Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка»

Цель выявить влияние дидактических игр на формирование речи у детей младшегодошкольного возраста как средства общения с окружающими. Задачи 1. изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме формирования речи у детей возраста через дидактические игры

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Роль дидактических игр в развитии речи ребенка»

(первая младшая группа)

Миронова Валентина Николаевна Проект «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка»

Педагогический проект

«Роль дидактических игр в развитии речи ребенка».

(групповой, краткосрочный).

1 этап. Целеполагание.

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь.

Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения.

В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду; родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста (группа 3-4 года, родители, воспитатели группы.

Цель: выявить влияние дидактических игр на формирование речи у детей младшегодошкольного возраста как средства общения с окружающими.

Задачи: 1. изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме формирования речи у детей возраста через дидактические игры;

2. целенаправленно обогащать словарь детей;

3. способствовать развитию активной речи, эмоциональной речи, способствующих общению со сверстниками, родителями через дидактические игры;

4. поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

5. побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

6. Формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

- умения узнавать и называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

7. Сделать выводы и составить рекомендации родителям.

Предполагаемые итоги реализации проекта: -обогащение словаря детей; -более развитая активная речь детей; -интерес детей к познавательной деятельности;

-сформированная потребность в общении посредством речи;

- сформируются умения узнавать и называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

2 этап. Разработка проекта.

-Довести до участников проекта важность данной проблемы.

- Подобрать методическую, научно-популярную литературу по данной теме.

-Подобрать д/игры для образовательной деятельности, совместной деятельности дошкольника и педагога, самостоятельной деятельности дошкольников, закрепления знаний, полученных в образовательной и повседневной деятельности.

3 этап. Выполнение проекта.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Существует несколько видов дидактических игр (игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.) ; настольно-печатные игры; словесные игры).

Наряду с другими играми, в своей работе, я использую и дидактические. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения, и самостоятельной игровой деятельностью.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательно – игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.

Дидактические игры мы используем во всех образовательных областях.

• В социально-коммуникативном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.

• В познавательном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.

• В художественно-эстетическом развитии: музыкально-дидактические, игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.

• В речевом развитии:: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.

• В физическом развитии: подвижно-дидактические, настольно-печатные, словесные игры.

В играх с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательностей. А так же идет закрепление полученных раннее знаний. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Настольно – печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, собери узор и многие другие. Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, другие учат установить какой-либо сказке последовательности развития сюжетных действий; есть игры, направленные на развитие памяти, запоминания и припоминания, учат игры детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество. Настольно – печатные игры способствуют творческому поиску.

Играя в настольно-печатные игры, ребенок может не только наглядно установить связь между предметами. После сна дети чаще играют в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия и так далее.

В младшем дошкольном возрасте игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнения, закрепления, активизации словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Это потешки, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, составление рассказов

С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом.

Социально-коммуникативное развитие Словесные игры: «Опиши цветок», «Расскажи как правильно сервировать стол», «Расскажи как ухаживать за растением», "Угадай персонажей сказки" и другие.

Игры с предметами: «Магазин игрушек», «Оденем куклу на прогулку», «Мы ждем гостей» и т. д. (используем кукол, посудку, кукольную мебель и др.)

Настольно-печатные: «Хорошо-плохо», «Собери картинку», «Угадай настроение» и другие.

Познавательное развитие Словесные игры: «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу»,. «Угадай героя сказки», "Отгадай, кто к нам пришёл?", «Кто что делает?», «Назови животных и скажи, кто как кричит» и т. д.

Игры с предметами: «Чудесный мешочек»(используем игрушки, строительный материал и др.); «Кто где живет?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет около человека?» и другие (с использованием фигурок диких и домашних животных); «От какого дерева лист?»,«Собери букет из осенних листьев» (используем природный материал);«Соберем урожай», «Готовим борщ», «Варим компот»(используем муляжи овощей и фруктов) и др.

Настольно-печатные игры: «Чей домик», «Профессии», «Цвета», «Найди такой же», «Чей малыш», «Собери пирамидку», «Автобус для зверят», «Что сначала, что потом» и др.

Художественно-эстетическое развитие. Музыкально-дидактические игры: «Птица и птенчики», «Узнай по голосу» и др.

Словесные игры: «Части суток», «Узнай песню», «Какая музыка звучит?», «Кто что слышит?» и др.

Игры с предметами: «Угадай на чем играю», «Назови музыкальный инструмент», «Мяч поймай музыкальный инструмент называй», «Что нужно для рисования» и др. (используем музыкальные инструменты, репродукции картин, мяч)

Настольно-печатные игры: «Найди картинку», «Волшебные краски», «Укрась платье куклы», «Найди пару» и др.

Речевое развитие. Словесные игры: «Что изменилось?», «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу», «Угадай героя сказки», «Скажи ласково»,различные пальчиковые игры, «Отгадай загадку» и др.

Игры с предметами: «Чего не стало?», «Спрячь игрушку», «Кто как голос подает», «Съедобное-несъедобное», «Кто что делает» и др. (используем мяч, фигурки домашних животных, различные игрушки и предметы).

Настольно-печатные игры: настольно-печатные игры, используемые во всех других образовательных областях.

Физическое развитие. Подвижно-дидактические игры: «Найди свой цвет», «1,2,3 в заданную сторону беги» и др.

Игры с предметами: «1,2,3 к заданному предмету беги», «Мяч бросай предметы для спорта называй» и др. (используем различный спортивный инвентарь).

Настольно-печатные игры: «Растем здоровыми», «Виды спорта», «Подбери картинку» и др.

Работа с родителями. Анкетирование: «Уровень развития речи Вашего ребенка»; «Дидактическая игра у Вас дома».

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

Консультации в родительском уголке: «Дидактическая игра», «Дидактическая игра как средство развития речи детей», «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики».

Папка-передвижка «Развивайте речь ребенка через игру».

Индивидуальные беседы и консультации родителям.

4 этап. Презентация проекта.

1. Оформлнение папки-передвижки для родителей «Развивайте речь ребенка через игру».

2. Оформление консультаций в родительском уголке: «Дидактическая игра», «Дидактическая игра как средство развития речи детей», «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики».

3. Открытое занятие по развитию речи. Тема «Магазин игрушек».

4. Выступление на педагогическом совете.

5 этап. Определение задач для новых проектов.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области