Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование мотивации к обучению студентов-медиков путем практикоориентированной формы обучения

Выявить эффективные способы развития учебно-профессиональной мотивации у студентов колледжа на начальном этапе обучения. Цели и задачи будут достигнуты при условии развитии учебно-профессиональной мотивации у студентов-медиков, которые будут благоприятными, если будут обеспечены следующие условия • изменение подачи информации в преподавании медицинских дисциплин, путем приближения к профессии в условиях медицинского колледжа • освоение содержания учебно-профессиональной деятельности в практических условиях, приближение обучения к профессиональной деятельности путем изучения профессиональных модулей, в реальных профессиональных условиях практического здравоохранения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование мотивации к обучению студентов-медиков путем практикоориентированной формы обучения

Гордашникова И.А., преподаватель КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж!

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Мотивы учения различны: это приобретение нового опыта, самоутверждение, удовлетворение самим процессом познания, возможность получения результата, достижение успеха. Высокие результаты в учебе зависят от природных способностей и развития учебной мотивации. Обучение в настоящее время приобретает особое значение. Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации, знаниям, навыкам. Применение активных методов обучения, разработанных в зависимости от особенностей конкретных учебных ситуаций, является ключевым моментом развития у студентов навыков и знаний, активной самореализации. Специфика медицинской профессии требует идти в ногу с прогрессом в своей области, иначе неминуема потеря квалификации. Обучение студента-медика должно быть ориентированным не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных интересов, созидательных способностей и активизации самостоятельной деятельности. В современных условиях наиболее эффективным считают внедрение практикоориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений, навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Цель практикоориентированного обучения - интенсификация процесса поиска, получения и накопления знаний, профессиональных компетенций через мастер-классы, тренинги, деловые игры, самостоятельные исследования. ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера среднего профессионального образования. Требования к среднему медицинскому персоналу повышаются, этот процесс идёт не только в Российской Федерации – это общемировая тенденция. Принцип практической направленности отвечает за подготовку будущих профессионалов к работе в современных условиях.

Одним из методов формирования мотивации к обучению является деловая игра, моделирующая реальность и представляющая собой последовательность действий, которые необходимо выполнить для достижения определённого результата. В ходе деловых и ролевых игр формируется алгоритм оказания неотложной помощи, хода лечения, выявления показаний для госпитализации, выработки трудовых рекомендаций, разработки профилактических мероприятий.

Новое поколение студентов выросло в период развития компьютерных технологий, живому контакту предпочитает виртуальное общение в социальных сетях. Этим обусловлено недостаточное развитие коммуникативных навыков, часто студенты не умеют выражать свои мысли. По мнению специалистов, у современных студентов преобладает «клиповое мышление» (М. Сандомирский, 2011), которое ориентировано на то, чтобы переработать информацию короткими порциями. Информация должна даваться легко, доступно, наглядно. Современным студентам не хватает усидчивости, терпения, фундаментализма знаний, что, несомненно, сказывается на успеваемости. Для них информация имеет прикладной смысл, но поверхностное значение. Следовательно, разрозненные, кратковременные знания преподавателю необходимо систематизировать на занятиях, подкреплять практическими заданиями (подготовка тематических докладов, дискуссий, решением практических задач), только тогда необходимые знания и навыки прочно закрепятся. Владение практическими навыками – важнейшая часть соблюдения компетентностного принципа подготовки специалистов. Важным для формирования практических навыков является возможность работы с реальными пациентами. Работа проводится в текущем режиме, вписывается в образовательный процесс. В процессе общения с пациентами формируются и совершенствуются коммуникативные и этикодеонтологические способности.

Использование инновационных технологий в обучении в виде самостоятельной работы студентов по составлению ситуационных клинических задач с теоретическим обоснованием их решения позволяет вовлечь студентов в деловую игру, моделируют элементы будущей деятельности в практическом здравоохранении. Атмосфера «сотворчества» студента и преподавателя способствует развитию у студентов профессиональной компетентности, повышают мотивацию к изучению дисциплины. Академическая мотивация (мотивация к учебно-познавательной деятельности) студентов – залог качественного медицинского образования. Вопросы академической мотивации поднимались в трудах, как зарубежных учёных (А. Готфрид, С. Хартер), так и отечественных (Л.И. Божович, А.К. Маркова, П.М. Якосона)

Качество образования студентов-медиков включает в себя высокий уровень владения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками. Многократное, систематическое упражнение – метод формирования и совершенствование профессиональных компетенций студентов-медиков.

Благодаря новым подходам в системе обучения расширяются возможности использования интерактивных форм и методов работы студентов под руководством преподавателя, который учитывает индивидуальные интересы студентов, интеллектуальные способности. В этом состоит сущность личностно-ориентированного подхода в обучении, который рассчитан на самостоятельную работу студентов при дозированном усвоении обучающей информации, зафиксированной в модульных темах занятий. Задача преподавателя заключается в повышении мотивации студента в обучении. Нужно активно избегать делать что-либо за студента или советовать какое-либо одно определённое действие. Возложение большей ответственности за процесс обучения на студента в действительности повышает, а не снижает эффективность обучения. Раскрывается индивидуальность студента в решении разной степени сложности ситуационных задач. Неоценима помощь преподавателя в отсеивании устаревшей информации, ознакомление с современными стандартами и алгоритмами, обучение практическому усвоению теоретических знаний. Считаю, что для достижения практикоориентированного подхода в обучения, преподаватель клинических дисциплин обязательно должен сочетать преподавание с работой в практическом здравоохранении.

Большую роль в формировании практикоориентированного подхода в обучении играет учебно-исследовательская работа студентов, включенная в учебный процесс. При решении ситуационных задач («case-stady» ) студенты приобретают навыки исследования и оценки функций органов и систем, что является основой функциональной диагностики, самостоятельно анализируют ситуацию, разбирают суть проблемы и разрабатывают возможные пути решения. Данная форма УИРС позволяет выработать навыки коллективной работы при решении реальных проблем, даёт возможность научиться принимать решения.

Использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность. Эта форма работы приобщает студента к научному поиску, обновлению знаний, расширяет арсенал навыков и умений. Подготовка рефератов по актуальным проблемам с использованием научной литературы, электронных ресурсов, самостоятельный поиск информации способствует умению отбирать и структурировать необходимый материал, логично его излагать и аргументировать. Презентация рефератов на занятиях вырабатывает у студентов навыки общения с аудиторией, умение вести дискуссию. Таким образом, УИРС обеспечивает адаптацию студентов, уверенность в правильности сделанного выбора – профессии медицинского работника.

Итак, проблема практикориентированного обучения является актуальной. В современных условиях особенно важно организовать процесс обучения так, чтобы его результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы практически востребованных знаний и умений, что обеспечит позитивные возможности для трудоустройства выпускников. В рамках практикоориентированного подхода повышается эффективность обучения, благодаря повышению личностного статуса студента и ориентированному на практику содержанию изучаемого материала. Создание практикоориентированной образовательной среды КГБПОУ «ВБМК» и филиалов, влияние её на самосовершенствование личности студента-медика остаётся актуальной проблемой педагогики.

Литература

Педагогика и психология в 21 веке: современное состояние и тенденции исследования. Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2015г. с.368

«От качества медицинского образования к качеству медицинской помощи» Сборник материалов 5 Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2016г. с.562

«Образование 21 века» Сборник материалов Международной научно - практической конференции. Витебск, 2014г. с.637

Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008.- 296с.

Л.М. Емельяненко, преподаватель Брянского медицинского колледжа им. Академика Н.М. Амосова «Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области