в яркие цвета (показывает детям) Такими куклами удобно играть? Почему? 

- Человек научился делать и музыкальных кукол, и говорящих, и кукол которые умели ходить, когда их держали за руку. Я предлагаю вам представить себя такой куклой.

Дети исполняют танец-импровизацию под музыку П. И. Чайковского «Мячики».

- Вот мы и познакомились с музеем - кукол, узнали много интересного о истории происхождения кукол. Ну, а теперь я предлагаю вам игру «Назови какая?».

Игра на словообразование.

Воспитатель: - (бросает мяч ребёнку и спрашивает)

Кукла, сделанная из глины – какая кукла? (ответ детей)

Глиняная кукла. (бросает мяч обратно воспитателю)

Из дерева – деревянная.

Из соломы – соломенная.

Из камня – каменная.

Из бумаги – бумажная.

Из фарфора – фарфоровая.

Из резины – резиновая.

Из тряпочек – тряпичная.

Из стекла – стеклянная.

Из пластмасса – пластмассовая.

Из металла – металлическая.- А кукла, сделанная своими руками – самодельная, рукотворная.

-Ребята, давайте с вами сделаем куклу. Кукла –Пеленашка -младенчик в платочке, завернутый в пелёнку. Пеленашку делали для маленьких детей, клали в колыбельку, чтоб малыш крепко спал.

-Займите свои рабочие места. Сначала разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу указательный и средний пальцы)

И играла и плясала (пальцы рук бегают по столу)

До чего ж она устала (положить руки на стол растопырив пальцы)

Забралась под одеяло (кладут одну руку на стол, а другой закрывают её)

1. Беру полоску белой ткани, скатываю пополам и туго сварачиваю в валик.

2. Валик крепко перетягиваю красной ниткой потому, что красный цвет защитный, оберегающий.

3. Затем на валик одеваю косыночку.

4. Заворачиваю в валик пеленку и обматываю ленточкой.

В: Древней Руси такую куклу называли куколкой-оберегом, она оберегала от беды, от болезней. Куколку брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали «Отвернись злом, повернись добром». Давайте уточним (дети повторяют и проговаривают слова)

- Ребята, какими куклами раньше играли? Предлагаю вам взять свою куколку и пойти потанцевать с ней.

Свободные танцевальные движения под музыкальное сопровождение П. И Чайковского «Новая кукла».

- Ребята, вам было интересно в музее - кукол? (ответы детей)

- Спасибо, что посетили музей - кукол. А теперь пора прощаться. До свидания! (дети уходят в группу играть)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области