РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г. БРЯНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64» г. БРЯНСКА
241047
г. Брянск, ул. Есенина,20
тел./ф (4832)73-17-06
Урок «Прямая. Луч. Отрезок»
Выполнил: учитель начальных классов
Манина Н.В.
Брянск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Основная часть ……..………………………………………………………………..5
Организационный момент.…………………………………………………...5
Актуализация знаний…………………………………………………………6
Изучение нового материала…………………………………………………..9
Тренировочные упражнения………………………………………………..13
Практическая работа………………………………………………………...15
Физкультминутка……………………………………………………………16
Выводы и обобщения………………………..………………………………17
Подведение итогов урока……………………..…………………………….19
Заключение………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Урок «Прямая. Луч. Отрезок» проведится во втором классе УМК «Перспектива» по учебнику математики В.Г.Дорофеева, Т.Н.Мираковой с целью закрепления новых знаний.
Дидактической целью урока является организация совместной деятельности обучающихся с целью закрепления представлений о понятиях «прямая», «луч», «отрезок».
На уроке ставятся следующие задачи:
Предметные: научить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.
Метапредметные:
Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в парах;
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему;
Личностные: учить адекватно оценивать свою работу и своих одноклассников; формировать положительную учебную мотивацию.
Используются следующие методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организация проверки рабочего места учащихся и создание положительного эмоционального настроя. Прозвенел звонок Начинается урок… -Назовем правила урока -Поднимите руку, кто согласен их выполнять и обещание сдержать? | Проверка готовности рабочего места. |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю отправиться в путешествие. Поднимите руку, кто со мной? Транспорт у каждой микрогруппы есть. Фронтальная работа: Станция «Угадайкино» подскажет нам, куда мы отправимся. Слайд 1 Если вы правильно выполните все задания, то сможете прочитать название страны, куда мы отправимся во время изучения новой темы. Достаньте из секретного кармашка копилку достижений. -Продолжи ряд: 3, 6, 9 … -Как удобнее считать? Вычисли: 13 + 16 + 19 + 22 + 25 + 28 + 31 + 34 + 37 -Какие цифры пропущены? 46 > _ 8 -Сколько треугольников на рисунке? -Кто уже догадался, в какую страну мы сегодня отправимся? -Чтобы отправиться в путешествие нужно приобрести (билет) Следующая станция «Пропускная» - Из секретного кармашка достаньте карточку. Прочитайте и выполните задание. Я даю вам 2 минуты. - Поднимите руку, кому трудно выполнить задания? - Проверим: - Сколько на чертеже прямых? - лучей? - отрезков? Все ли смогли выполнить задание? Почему? - Кто догадался, что узнаем во время путешествия? Какова тема урока? - Чему предстоит научиться? - Верно, итак цель нашего урока – выявить признаки прямой, отрезка, луча, научиться их распознавать и находить точки пересечения. - И я предлагаю вам оставить свою работу, мы к ней вернемся позже, а сейчас перейдем на станцию «Ребусная». Разгадаем, кто будет нашим экскурсоводом. , , кит+,бочка - Да, встречает нас королева страны Геометрия, без нее нельзя построить ни одну фигуру. Точка везде успевает и вам приготовила сказку. | 12, 15 и т.д. Решение: 50+50+50+50+25=225 Ответ: 1, 2, 3; Ответ: 8 Геометрия Оцените правильный ответ 1балл 1 6 3 Мало знаем о прямой, отрезке, луче Прямая, отрезок, луч Правильно определять, где отрезки, лучи, прямые - Называть их - Строить - Находить точки пересечения точка |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Сказка про Точку. Жила-была Точка. Она была очень любопытной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: - Как эта линия называется? - Длинная она или короткая? Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!» Сказано – сделано. Вышла точка на прямую линию и пошла по этой линии (слайд 2). Шла, шла по прямой линии, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?» - Ребята, скоро ли конец прямой линии? (у прямой нет конца) - Тогда я поверну назад, - сказала Точка. -Я, наверное, пошла не в ту сторону. - Ребята, сможет ли Точка, найти концы прямой? (у прямой нет конца) Вот какую запись увидела она в пути. - Поможем прочитать хором. Слайд 3 Без конца и края Линия прямая! Хоть сто лет по ней идти- Не найти конца пути! Опечалилась Точка: «Что же, так мне и придется идти без конца?» Вдруг точка решила: - А что, если я позову на помощь Ножницы? Тут откуда ни возьмись, появились ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую. (Слайд 4) - Ура! – закричала Точка. – Вот и конец получился! Ай, да Ножницы! А теперь, сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны. - Можно и с другой, - послушно щелкнули Ножницы. (Слайд 5) - Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец! Ребята, подскажите любопытной Точке, как называется такая линия? (отрезок) - Отрезок! – с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого. - Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? (имеет концы) - Я запомню это. Мне нравится на отрезке. Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало, ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих… Не знаю, как и сказать. У них конец только с одной стороны. А в другую сторону нет конца. Как они называются? (Лучи). - А! – сказала радостно Точка. – Я знаю, почему они так называются. Они похожи на солнечные лучики. – Поднимите руку, ребята, кто со мной согласен? Слайд 6 - Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути, например Землю, Луну или спутник. В геометрии каждый луч, отрезок, прямая имеют названия. Давайте вспомним, что узнали вместе с королевой Точкой? Следующая станция «Затейники» - Назовите отрезок - Прямую - Лучи А можно прочитать наоборот? Переходим на станцию «Практическая» Приехали! | Ответы детей: у прямой нет конца отрезок отрезок имеет концы лучи |
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Переходим в «Учебниково». - Откройте с.7, найдите задание №2 - Возьмите красный карандаш, отметьте начало каждого луча. - Как обозначен 1 луч? Обозначьте второй. Третий луч - Найдите задание №3 - Какая фигура нашла свое название? - Какие остались без названий? -Как назвать первую фигуру? Последнюю? (Оцените себя сами) - Задание №4 Как вы считаете, есть ли на рисунке пересекающиеся лучи? - Как найти пересечение? - Обозначьте точки пересечения. Проверим, поиграв в «ДаНет-ку» Ответы пишите под рисунком - Луч МК пересекает луч АВ? - АВ пересекает ДС? - ДС пересекает СЕ? - СЕ пересекает НФ? - Проверим выполнение по ключу ответов - Поднимите руку, у кого 4 балла?3,2,1? | Работа с учебником. Стр.7, зад. № 2,4 Стр.7, зад. 3а – работа в парах Стр.8, зад.6 – работа в парах с взаимопроверкой. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Проезжаем станцию «Исследовательская». В геометрии есть дороги. Побудем маленькими учеными, исследуем дороги, и нас ждут научные открытия. Загляните в кармашек с секретами. Как и в любой стране, в стране Геометрия есть свои дороги. Исследуем их. - Достаньте желтый лист бумаги из конверта с секретом, согните его по диагонали, разогните. Какую дорожку вы получили? (прямую) - Согните лист по другой диагонали, разверните. Вы получили еще одну прямую дорожку. - Есть ли у этих двух дорожек общая точка? - Отметьте ее. На что похожи дорожки? - А можно ли получить еще одну прямую, проходящую через эту же точку? - Получите ее. - Сделайте вывод. - Положите 1б в копилку! Слайд 8 - Возьмите зеленый лист, постройте на нем две точки, проведите через них прямую. - Можно ли через эти же точки провести еще одну прямую (нет). Попробуйте, получилось? - Вот и у точек не получилось. - Сделайте вывод. - Положите 1б в копилку! |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно! | Дети делают зарядку. |
ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ
Станция «Повторяево» - Работаем в микрогруппах Что узнали в стране Геометрия: - Что интересного в прямой? - Что скажите о луче? - Об отрезке? -Сколько прямых можно провести через 1 точку? Через 2 точки? - Положите 1б в копилку - Поднимите руку, кто пополнил свои знания о прямой, луче, отрезке и готов выполнить работу на карточке? Королева Точка приготовила вам подарок, но спешила и потеряла некоторые слова. Помогите собрать предложение и восстановить потерянные слова. - Проч. узелки на память - Приготовьте копилку достижений - Посчитаем: больше 20б. – «5»; 15-20б – «4»; до 15б – надо еще поработать. - Теперь вернемся к своим карточкам и посчитаем прямые, … - Это наш билет домой (Оценим свою работу) | Ответы детей: - нет начала и конца; - часть прямой, у которой есть начало, но нет конца; - часть прямой, ограниченная точками с двух сторон - через одну точку можно провести много прямых Прямых – 1в - 1, 2в – 2 Лучей – 6 Отрезков - 3 |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Путешествие в какую страну мы сегодня совершили? - Что было самым интересным? - Поблагодарим Королеву-Точку, кому понравилось путешествие – подарите ей свое настроение. - Я довольна вами, спасибо за работу. Домашнее задание: - Найдите интересные факты о прямой, отрезке, луче. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Был проведен урок «Прямая. Луч. Отрезок», в результате которого у обучающихся сформировались четкие представления о таких терминах, как прямая, луч, отрезок на основе первичных знаний.
Поставленные перед началом урока задачи были выполнены в полном объеме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Математика 2 класс. В 2 частях - М.: Просвещение, 2016 г.
2. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова,Т.Б. Бука «Рабочая тетрадь по математике» в 2-х частях, - М.: Просвещение, 2017 г.
3. Т.Б. Бука «Проверочные работы» М.: Просвещение, 2017 г.
4. Медникова Л. А. Математика. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс М.: Просвещение, 2016 г.
5. Электронное приложение к учебнику «Математика» 2 класс В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова