Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан |
Проектная деятельность
с детьми подготовительной группы
на тему:
«Народное творчество»
Воспитатель:
Ахметзянова Р.З.
2019 г.
Тема проекта: «Народное творчество»
Вид проекта: познавательно– творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Срок реализации: сентябрь, октябрь, ноябрь
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность : Народное творчество возникло как практика, как искусство воспитания. Реализации проекта " Народное творчество " позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющего успешность его развития в дошкольный период детства.У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народным творчеством.
Задачи:
Знакомить детей с русским и татарским народным творчеством через детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей с помощью народных игр.
Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
Воспитывать уважение к культурам других народов.
Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством.
Ожидаемые результаты:
Уметь играть в народные игры.
Расширять сотрудничество с родителями.
Пополнение групповой библиотеки книгами с народными сказками.
Знать народные сказки, пословицы, скороговорки, потешки, прибаутки, загадки о предметах быта.
Этапы реализации проекта:
1. Изучение литературы по теме проекта.
2. Изучение и использование народного фольклора.
3. Изучение традиций народного семейного воспитания.
4. Разработка плана работы с детьми.
Основные формы работы с детьми:
Познавательное развитие:
Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:
«Знакомство с родным краем»
«Чем играли наши бабушки и дедушки?»
«Русская народная игрушка».
Чтение русских народных сказок и знакомство с малыми фольклорными формами ( потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками):
«Крошечка - Хаврошечка», «Волк и Коза», «Морозко»
Разучивание тематических стихотворений и песен:
Дети исполнили песню «Бабушка, испеки оладушки» на день пожилых.
Художественно-эстетическое развитие.
Организованно- образовательная деятельность:1. Лепка на тему: «В гостях у сказки»
Аппликация на тему: «Лебедушка»
Социально-коммуникативное развитие.
Беседа «Русская народная игрушка».
«Культура и традиции русского народа».
«Матрёшка – символ России».
Игровая деятельность:
Подвижные и хороводные народные игры. «Гуси-Лебеди», «Горелки»,
«Каравай», «У медведя во бору».
Сюжетно - ролевые игры: «Ярмарка», «Семья»
«Бар бездэ бер толке…»
Проведение праздников и тематических развлечений:
«Осенняя ярмарка»
«Осенний праздник»
Проигрывание народных игр «Шляпа и листочек»
3. Заключительный этап.
Итоговое мероприятие: театрализация сказки «Колобок»
Работа с педагогами
1 Подбор методической литературы, пособий, изделий народных мастеров.
Совместная деятельность с родителями
1 Оформление ширм для информирования родителей
2 Консультации для родителей
В процессе работы были замечены такие изменения: — у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; — у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.
Приложение
Конспект организованно- образовательной деятельности
на тему «Матрёшка- символ России»
Ход занятия:
Воспитатель.
Вот шкатулочка чудесная! Что же в ней? Как интересно!
Для нас это будет огромный сюрприз!
Давайте посмотрим, а что же внутри?
Здесь диво дивное, чудесное да расписное.
Посмотрите, какая красивая, нарядная и весёлая игрушка! Матрёшка традиционный русский сувенир, который известен во всём мире. В ней, как в зеркале, отразилась история России. Матрёшка давно завоевала звание символа нашей страны, но не всем известна история возникновения этой милой русской красавицы.
Воспитатель. Куколка вышла на славу: губки-бантиком, румянец на щёчках
яблочками лёг, голову прикрыл яркий весёлый платочек. И так захотелось этой деревянной куколке дать русское имя. Только какое? Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал. Игрушка кукла расписная, а как назвать - её не знал. Красивая игрушка, похожа на Катюшку, а может на Танюшку? - ей имя подбирал. Красивая игрушка, как русская девчушка, и мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал. С тех пор живёт матрёшка, как русский сувенир.Шагая по планете, своей красой чудесной весь покорила мир!В старину это имя было самым распространённым. Матрёшка мать многочисленного семейства. Кукла матрёшка - символ материнской любви
и заботы. Первая матрёшка была одета в русский сарафан, кофточку, платочек,
передник и в руках держала чёрного петушка. Эта милая куколка покорила всех
вокруг и пришлась по душе и детям, и взрослым. С тех пор в России начался
массовый выпуск матрёшек.
Потешки во время и перед умыванием
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь медведь не умывался –
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька:
- Простите!
И меня вы отпустите!
Я большой, я буду сам
Умываться по утрам!
***
Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
***
Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей гурьбой
Побежали мыться.
Сорока-ворона
Кашку варила,
Кашку варила,
Маше говорила:
- Сначала кашку скушай,
Потом сказку слушай!
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
Прибаутки
Та-ра-ра!
Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растет дубок,
А на дубе воронок
Сидит в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу
Да играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная.
Труба ладная,
Песня складная.
Кошка на окошке
Рубашку шьет,
Курочка в сапожках
Избенку метет.
Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела –
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Текст песни "Бабушка, испеки оладушки"
1
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею,
С малиною и вишнею.
2
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Душистые и вкусные,
С грибами да с капустою,
С грибами да с капустою.
3
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
С вареньем, со сметаною,
Как бабушка, румяные,
Как бабушка, румяные.