Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
УМК: Школа России
Класс: 3
Выходные данные учебника, страницы: Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 3 класса Часть 2. Составитель Л.Ф.Климанова и др. – М., Просвещение, 2013г. с.68-70
Тема урока: В.И. Белов «Малька провинилась». Проектная задача «Мир глазами животных».
Цель урока: ознакомление учащихся с произведением В.И. Белова «Малька провинилась», создание иллюстрированного «журнала», все тексты и изображения которого представляют мир глазами собак.
Задачи: научить анализировать текст, обобщать и делать выводы, создать иллюстрированный журнал «Мир глазами животных»; воспитывать интерес и любовь к животным; развивать навыки сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности; проявление самостоятельности, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формирование умений слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, работать в паре и группе.
Познавательные: формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать, проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте, извлекать необходимую информации из прослушанных текстов различных жанров.
Оборудование: листы ватмана, фломастеры, карандаши, учебники литературного чтения, энциклопедия, журналы.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство,
Формы работы: индивидуальная, работа в группах.
Ход урока
Этап урока, его цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические комментарии |
I. Огр. момент. Цель: эмоционально настроить на предстоящую работу | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствуют учителя, садятся на свои рабочие места. | Данный прием настраивает учащихся на активную работу, повышает настроение. |
II. Определение темы и цели урока Цель: усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, непроизвольные мотивы любознательности. | - Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Сегодня на уроке бы будем решать проектную задачу, а также познакомимся с новым произведением. Что такое проект? Чем он вам интересен? - Для того чтобы определить, какое произведение будем изучать, предлагаю вам расшифровать слово. - Посмотрите на доску: МпроАвиЛниЬлаКсьА - Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово? - Расшифруйте фразу, и мы узнаем название произведения, с которым познакомимся на уроке. Определите тему и цель урока. Работать будем в группах. | Слушают учителя. - Проект – это возможность делать что-то интересное, самостоятельное, в группе, самому. - Прочитать сначала то, что написано заглавными буквами, затем - маленькими. - Малька провинилась. - Верно, познакомимся мы с произведением В.И. Белова «Малька провинилась» и создадим проект. | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. |
III. Работа над решением проектной задачи. Цель: в модельной ситуации проверить, насколько учащиеся владеют понятием «точка зрения», умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты. 1.Возникновение необходимости создания данного проекта. 2. Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта. 3. Разработка эскиза и продумывание последовательности изготовления проекта. 4. Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов. Поиск и сбор материалов. 5.Изготовление проекта. | - В издательство «Горизонт» поступил заказ на выпуск нового художественно-публицистического журнала «Мир глазами животных». Первый номер должен быть о собаках. Работники издательства удивились странному названию журнала, но приступили к работе. - Ребята, а как вы понимаете это название? - Вот материалы, поступившие в редакционную коллегию для нового журнала. - Ребята, откройте учебники на с. 68 и ознакомьтесь с первым представленным материалом. Найдите произведение В.И. Белова «Малька провинилась» и прочтите его про себя. - Затем ознакомьтесь еще с несколькими представленными материалами: энциклопедической справкой и стихотворением «Зависит от хороших рук». - Редакционная коллегия ознакомилась с материалами, но не допустила их к печати! – Ребята как вы думаете, почему эти материалы не прошли в номер? Какие ошибки обнаружили в издательстве? - Сформулируйте, какими должны быть статьи для журнала «Мир глазами животных» – Ребята, издательство «Горизонт» просит вас помочь и принять участие в создании первого номера художественно-публицистического журнала «Мир глазами животных». Придумайте название выпуску журнала. В журнале могут быть разные рубрики (разделы). - Какие рубрики вы выберете к своему журналу? - Название рубрик (разделов) можно изменить, не меняя их содержания. - В каждом разделе журнала должна быть соответствующая информация. - Ребята, у нас на столах имеется готовые тексты. Возможно, они вам пригодятся. Внимательно прочитайте их. - Приступайте к созданию журнала. - Страничкой журнала служит лист ватмана, на который приклеивайте все материалы по выбранным рубрикам. Рубрики необходимо подписывать. - Ребята, вы можете воспользоваться предложенными текстами, а также добавить свои собственные. – Вы заполнили рубрики журнала. Пришлось потрудиться, кое-что переделать, а что-то даже сочинить самим – ведь не все тексты оказались подходящими. - Ребята, как вы думаете, чего не хватает в наших журналах? - Иллюстрации делают журнал ярким и красочным. В нашем журнале они должны быть обязательно! - Приступайте к оформлению рубрики «Фотогалерея». Не забудьте, что наш журнал необычный! - А чем необычный наш журнал? - Ребята, а что мы уже знаем о зрении собак из энциклопедической справки? - Значит, какими должны быть картинки в журнале? - Ребята, приступайте к работе. | Слушают учителя. - Журнал должен быть о том, как видят мир животные. Открывают учебники, читают произведение. Читают представленные материалы. - Предложенные тексты не отражают мир глазами животных и выражают только позицию человека. - Тексты статьи должны быть объединены общей темой, в которых рассказчик-герой – собака. Выбирают рублику из предложенных или Придумывают свою версию. - Мы так живем. - Собачий толковый словарь! - Это весело! Гав-гав! Гав-гав! - Новости. Полезные советы. - Поэтическая страничка «Лай-лай-лай!». - Конкурсы и выставки. Кулинарные советы. Выполняют задание. - Иллюстраций. - Наш журнал представлен глазами собак. - Зрение у собак черно-белое. - Черно-белыми. Выполняют иллюстрации к журналу. | Учащиеся конкретизируют задачу и ставят ее как проблему, высказывают разные предложения, отвечают на вопросы, отстаивают собственную точку зрения. Результатом этапа анализа проблемной ситуации является осознанный выбор учащимися способа решения задачи и формы взаимодействия в процессе ее решения. Решение проблемной ситуации включает в качестве основных этапов анализ, моделирование и синтез. У учащихся развиваются мыслительные операции и формируются умения: разбить учебный материал на части так, чтобы ясно выступала его структура; умение отобрать необходимые средства и способы действий для решения поставленной задачи; комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Процесс решения задачи представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных умственных и практических действий учащихся, направленных на достижение конечного результата. Решая конкретно-практическую проблемную ситуацию, учащиеся переносят известные им способы действий в предложенную для работы ситуацию, конструируют собственные новые способы действия. При выполнении каждого отдельного задания осуществляются взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценка и самооценка внутри группы. |
IV. Представление готового проекта. Цель: представить результат, который получили дети: иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов и иллюстраций мир представлен глазами собак. | - Перечислите весь ваш коллектив (группу) в конце журнала. - Издательство «Горизонт» благодарит вас за помощь и желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей! - Организуйте выставку ваших журналов. | Организуют выставку журналов. | Фотографии итогового «продукта» решения проектной задачи «Мир глазами животных» Учащиеся могли применить знания о собаках, полученные на уроках окружающего мира, соотнести и дополнить их материалами из изученных текстов (художественных и научных) на уроках классного и внеклассного чтения. На уроках русского языка учащихся познакомили с особенностями журнальной статьи, отрабатывали умения по составлению рассказа от другого лица (творческий пересказ, изложение). |
V. Итог урока. Рефлексия | - Заинтересовало вас задание? - В чем возникали трудности? - Что было самым интересным? -С какими новыми понятиями познакомились? | Отвечают на вопросы учителя. | У данной проектной задачи не было единственного правильного варианта решения. Каждая группа создавала свой «продукт», и во всех группах он оказался разный. Такой подход расширяет возможности детей, дает простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания неформальным. |