Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Рукоделие»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Рукоделие»

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 3 года

Содержание

Название

Страница

Раздел№1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1

Пояснительная записка.

2-3

1.2

Цель и задачи программы.

4

1.3

Содержание программы.

5-22

1.4

Планируемые результаты.

23-24

Раздел №2 «Организационно-педагогические условия программы».

2.1

Календарный учебный график.

25-34

2.2

Условия реализации программы.

35

2.3

Формы аттестации.

36

2.4

Оценочные материалы.

37

2.5

Методические материалы.

38-39

2.6.

Список литературы.

40-41

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы».

Пояснительная записка.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукоделие» художественно-эстетической направленности носит развивающий характер и предназначена для общего развития обучающихся средствами творческой деятельности. Дает возможность творческого самовыражения, творческой импровизации детей. Развивает у детей мотивацию к творчеству, привит коммуникативные способности, служит средством его социализации и самореализации.

Актуальность заключается в том, что программа развивает активность, творческую инициативу, способствует познанию основ композиции и перспективы, развивает художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, целостного видения формы, чувства симметрии.

Будит творческую фантазию и воображение детей, доставляют им подлинно эстетическое наслаждение.

Отличительной особенностьюданной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративноприкладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.Ребенок развивает творческие навыки сразу в нескольких направлениях: аппликация, оригами, плетение из бисера, квилинг, вышивка, мягкая игрушка, лепка, скрапббукинг, декупаж. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для творческого человека не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа «Рукоделие» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 12 лет. В объединение принимаются дети по желанию, в том числе и без подготовки. Воспитанники проходятвходящую диагностику (собеседование), направленную на выявление индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По её результатам при достаточном уровне владения навыками, воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу2-го или 3-го года обучения. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год обучения — 12 человек; третий год обучения — 10 человек.

Срок освоения программы 3 года.

Программа включает в себя три уровня образования:

ознакомительный, базовый, углубленный.

Ознакомительный уровень (1-й год обучения) дети 6-7 лет.

144ч (2 занятия в неделю по 2 часас 15 минутным перерывом после 45 минут);

Базовый уровень (2-й год обучения) дети 8-9 лет.

216ч (2 занятия по три академических часа с 15 минутным перерывом после 45 минут или 3 занятия по 2 часа в неделю);

Углубленный уровень (3-й год обучения) дети 10-12 лет 324ч (3 занятия в неделю по три академических часа с 15-минутным перерывом после 45 минут занятий).

Форма обучения - очная.

Обучающиеся делятся на разновозрастные постоянные группы, которые отличаются по уровню подготовки.

Режим и периодичность занятий:

й год обучения - 2 занятия в неделю по 2 часа

й год обучения -2 занятия в неделю по 3 часа

й год обучения - 3 занятия в неделю по 3 часа.

В процессе реализации программы используются следующие формы занятий.

Основной формой обучения являются групповые занятия, также по подгруппам и индивидуальные. Теоретические занятия по ознакомлению с историей декоративно-прикладного искусства, изучению различных приемов и техник работы, знакомству с материалами и инструментами, обучению основам композиции, правилам техники безопасности во время практической деятельности. Практические занятия, включающие в себя работу с дидактическими материалами, выполнение проектов, изделий, обсуждение и анализ работы на различных этапах её выполнения.

Занятия проводятся в форме: мастер-класса,игры, викторины, интегрированные занятия, посещение выставок, участие в конкурсах разного уровня.

Особое внимание уделяется коллективно-творческим делам. Принимают участие в социальных акциях, выставках и конкурсах различного уровня. Воспитанники выполняют задания необходимые для нужд кабинета, коллективные работы для выставок, сувениры и поделки для проведения мероприятий внутри учреждения, а также городских мероприятий.

В работе по данному направлению учтены следующие особенности организации учебно-воспитательного процесса:

учащиеся приходят на занятия согласно расписания;

учебный процесс организован в рамках одного учебного занятия (со всей группой, по группам, индивидуально);

состав групп разновозрастной, поэтому акцент делается на создание творческой, доверительной атмосферы; учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий;

для развития индивидуальных способностей используются нетрадиционные техники, экспериментирование с различными художественными материалами.

Цель программы - развитие творческих и активизация познавательныхспособностей обучающихся, включая их в разнообразную деятельность декоративно-прикладного творчества, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качествличности.

Задачи программы.

Личностные (воспитательные):

формировать и укреплять личностные качества: терпение, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию и творческому росту, помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Метапредметные(развивающие):

развивать художественный вкус и художественные навыки и умения, коммуникативные способности детей в процессе обучения;

научить понимать и применять термины, условные обозначения, ориентироваться в разновидностях декоративно - прикладного искусства;

пробудить познавательный интерес в области декоративно-прикладного искусства,

развивать пространственное воображение.

Предметные (обучающие):

обучить различным видам и приемам рукоделия, способам и технологии выполнения изделий;

научить работе с инструментами и приспособлениями с использованием чертежей, схем, экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию

-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

познакомить детей с основными свойствами и возможностями различных материалов.

Ведущаяидея данной программы - создание комфортной среды общения, развития способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация.

1.3. Содержание программы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы «Рукоделие»

Ознакомительный уровень

Цель: Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной творческой деятельности.Отработка практических и теоретических знаний, умений, навыков через изготовление изделий в различных техниках декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

стимулировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

формировать мотивацию успеха;

формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умениядекоративно-прикладного творчества.

Категория обучающихся: обучающиеся 1 года обучения

Количество обучающихся: 10-15 человек.

Возраст обучающихся: 7-8 лет.

Объем часов (трудоемкость): 144часа.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: на основе организации модульного подхода

Режим обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа (36 учебных недель)

Место обучения: МОБУ СОШ № 4 ЛГО

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№п/п

Название модуля/раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Работа с бумагой и картоном.

36

6

30

1

Аппликация. Виды аппликации.

4

1

3

2

Объемная аппликация

4

1

3

3

Моделирование игрушек.

8

1

7

4

Торцевание

8

1

7

5

Оригами

4

1

3

6

Квиллинг.

8

1

7

II.

Лепка.

28

5

23

1

Введение. ТБ. Терминология. Основы лепки.

4

1

3

2

Объемная пластилиновая аппликация.

8

1

7

3

Лепка из пластилина объемных фигур.

8

1

7

4

Пластилиновая живопись.

4

1

3

5

Акварельная аппликация, смешивание палитры.

4

1

3

III.

Вышивка.

22

2

20

1

Введение. ТБ. Терминология. Технология выполнения простейших ручных швов. Инструменты и приспособления. Изучение стежков.

10

1

9

2

Контурное вышивание

12

1

11

IV.

Мягкая игрушка.

28

4

24

1

Введение. ТБ. Терминология. Игрушки простого кроя. Материалы и инструменты.

4

1

3

2

Правила раскроя, приемы соединительных швов, набивка деталей.

8

1

7

3

Игрушки из кругов. Оформление игрушки.

8

1

7

4

Плоскостная мягкая игрушка.

8

1

7

V.

Работа с бисером.

30

4

26

1

Введение.ТБ. Терминология.Материалы, приспособления и виды низания бисером.

4

1

3

2

Простейшее низание на проволоке.

8

1

7

3

Низание бисера в крестик

8

1

7

4

Параллельное низание.

10

1

9

Всего часов

144

21

123

Содержание программы модуля

Модуль «Работа с бумагой и картоном»

Раздел 1. Аппликация. Виды аппликации».

Знакомство с кабинетом, с условиями занятий, с правилами внутреннего распорядка.Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Организация рабочего места.Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Знакомство с инструментами и материалами: ножницами, клеем, кисточкой. Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник.

Практическая работа: отработка точных приемов: надрезание, вырезание путем сложения. Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение. Выполнение аппликаций разными способами.Работа с шаблонами (создание простых композиций).

Раздел 2. Объемная аппликация.

Знакомство с техникой придания объема аппликации, а также с материалами, используемыми в данном виде творчества. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.

Практическая работа: изучение способов создания объема в аппликации. Создание простых композиций.

Раздел 3. Моделирование игрушек из бумаги.

Игрушки из геометрических фигур. Формообразование бумажных полосок в геометрические фигуры, из которых создаются игрушки.

Практическая работа: Осваивание приемов симметричного и многослойного вырезания. Изготовление лошадки, кораблика.

Раздел 4.Торцевание.

Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности. Торцевание. Приемы работы. Знакомство с инструментами и материалами. Отработка навыка аккуратного вклеивания заготовки.

Практическая работа: отработка приемов торцевания. Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение. Создание эскиза.Создание панно «На полянке», «Фламинго».

Раздел 5. Оригами.Знакомство с историей возникновения. Работа по схемам, отработка приемов оригами,термины, условные знаки.Складывание базовых форм: «Треугольник», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат». Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение.

Практическая работа:Складывание фигур в точной последовательности по схеме (лисенок, вертушка, лягушка)

Раздел 6. Квиллинг.

Знакомство с историей возникновения квиллинга. Изучение инструментов и приспособлений для квиллинга(бумажная филигрань). Техника скручивания бумажной ленты. Формы элементов: петля, капля, круг, спираль, перо, треугольная, квадратная.

Практическая работа: изготовление фигурок животных,заготовка элементов, изготовление панно с применением элементов круг, петля, квадрат, спираль, треугольник«Цветочная поляна».

Модуль «Лепка».

Раздел 1. Введение. Основы лепки.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места Правила работы с пластилином. Способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.

Практическая работа отработка приемов лепки выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту. Выполнение композиционных схем.

Раздел 2 Пластилиновая аппликация.

Подготовка эскиза, основы, фона. Заготовка пластилиновых шариков. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками.

Практическая работа. Изготовление панно «Петушок».

Раздел 3.Лепка из пластилина объемных форм.

Лепка из пластилина конструктивным способом: техника шара, жгута, листа. Обминание, придание формы по модели, резьба по шаблону и т.д.

Практическая работа. Лепка из пластилина фруктов, овощей, грибов и растений. Объемная композиция «Натюрморт». Лепка персонажей «Мульт-герои».

Раздел 4.. Пластилиновая живопись.

Цветовое решение работы. Техника нанесения пластилина на стекло. Следить за целостностью работы.

Практическая работа Подготовка эскиза, основы, фона. Нанесение контура на стекло. Заполнение контура рисунка «Сказочные герои» пластилином.

Раздел 5.Акварельная аппликация, смешивание палитры.

Цветовое решение работы. Смешивание цветов необходимых для создания акварельной аппликации. Техника нанесения пластилина на основу (картон). Способы размазывания.

Практическая работа: Подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение витража «Бабочка» пластилином.

Модуль «Вышивка».

Раздел 1. Введение. Простые швы.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места История возникновения вышивки. Операционные средства: дидактический материал, образцы швов, карточки задания.

Практическая работа: освоение простых вышивальных швов («Вперед иголкой», «Козлик»,«Стебельчатый»,«Строчка»),

Раздел 2.Контурная вышивка.

Пропорциональность и масштабность, цвет и цветовые.

Практическая работа: вышивкацветов, грибов, буквы, швом «вперед иголкой».

Модуль «Мягкая игрушка».

Раздел 1. Введение. Игрушки простого кроя.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места Разнообразие игрушек. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, шило, игла). Порядок расположения инструментов на рабочем столе.

Практическая работа: Знакомство с основными видами ручных швов. Выбор материала и инструментов. Прокладывание тренировочных швов на учебном спец шаблоне. Шитье игольница, снеговик.

Раздел 2.Приёмы раскроя, соединение деталей, набивки деталей

Практическая работа: изготовление шаблона, крой, сшивание, набивка, игрушки.

Раздел 3.Игрушки из кругов.

Теория: показ образцов, из каких деталей состоит (круг), подбор материала, последовательность выполнения работы. Потайной шов (применяется для соединения деталей игрушки между собой).

Практическая работа: изготовление шаблона, крой, сшивание, набивка, оформление игрушки «Котик»

Раздел 4. Плоскостная мягкая игрушка, игрушки.

Проектирование игрушки: выбор материала, составление эскиза, раскрой деталей,варианты оформления игрушки

Практическая работа: изготовление иоформление игрушек по собственному эскизу «Кукольный театр».

Модуль «Работа с бисером».

Раздел 1. Введение. Материалы, приспособления и приемы работы с бисером.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места.История бисерных украшений. Техники бисероплетения. Простейшее низание на проволоке.

Практическая работа:нарабатывание навыков низания. Постановка рук. Плетение цветов и листьев.

Раздел 2.Простейшее низание на проволоке.

Правильный выбор материалов по размерам. Способ низания. Методы скручивания.

Практическая работа: плетениебабочки, ромашки простой формы.

Раздел 3.Низание бисера в крестик.

Основные способыбисероплетения- «крестик», используемые для изготовления цепочки.

Практическая работа: выполнение цепочки и браслета способом одной иглой.

Раздел 4. Параллельное низание.

Основное применение параллельного низания. Особенности метода. Практическая работа: нарабатывание навыков низания рыбка, клубничка, божья коровка, крокодил.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Базовый уровень

Цель: Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству. Воспитание и развитие художественного вкуса. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его прикладными видами искусства.

Задачи:

развивать творческое мышление, целеполагание и планирование,художественныйвкус;

изготавливать изделия на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства;

воспитывать внимательность, доброжелательность, уверенность в себе, уважительное отношение к своему и чужому труду.

Категории обучающихся: обучающиеся 2 года обучения

Количество обучающихся: 10-12 человек.

Возраст обучающихся: 9-10 лет.

Объем часов (трудоемкость): 216часов.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: на основе организации модульного подхода

Режим обучения: 2 занятия в неделю по 3 часа (36 учебных недель)

Место обучения: МОБУ СОШ № 4 ЛГО

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№п/п

Название модуля/раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Работа с бумагой и картоном.

36

6

30

1

Аппликация. Виды аппликации.

4

1

3

2

Объемная аппликация

4

1

3

3

Моделирование игрушек.

8

1

7

4

Торцевание

8

1

7

5

Оригами

4

1

3

6

Квиллинг.

8

1

7

II.

Лепка.

28

5

23

1

Введение. ТБ. Терминология. Основы лепки.

4

1

3

2

Объемная пластилиновая аппликация.

8

1

7

3

Лепка из пластилина объемных фигур.

8

1

7

4

Пластилиновая живопись.

4

1

3

5

Акварельная аппликация, смешивание палитры.

4

1

3

III.

Вышивка.

22

2

20

1

Введение. ТБ. Терминология. Технология выполнения простейших ручных швов. Инструменты и приспособления. Изучение стежков.

10

1

9

2

Контурное вышивание

12

1

11

IV.

Мягкая игрушка.

28

4

24

1

Введение. ТБ. Терминология. Игрушки простого кроя. Материалы и инструменты.

4

1

3

2

Правила раскроя, приемы соединительных швов, набивка деталей.

8

1

7

3

Игрушки из кругов. Оформление игрушки.

8

1

7

4

Плоскостная мягкая игрушка.

8

1

7

V.

Работа с бисером.

30

4

26

1

Введение.ТБ. Терминология.Материалы, приспособления и виды низания бисером.

4

1

3

2

Простейшее низание на проволоке.

8

1

7

3

Низание бисера в крестик

8

1

7

4

Параллельное низание.

10

1

9

Всего часов

216

22

86

Содержание программы модуля

Модуль «Работа с бумагой и картоном»

Раздел 1. Введение.

Знакомство с базовыми формами, видами, терминами.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. История возникновения, термины. Способы и технологии.

Практическая работа: расчет и раскрой бумаги,вырезание,отработка приемов складывания модулей.Соединение модулей в единое изделие по схеме безклеевым способом. Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение.

Раздел 2.Модульное оригами.Тюльпан.

Цветовое решение. Рассказ о цветах (тюльпан, ромашка). Складывание модулей в единый цветок. Оформление букета.

Практическая работа:Расчет и раскрой модулей необходимых для работы. Складывание модулей.Сборка цветка по схеме. Создание и оформлениебукета.

Раздел 3. Декупаж.

Организации рабочего места. Понятие «Декупаж» и виды. Приемы работы. Знакомство с инструментами и материалами.Подготовка рисунка на плоской поверхности.Декорирование предметов с помощью техники «декупаж» основанное на присоединении рисунка(картины). История, виды, применение техники. Способы вырезании, вырывания, приклеивания бумажной картинки.

Практическая работа: выбор и вырезание рисунка, приклеивание к поверхности клеевым способом, декоративное оформление разделочной дощечки для кухни.

Раздел 4. Торцевание.

Овладение навыками организации рабочего места.Понятие «торцевание».Приемы работы. Знакомство с инструментами и материалами.Изготовление и заготовка торцовок.Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление подсолнуха методом торцевания с использованием боковых торцовок.

Практическая работа: отработка приемов торцевания. Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение. Изготовление панно «Морское дно».

Раздел 5.Квиллинг.

Знакомство с историей возникновения квиллинга (бумажная филигрань). Техника скручивания сложной (двойной) бумажной ленты в форме: петли, капли, круг, спираль, перо, треугольник, квадрат. Складывание петельчатых листьев с помощью расчески.

Практическая работа: изготовление паннопо нарисованным эскизам.

Модуль Лепка. Холодный фарфор.

Раздел 1. Введение. Технология изготовления изделий из соленого теста.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места История изготовления изделий из теста. Сведения о материалах, необходимых для изготовления соленого теста. Вспомогательные материалы и оборудование, необходимые для работы с тестом. Особенности лепки, сушки и соединения отдельных деталей.

Практическая работа:Замешивание теста. Отработка приемов лепки. Работа над изделиями.

Раздел 2.Техника смешения теста с красителями.Окрашивание готовых изделий.

Способы окрашивания теста. Способы окрашивания готовых изделий. Ахроматические и хроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета.

Практическая работа. Освоение приемов смешивания теста с красителями.Окрашивание уже готовых изделий.

Раздел 3.Изготовление изделий по теме.

Лепка из теста конструктивным способом: техника шара, жгута, листа. Обминка, формовка по модели, резьба по шаблону и т.д.

Практическая работа. Лепка из теста фруктов, овощей, грибов и растений. Объемная композиция «Корзина с фруктами».

Раздел 4.Холодный фарфор.

Сведения о материалах, необходимых для изготовления холодного фарфора. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Вспомогательные материалы и оборудование, необходимые для работы с холодным фарфором. Технология изготовления изделий из холодного фарфора. Особенности лепки, сушки и соединения отдельных деталей. Организация рабочего места Декорирование изделий.

Практическая работа.Замешивание теста (х/ф). Отработка приемов лепки. Работа над изделиями. Декорирование изделий.

Раздел 5.Техника смешения «холодного фарфора» е красителями.Окрашивание готовых изделий.

Способы окрашивания теста(х/ф). Способы окрашивания готовых изделий. Ахроматические и хроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Контрастные цвета.

Практическая работа. Освоение приемов смешивания теста(х/ф) с красителями.Окрашивание уже готовых изделий.

Раздел 6.Изготовление изделий по теме.

Лепка из теста(х/ф) конструктивным способом: техника шара, жгута, листа. Отминка, формовка по модели, тиснение,резьба по шаблону и т.д.

Практическая работа. Лепка из «холодного фарфора»цветов, листьев, насекомых. Объемная композиция «Осенний букет».

Модуль «Вышивка»,

Раздел 1. Введение. История вышивки лентами. Ткани и отделочные материалы. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места История возникновения вышивки лентами. Разнообразие материалов для вышивания (лен, двунитка, канва), их структура, плетение. Инструменты и приспособления для вышивки (ножницы, игла, пяльцы, наперсток).

Правила хранения лент.

Практическая работа: подбор игл, ткани, лент н подготовка их к работе. Заправка ткани в пяльцы.

Раздел 2.Швы и техники

Простой ленточный стежок. Шов «петля», перекрученный стежок, «петля» «вприкреп».

Практическая работа: Освоение техники выполнения изученных швов

Раздел 3.Роспись фона.

Подготовка фона к свободной росписи Изобразительные средства, применяемые в художественной росписи фона. Цвет и цветовые сочетания. Передний план. Прорисовка заднего плана. Линия горизонта.

Практическая работа: Освоение техники росписи фона. Подготовка фона будущей картины.

Раздел 4. Изготовление изделий по теме.

Вышивание пейзажей. Средства выражения идеи произведения. Единство содержания и формы. Цветовое и световое содержание. Пропорции, симметрии и асимметрии. Виды композиции - круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. д

Практическая работа.Вышивание пейзажей по разработанным композициям. Самостоятельная работа.

Модуль «Мягкая игрушка».

Раздел 1. Введение. Игрушки - сувениры.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места Разнообразие игрушек. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, шило, игла). Порядок расположения инструментов на рабочем столе.

Практическая работа: Знакомство с основными видами ручных швов. Выбор ткани для пошива игрушек.

Раздел 2.Приёмы раскроя, соединения, набивки деталей.Виды швов.

Изготовление выкройки и подготовка её к работе. Способы уменьшения, увеличения выкройки (по клеткам), виды и применение ручных швов (вперёд иголка, через край, петельный), технология их выполнения при соединении деталей. Набивка изделия.

Практическая работа: изготовление шаблона, крой, сшивание, набивка, игрушки. Изготовление игрушки по выбору.

Раздел 3. Оформление игрушки.

Проектирование игрушки: выбор материала, составление эскиза, раскрой деталей, варианты оформления игрушки

Практическая работа: Проектирование и оформление игрушки по собственному эскизу (щенок, котенок, слоненок и др.).

Раздел 4. Изготовление плоскостных игрушек с использованием наружного шва.

Отличительные особенности плоской игрушки. Использование картона для формы игрушки. Набивка плоской игрушки. Швы, применяемые в изготовлении плоской игрушки.

Практическая работа: изготовление шаблона, крой, сшивание, набивка, игрушки. Изготовление игрушки по выбору.

Модуль «Работа с бисером».

Раздел 1.Введение.Применение бисера в декоративно-прикладном творчестве.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места.Введение. Материалы и приспособления для работы с бисером. Художественно-композиционные приемы в бисероплетении. История бисерных украшений. Язык и символика цвета. Техники бисероплетения. Низание на капроновые нити. Знакомство с орнаментом.

Практическая работа:нарабатывание навыков низания. Построение и зарисовка орнамента. Выполнение орнаментов на капроновой нити. Плетение браслетов,«фенечек», кулонов, брошек.

Раздел 2.Плоские фигурки животных.

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Просмотр готовых схем. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Изготовление фигурок животных: змейка, рыбка, стрекоза, бабочка. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

Раздел 3.Объемные фигурки животных.

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных фигурок животных. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.

Практическая работа; Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Изготовление фигурок животных: ящерица, крокодил, божья коровка, мышонок. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление композиции.

Раздел 4. Цветы из бисера. Составление композиций.

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.

Практическая работа: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

Раздел 5. Композиции на проволоке. Миниатюрные деревья из бисера.

Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное. Комбинирование приемов. Техника выполнения. Выбор материалов.Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа: Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Углубленный уровень.

Цель: Воспитание и развитие художественного вкуса. Накопление и отработка практических и теоретических знаний, умений, навыков через изготовление изделий в различных техниках декоративно-прикладного творчества. Формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи:

сформировать устойчивую потребность в декоративно-прикладном творчестве;

научить владеть средствами выразительности;

развить образное мышление, воображение, творческую активность,

воспитать уважение к нормам коллективной жизни.

Категория обучающихся: обучающиеся 3 года обучения

Количество обучающихся: 8-10 человек.

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Объем часов (трудоемкость): 324часа.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: на основе организации модульного подхода.

Режим обучения: 3 занятия в неделю по 3 часа (36 учебных недель)

Место обучения: МОБУ СОШ № 4 ЛГО

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название модуля/раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Работа с бумагой и картоном. Основы скрапбукинга

84

9

75

1

Что такое скрапбукинг? История и основные направления скрапбукинга

3

1

2

2

Стиль «Винтаж»

15

1

14

3

Стиль «Фристайл»

18

2

16

4

Стиль «Шебби Шик»

30

3

27

5

Декупаж

18

2

16

II.

Вышивка.

90

9

80

1

Ведение. Основы цветоведения,композиции.

3

1

2

2

Швы и техники.

15

3

12

3

Искусство декора.

18

1

17

4

Изысканные мелочи.

51

2

49

III.

Мягкая игрушка.

90

9

81

1

Введение. Изготовление объёмных игрушек с элементами одежды.

9

2

7

2

Игрушки - обереги.

18

1

17

3

Изготовление «полезных» игрушек для дома.

15

1

14

4

Текстильная игрушка. Тильда.

18

2

16

5

Изготовление игрушек - сувениров

15

2

13

6

Изготовление игрушек по выбору.

15

1

14

IV

Работа с бисером.

60

8

52

1

Введение. Современные направления в бисероплетении.

3

1

2

2

Игольчатая техника плетения

12

1

11

3

Объёмная техника плетения: жгуты (шнуры), плотное и ажурное плетение.

15

2

13

4

Сетчатое плетение.

15

2

13

5

Плетение изделий из бисера по выбору

15

2

13

Всего часов

324

37

287

Содержание программы модуля.

Модуль «Работа е бумагой и картоном. Основы скрапбукинга».

Раздел 1. Что такое скрапбукинг? История скрапбукинга. Основные направления скрапбукинга.

Инструктаж по технике безопасности.Организация рабочего места.Понятиескрапбукинг. Роль скрапбукинга в современном творчестве. История развития скрапбукинга в России.

Раздел 2.Стиль «Винтаж»вскрапбукинге.

Понятие дистрессинг. Способы, как состарить бумагу. Признаки, по которым можно определить работу в стиле «Винтаж». Примеры работ в стиле винтаж.

Понятие эмбоссинг. Разновидности эмбоссинга: метод тиснения и влажный эмбоссинг. Понятие штампинг. Использование надписей, текста в скрапбукинге. Создание рисунка на бумаге со штампов, красок.

Практическая работа: Создание и применение простых композиций в изученном стиле на альбоме и рамки для фотографий.

Раздел 3. Стиль «Фристайл» в скрапбукинге.

Основы цвета в скрапбукинге.

Правильный подбор цветовой гаммы для изделия. Принципы сочетания цветов. Изучение цветового спектра, цветовой крут.

Декорирование. Правильный выбор и применение украшений в скрапбукинге.

Практическая работа: Практическая работа по подбору цветовой гаммы изделия.Создание открытки, коробочки, приглашения по сделанному шаблону.

Раздел 4.Стиль «ШеббиШик» в скрапбукинге.

Шаблоны конвертов, открыток, коробочек, альбомов, приглашений. Плоские, объемные конструкции. Принципы складывания и декорирования. Создание шаблона для конверта, открытки, коробочки, альбома.

Объемные конструкции. Создание шаблона шкатулки. Декорирование шкатулки в стиле «Винтаж».

Практическая работа: отработка изученных приемов. Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение, создание цветов, шкатулки, конверта, шоколадницы.

Раздел 5. Декупаж. Беседа «Из истории декупажа». Материалы и инструменты. Виды декупажа. Работа с изделиями из различных материалов: дерева, пластмассы, стекла и керамики.

Практическая работа. Отработка технологических приемов выполнения декупажа. Подготовка салфеток и декупажных карт к работе. Декорирование работ.

Для декорирования можно использовать: стразы, контуры, кружево, ленты, сухоцветы, перья.

Модуль «Вышивка».

Беседа "Новые возможности вышивки лентами". Материалы и инструменты.

Подготовка лент. Окрашивание леиn. Изучение швов: шов "полупетля", шов "петля", шов "французкий узелок", шов "колониальный узелок", шов "двойной стежок с нахлестом", шов "перекрученный", шов "стежок изогнутый", шов "захват".

Практическая работа. Изготовление декоративных элементов, приготовление ткани, лент и ниток, подбор эскиза. Вышивание элементов: цветок из присборенной

ленты, роза из скрученной ленты, роза "паутинка", роза плиссированная, элемент "лепесток из присборенной ленты", лист двойной удлиненный, цветок объемный комбинированный. Вышивка цветочных композиций. Вышивка на изделиях: салфетка, панно, шкатулка, косметичка, сумочка, одежда.

Раздел I. Ведение. Ленты. Ткани. Декоративные элементы.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места Инструменты и приспособления. Виды лент. Тесьма и шнуры. Виды тканей для основы. Вышивальные нитки. Декоративные элементы.

Практическая работа:изготовление декоративных элементов, приготовление ткани, лент и ниток, выбор эскиза.

Раздел 2.Искусство декора. Основы цветоведения и композиции.

Роль композиции и цвета в вышивке. Единение и слияние декора, рисунка и цвета. Принципы построения узоров. Соотношение цветов. Основы композиции. Расположение основных элементов й частей в определенной системе.

Практическая работа: Подбор цветовой гаммы к фактуре фона. Перемещая элементы изображения, составить наиболее удачную композиционную и цветовую декоративную работу. Составление композиционной схемы: треугольник, квадрат, круг, эллипс, угол, прямоугольник, ромб.

Раздел 3. Швы и техники.

Технология выполнения розы «паутинка», розы из скрученной ленты, швов «французский узелок», петельки, сборка, длинный перевитый. Технология изготовления разной формы листьев, стволов, веток, насекомых.

Практическая работа: отработка навыковвышивания перечисленных швов в панно в работе над изделиями.

Раздел 4.Изысканные мелочи.

Технология выполнения различных бытовых декоративных изделий: шкатулки, игольницы, сумочки, обложки, чехлы для телефона и др.

Практическая работа: Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение.

Модуль «Мягкая игрушка».

Раздел 1.Введение. Изготовление объёмных игрушек с элементами одежды.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места. Демонстрация игрушек сложного кроя, как можно нарядить игрушку, варианты образов объёмных игрушек, цветовые сочетания в готовом образе.

Практическая работа: изготовление объёмной игрушки на выбор, пошив элементов одежды.

Раздел 2. Игрушки обереги.

Символика оберегов. Виды оберегов: веничек, лапти, мешочек, венок. Куклы- обереги: берегиня, крупеничка, кубышка, травница, домовичок. Материалы и инструменты.

Практическая работа. Отличительные особенности при раскрое, сшивании, выворачивании и набивки оберегов. Умение работать с грубыми материалами: мешковина, рогожка, сизаль, шпагат. Применять при оформлении работ природный материал.

Раздел 3.Изготовление «полезных» игрушек для дома.

Знакомство с игрушками, имеющими функциональное значение (подушка, карман, грелка и др.). Их назначение и особенности кроя. Выбор ткани.

Практическая работа: изготовление полезной игрушки - карман (крой, пошив, оформление).

Раздел 4. Текстильная игрушка, Тильда.

Знакомство с современной текстильной игрушкой. Тильда (особенности внешнего вида, кроя). Выбор ткани и дополнительных материалов.

Практическая работа:изготовление игрушки Тильды, оформление по образцам, предложенным педагогом.

Раздел 5.Изготовление игрушек - сувениров

Мягкая игрушка - сувенир (отличительные особенности внешнего вида, применение других декоративных техник в изготовлении сувенирной продукции, последовательность работы над сувениром).

Практическая работа: выбор игрушки - сувенира, её изготовление, оформление.

Раздел 6.Изготовление игрушек по выбору.

Самостоятельный выбор будущей игрушки.

Практическая работа:выбор игрушки, раскрой деталей, пошив, набивка, оформление.

Модуль «Работа с бисером».

Раздел 1. Введение. Современные направления в бисероплетении.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения.

Практическая работа: освоениеизученных видов плетения.

Раздел 2. Игольчатая техника плетения. Беседа «Происхождение стеклянной бусинки». Организация рабочего места при плетении бисером. Техника безопасности. Подбор бисера и проволоки. Изучение игольчатой техники плетения. Чтение схем плетения.

Практическая работа. Технологические приемы игольчатого плетения. Плетение по схемам. Плетение тычинок для бисерных цветов. Плетение бисерных деревьев: сосен, елей.

Раздел 3.Объёмная техника плетения: жгуты (шнуры), плотное и ажурное плетение.

Объёмная техника плетения: фигурки из бисера, жгуты (шнуры), плотное и ажурное плетение.

Практическая работа: Плетение фигурок: кота, человечка, рака, совёнка; плетение шнура «спираль».

Раздел 4. Сетчатое плетение.

Организация рабочего места при плетении бисером. Техника безопасности. Подбор бисера, проволоки, лески. Изучение двух видов сетчатого плетения: прямая и косая. Чтение схем плетения.

Практическая работа. Подбор предметов для оплетания бисером: пасхальные яйца, новогодние шары, вазы, браслеты. Технологические приемы сетчатого плетения. Плетение по схемам.

Раздел 5.Плетение изделий из бисера по выбору

Закрепление навыков работы по схеме, выбор схем для самостоятельной творческой работы.

Практическая работа: плетение изделия из бисера по выбору.

1.4. Планируемые результаты.

В результате ознакомительного уровня учащиеся будут знать:

правила безопасной работы в кабинете;

правила техники безопасности с колюще-режущими инструментами

иметь представление о многообразии видов декоративно прикладного творчества;

выразительные средства и художественно-композиционные приемы;

технологию выполнения аппликации;

разные способы и приемы работы с пластилином, бумагой, тканью;

технологию плетения из бисера.

В результате первого года обучения учащиеся будут уметь:

пользоваться инструментами: ножницы, стеками, иглы, наперстком, пяльцами, карандашами, кистью, палитрой;

применять цветовой и тоновый контраст, контраст динамики и спокойствия;

подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

резать бумагу и картон по шаблону и без него;

составлять композиции, комбинировать детали;

применять основные приемы шитья и плетения;

применять различные способы лепки.

Прогнозируемая результативность: переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся.

В результате базового уровня (2 год обучения) учащиеся будут знать:

правила безопасной работы в кабинете;

-правила техники безопасности с колюще-режущими инструментами

особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, объем;

изобразительные основы;

особенности материалов и техники малых скульптурных форм;

основные технологические этапы и приемы шитья мягкой игрушки;

декоративно оформлять готовое изделие.

В результате второго года обучения учащиеся будут уметь:

понимать технологические этапы изготовления;

пользоваться законами композиционного построения;

понимать основы гармонии цвета;

пользоваться гуашью, акварелью, рисовать кистью;

лепить по заранее подготовленным эскизам;

определять расход материалов для различных изделий, пользоваться шаблонами и выкройками;

использовать приемы подрезания, сгибания, сминания и симметричного вырезания бумаги и картона;

проявлять творчество в создании изделий.

Прогнозируемая результативность: переход на углублённый уровень не менее 25% обучающихся. Участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 50% обучающихся. Включение в число победителей и призёров мероприятий не менее 10% обучающихся.

В результате углубленного уровни (3 год обучении) учащиеся будут знать:

правила безопасной работы в кабинете;

-правила техники безопасности с колюще-режущими инструментами, электроприборами;

разнообразие возможных выразительных средств изображения;

соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

приемы и свойства работы с различными материалами, и техниками;

определять последовательность технологических операций;

технологию работы с бумагой и картоном;

технологию выполнения различных видов вышивки;

технологию изготовления мягкой игрушки;

технологию работы с бисером.

В результате третьего года обучения учащиеся будут уметь:

изготавливать изделия различного уровня сложности;

самостоятельно конструировать и моделировать по собственным эскизам;

определять расход материалов для различных изделий;

самостоятельно комбинировать различные приемы работы в разных техниках;

делать экономическую оценку изделия.

Прогнозируемая результативность: Участие в общегородских, региональных, всероссийских мероприятиях не менее 50% обучающихся. Включение в число победителей и призёров мероприятий не менее 50% обучающихся.

В результате освоения программы «Рукоделие» у детей будут развиты:

образное мышление при создании ярких, выразительных образов;

воображение, творческая активность, фантазия;

свободное владение понятийным аппаратом (симметрия, гармония, колорит);

—- умение анализировать, давать оценку;

самостоятельность в создании новых оригинальных образов; будут обладать следующими качествами:

самостоятельно мышление, умение отстаивать своё мнение;

ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;

владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;

—потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных

умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;

умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;

—такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

-— любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий».

Календарный учебный график.

Ознакомительный уровень.

Модуль/раздел

Тема занятия

Форма занятий

Кол-во часов

Дата проведения (группы)

Форма контроля

№ 1

№ 2

Модуль 1. Работа с бумагой и картоном. 36 часов

1. Аппликация. Виды аппликации

1 .Знакомство с декоративно прикладным творчеством.

Аппликация и ее виды. ТБ. Материалы и инструменты.

Выставка.

Беседа

Презентация

2

Педагогическое

наблюдение

2.Вырезание геометрических форм. Аппликация из геометрических форм.

Практическая

работа

2

3.Обрывная аппликация «Осенний лес».

Практическая

работа

2

4.Аппликация из бумажных шариков «Веселый клоун».

Практическая

работа

2

2.Объемная аппликация

1.Объемные цветы, листья. Аппликация «Букет»

Практическая

работа

2

Педагогическое

наблюдение

2. Изготовление объемного панно «Гортензия»

Практическая

работа

2

3 .Моделирование игрушек из бумаги

1 .Конусные игрушки

Беседа.

Практическая

работа

2

Практическое

задание

2.Бумажная геометрия

Презентация

2

3.Плоскостная игрушка «Лошадка».

Практическая

работа

2

4 .Моделирование кораблика.

Практическая

работа

2

4. Торцевание

1 .Контурное торцевание. Панно «На полянке».

Практическая

работа

2

Педагогическое

наблюдение

2.Плоскостное торцевание. Панно: «Фламинго».

Практическая

работа

2

5.Оригами

1 .Знакомство с «оригами» Складывание фигур треугольник, двойной треугольник.

Беседа.

Практическая

работа

2

Педагогическое

наблюдение

2. Фигура: «Двойной квадрат

Практическая работа

2

6.Квиллинг.

1 .Знакомство с техникой «квиллинг»

Беседа.

Практическая

работа

2

Педагогическое

наблюдение

2.Изготовление фигурок животных.

Практическая

работа

2

3.Заготовка элементов панно.

Практическая

работа

2

4.Сборка панно «Цветочная поляна»

Практическая

работа

2

Модуль II. Лепка. 28 часов

1 .Основы лепки

1 .Знакомство с лепкой. Изучаем основные приемы лепки.

Основы композиции.

Выставка.

Презентация

Практическая

работа

2

2

Педагогическое наблюдение

2. Объемная

пластилиновая

аппликация

1 .Зарисовка эскиз аппликации. Цветовое решение.

Беседа.

Практическая

работа

2

Выставка

2.Заготовка пластилиновых шариков.

Практическая

работа

2

3. Изготовление аппликации из шариков «Петушок»

Практическая

работа

2

4.Изготовление аппликации из пластилиновых жгутиков «Чудо-дерево»

Практическая

работа

2

3.Лепка из пластилина объемных фигур

1 .Лепка «Грибочки».

Практическая

работа

2

Выставка

2.Лепка «Фрукты»

Практическая

работа

2

3.Лепка «Натюрморт»

Практическая

работа

2

4.Лепка «Мульт-герои».

Практическая

работа

2

4 .Пластилиновая живопись

1 .Основы пластилиновой живописи. Смешивание палитры и нанесение пластилина.

Беседа.

Практическая

работа

2

Педагогические

наблюдения

2.Композиции на стекле: «Сказочные герои»

Практическая

работа

2

5. Акварельная аппликация

1 .Витраж «Бабочки».

Практическая

работа

2

2

Педагогические

наблюдения

1 .Изучение стежков

1 .Подготовка ткани, подбор ниток, закрепление нитей на ткани.

Беседа.

Практическая

работа

2

Педагогические наблюдения

2.Оформление х/б салфетки швом «козлик», «строчка».

Практическая

работа

2

2

3 .Контурный шов

Практическая работа

2

4. Стебельчатый шов

Практическая

работа

2

2.Контурное вышивание.

1 .Вышивка: «Грибочки»

Практическая

работа

2

Педагогические наблюдения

2.Вынжвка: «Цветы»

Практическая

работа

2

2

3.Вышивка: «Буквы»

Практическая

работа

2

4.Вышивка: «Котик»

Практическая

работа

2

Модуль IV. Мягкая игрушка 28 часов

1 .Введение. Игрушки простого кроя.

1 .Работа с шаблонами. Соединительные швы. Игрушки простого покроя «Игольница».

Беседа.

Практическая

работа

2

Педагогически е наблюдения

2. Игрушки простого покроя «Снеговик».

Беседа.

Практическая

работа

2

2.Правила раскроя, приемы соединительных швов, набивки деталей.

1 .Шитье игрушек из 2 деталей: «Котик».

Практическая

работа

2

Педагогически е наблюдения

2. Сшивание, набивка, игрушки «Котик».

Практическая

работа

2

3. Сшивание, набивка, игрушки «Дельфин».

Практическая

работа

2

4. Сшивание, набивка, игрушки «Дельфин».

Практическая

работа

2

3.Игрушки из кругов. Оформление игрушки.

] .Шитье игрушки: «Ежик».

Практическая

работа

2

Выставка

2. Шитье игрушки: «Цыпленок»

Практическая

работа

2

3.Шитье игрушки: «Сова»

Практическая

работа

2

4.Брелок «Сердечко».

Практическая

работа

2

4.Плоскостная мягкая игрушка.

1 .Кукольный театр «Медвежонок»

Практическая

работа

2

Собеседование

2.Кукольный театр «Лягушонок»

Практическая

работа

2

3.Кукольный театр «Лиса»

Практическая

работа

2

4.Кукольный театр «Заяц»

Практическая

работа

2

Модуль VI. Плетение из бисера 30 часов

1.Введение. ТБ. Терминология. Материалы, инструменты.

1 .Бисероплетение.

Беседа.

Практическая

работа

2

2.Плетение цветов, листьев.

Практическая

работа

2

2.Простейшее плетение на проволоке.

1 .Плетение: «Бабочки».

Практическая

работа

2

Педагогически е наблюдения

2.Плетение: «Ромашки».

Практическая

работа

2

3.Плетение: «Колосок».

Практическая

работа

2

2

3.Низание бисера в крестик

1 .Плетение упражнений на леске, крепление застежек.

Практическая

работа

2

Тестирование

2,Птетение украшений: «Браслет».

Практическая

работа

2

3.Плетение украшений: «Цепочка».

Практическая

работа

2

2

4.Параллельное плетение.

1 .Плетение упражнений на проволоке.

Практическая

работа

2

Педагогически е наблюдения

2,Параллельное плетение «Рыбка»

Практическая

работа

2

3 .Параллельное плетение «Клубничка»

Практическая

работа

2

4.Параллельное плетение «Крокодил»

Практическая

работа

2

5.Параллельное плетение «Божья коровка»

Практическая.

работа

2

Итого:

144

Базовый уровень

Модуль/раздел

Тема занятия

Форма занятий

Кол-во часов

Дата проведения (группы)

Форма контроля

№ 1

№ 2

Модуль 1. Работа с бумагой и картоном. 36 часов

1 .Введение. Знакомство с современными видами ДЛИ. Термины и условные обозначения.

1.ТБ. Введение.Современные виды ДЛИ.

Выставка,

лекция.

3

Педагогическое

наблюдение

2.Применение современного творчества.

Презентация

3

2. Модульное оригами

1. Расчет и раскрой заготовок из бумаги.

Практическая

работа

3

Педагогическое

наблюдение

2. Фоторамка из модулей.

Практическая

работа

3

3. Цветы из модулей

Практическая работа

3

4. Ваза из модулей

Практическая

работа

3

3. Декупаж.

1. Декупаж разделочной дощечки.

Практическая

работа

3

2. Декупаж подставки для карандашей.

Практическая

работа

3

4. Торцевание.

1. Ра бота над эскизом панно «Морское дно».

Практическая

работа

3

2. Заготовка деталей согласно эскизу.

Практическая

работа

3

3. Панно «Морское дно».

Практическая

работа

3

5. Квиллинг

1. Работа с цветом. Зарисовка эскиза картины.

Практическая

работа

3

Выставка

2. нарезка, скручивание деталей в технике квиллинг по размерам эскиза.

Практическая работа

3

3. Сборка и оформление картины.

Практическая

работа

3

Модуль II. Лепка. 28 часов

1. Соленое тесто

Замешивание, варианты окраски теста. Сушка.

Презентация.

Практическая

работа

3

Педагогическое

наблюдение

Основные приемы лепки теста.

Практическая

работа

3

Лепка малых скульптурных форм. Знак зодиака.

Практическая

работа

3

Лепка плоскостных изделий.

Оберег «Подкова».

Практическая

работа

3

3

Лепка объемных деталей.

«Кактус»

Практическая

работа

3

3

Декорирование бутылки «Старинный замок».

Практическая

работа

3

3

Создание монетки.

Практическая

работа

3

Лепка больших скульптурных форм. Кашпо «Старенький башмак».

Практическая

работа

3

3

Магнит на холодильник «Мышка»

Практическая

работа

3

3

Выполнение практического задания

12. Декорирование работ из теста.

Выставка

3

Модуль III. Вышивка. 22 часа

1. Ведение. История вышивки.Ткани и отделочные материалы

1. ТБ. История. Инструменты и материалы.

Беседа.

Презентация.

3

Педагогическое

наблюдение

2. Правила хранения материалов и инструментов.

Лекция

3

2. Швы и техники.

1. Простой ленточный стежок.

Практическая

работа

3

Педагогическое

наблюдение

2. Шов «петля».

Практическая

работа

3

3. Перекрученный стежок.

Практическая

работа

3

4. «Петля» вприкреп.

Практическая

работа

3

3.Роспись фона.

1. Подготовка фона к росписи.

Практическая

работа

3

Беседа

2. Изобразительные средства, применяемые в художественной росписи фона.

Беседа.

Презентация

3

3. Цвет и цветовые сочетания.

Лекция

3

4. Передний план.

Практическая

работа

3

5. Прорисовка заднего плана.

Практическая

работа

3

6. Линия горизонта.

Практическая

работа

3

4. Вышивка по теме.

1. Вышивание пейзажа.

Практическая

работа

3

Тест

2. Оформление работы.

Практическая

работа

3

Модуль IV. Мягкая игрушка. 28 часов

1 .Объемнаяигрушка-сувенир.

1. ТБ. Разнообразие игрушек. История возникновения мягкой игрушки-сувенира.

Выставка готовых работ

3

2. Приёмыраскроя,соединения,

набивки

деталей. Виды

швов.Оформление

игрушки.

1. Оберег «Домовенок».

Практическая

работа

3

3

Тест

2. Игрушка-подушка.

Практическая

работа

3

3

3. «Уточка» хранительница домашнего очага.

Практическая

работа

3

3

4. Подвеска «Ангелок»

Практическая

работа

3

3

5. Игрушка «Миньен»

Практическая

работа

3

3

3.Изготовление плоскостных игрушек с использование м наружного шва.

1. Игрушка «Обезьянка из фетра»

Практическая

работа

3

2. «Фрукты»

Практическая

работа

3

3

3. «Змейка»

Практическая

работа

3

4. Игрушка из волокнистыхматериалов

1. Игрушка «Ежик».

Практическая

работа

3

Выставка

2. Игрушка «Овечка».

Практическая работа

3

Модуль VI. Плетение из бисера. 30 часов

1. Введение.

Применение

бисера в декоративно-

прикладном

творчестве.

1. ТБ. Материалы и приспособления для работы с бисером.

Презентация

3

Наблюдение

2. Художественно- композиционные приемы в бисероплетении.

Лекция

Практическая

работа

3

2. Плоские

фигурки

животных.

1. Основные приёмы плетения для изготовления фигурок животных на плоской основе.

Лекция

Практическая

работа

3

2. Техника выполнения деталей.

Практическая

работа

3

3. Объемные

фигурки

животных.

1. Приёмы плетения объемных фигурок животных.

Практическая

работа

3

Практическое

задание

2. Зарисовка схемы. Техника выполнения деталей.

Практическая

работа

3

4. Цветы из бисера.

1. Приёмы плетения цветов.

Практическая

работа

3

2. Комбинирование приёмов.

Практическая

работа

3

5.Составление композиций.

1. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

Практическая

работа

3

Наблюдение

2. Цветовое и композиционное решение.

Практическая

работа

3

3. Цветочная композиция.

Практическая

работа

3

6.Миниатюрные деревья из бисера.

1. Приемы плетения, используемые для изготовления деревьев. Комбинирование приемов.

Практическая

работа

3

Выставка

2. Цветовое и композиционное решение.

Практическая

работа

3

3. Изготовление миниатюрных деревьев.

Практическая

работа

3

Итого:

216

Углубленный уровень

Модуль/раздел

Тема занятия

Форма занятий

Кол-во часов

Дата проведения (группы)

Форма контроля

№ 1

№ 2

Модуль 1. Работа с бумагой и картоном. 84 часа

1 .Скрапбукинг

1. ТБ Введение. Основы скрапбукинга

Презентация

Лекция

Выставка

3

Педагогическое

наблюдение

2, Стиль«Винтаж»

1. Состаривание бумаги. Дистрессинг.

Лекция.

Практическая

работа

3

Практический зачет

2. Рамочка для фотографий

Практическая

работа

3

3

3. Альбом для фотографий

Практическая

работа

3

3

3, Стиль «Фристайл

1. Открытка в стиле «фристайл».

Практическая

работа

3

3

Наблюдение

2. Подарочная коробка в стиле «фристайл».

Практическая

работа

3

3

3. Приглашение в стиле «фристайл».

Практическая

работа

3

3

4. Стиль «Шебби Шик»

1. Цветы стиле «Шебби Шик»

Практическая

работа

3

3

Выставка

2. Конверт стиле «Шебби Шик»

Практическая

работа

3

3

3. Шкатулка стиле «Шебби Шик»

Практическая

работа

3

3

4. Шоколадница в стиле «Шебби Шик»

Практическая

работа

3

3

5. Календарьвстиле «Шебби Шик»

Практическая

работа

3

3

5. Декупаж

1. Декупаж стеклянной поверхности.

Лекция.

Практическая

работа

3

3

Наблюдение

Выставка

2. Декупаждеревянной поверхности.

Лекция.

Практическая

работа

3

3

3. Декупаж на пластиковой поверхности

Лекция.

Практическая

работа

3

3

Модуль II. Вышивка атласными лентами. 90 часов

1 .Вышивка атласными лентами.

1. ТБ. Ведение Материалы и инструменты.

Лекция.

Практическая

работа

3

Зачёт

2. Декоративные элементы.

Практическая

работа

3

2.Швы и техники.

1. Роза из скрученной ленты.

Практическая

работа

3

3

2. Шов «французский узелок»

Практическая

работа

3

3

3. Швы: петельки, сборка, длинный перевитый.

Практическая

работа

3

3

4. Технология выполнения розы «паутинка».

Практическая работа

3

3

3.Искусство

декора.

1. Декоративное оформление настенных часов.

Практическая

работа

3

3

Выставка

2. Декоративное оформление фото рамки.

Практическая

работа

3

3

3. Декоративное оформление закладки

Практическая

работа

3

3

4. Декоративное оформление одежды.

Практическая

работа

3

3

4. Изысканные

мелочи.

Панно «Маки»

Практическая

работа

3

3

Выставка

Игольница.

Практическая

работа

3

3

Чехол для телефона.

Практическая

работа

3

3

Сумочка.

Практическая

работа

3

3

Шкатулка.

Практическая

работа

3

3

Салфетка.

Практическая

работа

3

3

Модуль III. Мягкая игрушка. 90 часов

Мягкая игрушка с элементами одежды

1. Заяц в пижаме.

Практическая

работа

3

3

3

Наблюдение

Игрушки -

обереги

Берегиня

Практическая

работа

3

3

Крупенячка

Практическая

работа

3

3

Кубышка-травница.

Практическая

работа

3

3

Изготовление

«полезных» игрушек для дома..

1. «Лягушонок» - органайзер.

Практическая

работа

3

3

Выставка

2. Сумка карман - «Кентуру»

Практическая

работа

3

3

«Гусеница» - карман

Практическая

работа

3

Текстильная

игрушка.Тильда.

Гусь.

Практическая

работа

3

Птичка.

Практическая

работа

3

Улитка.

Практическая

работа

3

3

Кукла.

Практическая

работа

3

3

I Изготовление игрушек - сувениров

1. Кофейный «Кот».

Практическая

работа

3

3

2. Кофейный «Совушка».

Практическая

работа

3

3

3. Слоненок

Практическая

работа

3

Изготовление игрушек по выбору

1. Изготовление мягкой игрушки на свободную тему

Практическая

работа

3

3

3

3

3

Модуль IV. Плетение из бисера. 60 часов

1. Введение. Современные направления в бисероплетении.

1. Бисерные серьги.

Лекция.

Выставка

Практическая

работа

3

Выставка

2, Игольчатая

техника

плетения.

1. Плетение «Сосна».

Практическая

работа

3

Выставка

Зачёт

2. Плетение «Пальма».

Практическая

работа

3

3. Плетение «Перо Жар- Птицы».

Практическая

работа

3

3. Объёмная

техника

плетения:

1. Сувенир «Паучок»

Практическая

работа

3

Выставка

Зачёт

2. Объемная подвеска «Дельфин»

Практическая

работа

3

3

3. «Браслет»

Практическая

работа

3

3

4. Сетчатое плетение.

1. Пасхальное яйцо.

Практическая

работа

3

3

2. Колье.

Практическая

работа

3

3

3. Кулон

Практическая

работа

3

5. Плетение изделий из бисера по выбору

1. Плетение бирером на свободную тему.

Практическая

работа

3

3

3

3

3

Выставка

Практическаязачетная

работа.

Итого:

324

В результате изучения курса каждый учащийся будет использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической и повседневной жизни:

- знать основы изобразительной грамоты, уметь применять свои знания, умения и навыки;

-выполнять изделия с применением творческого подхода к созданию новых форм в декоративно-прикладном искусстве;

применять орнаментальные элементы в работах декоративно-прикладного характера;

использовать различные источники информации для получения технологических сведений.

2.2. Условия реализации программы.

Оборудование: помещение соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, столы, стулья, стенды для выполненных работ, шкафы для хранения материалов, компьютер.

Материалы и инструменты:

наличие материалов и инструментовсоответствующие темам занятий:иглы, ножницы, пяльцы, отрезки тканей, ленты, нитки, глина, дощечки или коврики, бисер, проволока, клей, краски, кисти и т.д. по каждой теме.

Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.

Дидактические и учебные пособия для обеспечения образовательного процесса (образцы готовых изделий, периодические издания, книги, альбомы с образцами узоров, технологические карты, схемы, инструкционные карты, коллекция тканей). Выставка работ учащихся прошлых лет, а также планы работы, конспекты занятий.

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Вспомогательные материалы:

Аптечка: перекись водорода, вата, бинт, лейкопластырь бактерицидный, нашатырный спирт.

2.3.  Формы аттестации.

Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты:

Входной контроль:

Позволяет выявить наиболее способных, одарённых детей, выяснить мотивацию обучения, провести анкетирование. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе, рассчитанной на 3 года обучения, проводится в начале учебного года. Используются методы анкетирования, тестирования (тесты опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей).

Текущий контроль:

Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочётов,положительных и отрицательных моментов применяемых технологией, позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций. Используются методы наблюдения, рефлексия, мини-выставки.

Итоговый контроль:

Проводится в конце учебного года, помогая выявить рост мастерства, самостоятельности, развития творческого мышления, художественного вкуса. Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Итоговый контроль проводится в следующих формах:

-собеседование;

-защита проекта;

-отчётные выставки, ярмарки.

В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.

Способы и формы выявлениярезультатов

Способыи формы фиксациирезультатов

Мероприятия

Беседа

Опрос

Диагностика

Тестирование

Наблюдение

Выставки

Зачеты

Конкурсы

Анализ мероприятий

Диагностические игры

Анкетирование

Анализ результатов участия

детей в мероприятиях в

социально-значимой

деятельности

Самооценка учащихся

Грамоты

Дипломы

Готовые работы

Отзывы (детей и родителей)

Статьи в прессе

Методические разработки

Тестирование

Зачеты

Выставки

Конкурсы

Фестивали

Праздники

Готовые изделия

Отчеты

Итоговые занятия

Открытые занятия

Диагностические карты

Защита творческих работ

Контроль позволяет определить эффективность обучения по каждой теме, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда, выявить одарённых детей, что создаёт хороший психологический климат в коллективе. Защита творческих проектов выпускников; персональные выставки обучающихся; итоговая выставка лучших творческих работ учащихся; участие воспитанников в мероприятиях различного уровня в номинации «Декоративно-прикладное творчество» дает возможность провестиитоговый анализ всех трех уровней обучения.

Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы:

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

1 -й год обучения

I полугодие

ТБ. Приемы аккуратного нарезания бумаги. Основные приемы складывания бумаги. Терминология

Практическая зачетная работа. Педагогическое наблюдение.

1-й год обучения

II полугодие

Основные приемы лепки из пластилина: прищипывание, «печатание», копирование с натуры. Виды соединительных швов в шитье.

Выполнение практического задания, собеседование.

2-й год обучения

I полугодие

ТБ. Дать определения квиллинг, декупаж, оригами.

Основные детали в технике квиллинг.

Выполнение практического задания, собеседование.

2-йгод обучения

II полугодие

Терминология.

Лепка соленого теста.

Алгоритм вышивки атласными лентами. Основные правила низания бисера.

Выполнение практического задания, собеседование, педагогическое наблюдение.

Тест

3-й год обучения

I полугодие

Основные элементы, цвета, орнаменты. Изготовление игрушки. Цветы и деревья на основе низания бисера дугами.

Практическая зачетная работа. Педагогическое наблюдение

3-й год обучения

II полугодие

Выполнение цветочной композиции в техниках оригами, квиллинг, аппликация.

Индивидуальная практическая работа.

2.4. Оценочные материалы.

Основным способом проверки постепенно приобретаемых в процессе обучения практических умений и навыков, является наблюдение за деятельностью детей во время выполнения заданий. Итоги проделанной на занятии работы дают педагогу представление о степени восприятия и освоения каждым ребёнком материала и его усердия. Уровень приобретённых детьми умений и навыков оценивается на каждом этапе выполнения заданий. К программе прилагаются таблицы промежуточной и итоговой аттестации воспитанников за три года обучения по программе «Рукоделие». (Приложение №1).

В течение всего обучения по дополнительной общеобразовательной программе педагогом ведётся самостоятельная диагностика результативности по реализации

развивающих и воспитательных задач. К программе прилагаются итоговые таблицы оценки уровня их реализации. (Приложение № 2).

2.5. Методические материалы.

Методическое обеспечение образовательной программы «Рукоделие» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7-12 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением.

Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.

Методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

-эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы еёрешения);

игровой;

словесно - иллюстративный;

метод программированного обучения;

алгоритмический.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Педагогические приемы:

Убеждение, пример, разъяснение, дискуссия;

Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

Стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, ит. д);

«Сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами вувлекательном процессе образования;

2.6. Список литературы

Литература (для руководителя кружка)

Андреева М.В., Антонова Л.В. Чудесные превращения. Глина. Камень. Песок. Л., 1973.

Аппликация и бумагопластика. - М.: APT, 2008.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - М.: Аким,

1996.

Нагибина, М. И., Чудеса из ткани своими руками: Популярное пособие для родителей и педагогов / М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Тарабарина Т.П., Оригами и развитие ребенка / Т.П. Тарабарина. - Ярославль: академия

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.С. Хворостов - М.: Просвещение, 1981. - 166 с. 2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Изд. «Акад.развития», Ярославль, 2001

Вешкина О.Б. Декупаж. Москва. Издательство ЭКСМО,2008.

Вышивка. Энциклопедия. - М: БРЭД993.

Гаврилова В.Ю. Вышивка лентами,- Харьков: Книжный клуб, 2007.

Карлесси М. А., Все из бисера. Цветы и деревья / М.А.Карлесси. - Изд. группа «Контэнт», 2011

Горецкий В .Г. Начальная школа №4,1998.

Гукасова А.М. Рукоделие в начальных классах - М.:Просвещение, 1984.

Гурская И.В. Радуга аппликации. - СПб.: Питер, 2007.

Давыдова Т.Н. Соленое тесто. - М.: APT, 2005.

Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: APT, 2006.

Кочетова С. Мягкая игрушка. Москва. Издательство Рипол- Классик, 2001.

Ляукина М. Бисер. Москва. Издательство ACT- пресс, 2000.

Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. Москва. Издательство ЭКСМО,

1997.

Симмонс К. Текстильная кукла. - М.: Пресс, 2006.

ТарабаринаТ.И. Оригами и развитие ребенка. -Я.: Академия развития, 1997.

Чернова А.Г., Чернова Е.В., Искусство вышивки лентами. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

Чернова Т.Н. Чудеса из соленого теста. - М.: Скрипторий, 2005.

Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

Периодические издания.

Литература (для учащихся кружка)

Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из природных материалов. - М.: Издательство Оникс, 2011.

Богатова И.В. Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура. - М.: Мартин, 2012.

Бондаренко О.В. Поделки из бумаги. Подарки, игрушки, забавные зверушки. - Ярославль: Академия развития, 2010.

Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

ДеревянкоН.С., Трошкова А.Ю. Мягкая игрушка: Игрушки в подарок. - М.: Изд-во Эксмо СПб, 2003.

Ладонина.Л.. Букин Д. Декупаж. Первые шаги. - Минск. ООО «Харвест», 2009.

Ликсо Н.Л. Шаг за шагом. Игрушечки из бисера. - Минск. ООО «Харвест», 2010.

Межуева Ю.А. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Мозаика Синтез, 2003.

Орлова Л.В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: Мозаика Синтез, 2003.

Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера. - М.: Айрис-пресс, 2009.

Периодические издания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области