Конспект занятия по развитию речи
в средней группе
«Прогулка в лесу»
Цель: расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.
Задачи:
Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.
Развитие мышления на материале описательных загадок.
Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.
Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: письмо, следы разных размеров, куклы, игрушки лесных животных, рисунки животных, картина с изображением зимы, спортивный инвентарь.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Лесные животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», беседы о временах года (зима), чтение художественной литературы о животных.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости. (дед Архип (кукла))
Дед Архип: Здравствуйте, мои дорогие внучата! Я сегодня утром был в лесу, любовался снежным лесом, ко мне подошли лесные жители и попросили зайти в детский сад и передать вам письмо. Что я с удовольствием и делаю.
Воспитатель: Ну, что же, давайте его прочитаем.
«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы № 8 «Ромашка»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
- Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). На дороге у детей появляется лиса.
Лиса: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали? (ответы) Кто я? (ответы)
Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы умеете разгадывать загадка? И даже знаете, кто в лесу живет? (ответ детей). А, я ужасно люблю их загадывать. Ну, что поиграем? (ответы детей)
Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? (лиса)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белочка)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (ёж)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (заяц)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались,
Напугал зверят тех… (волк)
Лиса: Молодцы! Много знаете! Но, к сожалению, мне пора бежать. А вы идите прямо, пролезьте под корягой ( обручи), и выйдите к лесной полянке. Дети приходят на полянку и садятся на пеньки (стульчики).
На полянку выбегает заяц. (игрушка)
Заяц: Здравствуйте, ребятишки! Вы меня узнали? (ответ) Кто я? (ответ) Как хорошо, что вы пришли к нам в гости, в наш лес. Я вас так ждал. А вот вы знаете, какую песенку поёт ветер?
Дети: ш-ш-ш-ш,
Заяц : А водичка?
Дети: с-с-с-с
Заяц: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина;
песенку водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть!
Вы знаете, у нас в лесу живёт Маланья. Она помогает нам, следит за порядком. Смотрит, чтобы мы не ссорились, не дрались!
Воспитатель: А, мы с вами, ребята, знаем про Маланью? (ответ)
Давайте расскажем про неё зайчику.
Игра: «Стихотворение с движениями»
У Маланьи, у старушки,
жили в маленькой избушке.
Пять сыновей,
все без бровей.
Вот с такими ушами,
вот с такими носами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Они ни пили, ни ели.
На Маланью всё глядели.
И всё делали. Вот так!
Заяц: Как же здорово! Вы и про Маланью знаете. Просто умные дети. Как хорошо я провёл с вами время. Но мне пора бежать. До свидания!
Дети: До свидания, заяц!
Воспитатель: Смотрите, к нам на полянку идут ещё звери. Входят, мышонок и медведь. (игрушки)
Мышонок: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились! Вы нас узнали? (ответ) Кто мы? (ответ) Мы тоже хотим с вами поиграть.
Воспитатель: Ребята, а давайте, для начала, сравним их по величине, размеру. Мышка какая? (маленькая). А медведь какой? (большой, огромный, большущий)
Дидактическая игра « Сравни, больше – меньше». Чти это у мышки – глазки, а у медведя – глазищи. У мышки - носик, а у медведя – носище. У мышки - лапка, а у медведя – лапища. У мышки – зубки, а у медведя – зубищи.
Мишка: Молодцы! Много знаете! Мы тоже хотим поиграть. Давайте, я буду называть несколько слов, а вы должны сказать, как они называются одним словом.
Дидактическая игра: "Назови, одним словом"
Медведь: берёза, дуб, ель, клен, сосна - что это?
Дети: деревья;
Медведь: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - кто это?
Дети: птицы;
Медведь: лиса, волк, барсук, заяц, белка, ежик - кто это?
Дети: животные
Медведь: Ну, молодцы! Как же много вы знаете!
Я рад, что мы с вами поиграли и подружились! Теперь идите через лес и там встретите ёжика! А мне пора спать ложиться, ведь мы зимой спим. Это мой друг, мышонок попросил меня, вас дождаться, чтобы поиграть. До свидания друзья!
Дети: До свидания!
(По дороге разложены различные модули для препятствий: перешагнуть замёрзшую лужу, обойти сугробы).
Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через лужи, обходя сугробы.
- Смотрите, кто-то за корзинкой сидит? Показывается Ёжик (игрушка).
Ёжик: Здравствуйте, дети! А, я уже наслышан, какие вы умные! Сорока по всему лесу разболтала.
Я тоже хочу поиграть с вами. Но для начала назовите мне, каких лесных животных вы знаете? (ответы детей).
Какие они дикие или домашние? (ответ детей). Почему?
Молодцы! А вы знаете, что у каждого, названного вами животного есть детёныши. Их мы называем ласково.
Давайте сыграем в игру. Вы встанете в круг, а воспитатель встанет в центр. Он будет вам называть взрослое животное и бросать мячик, вы в ответ называете детеныша и бросаете мяч обратно воспитателю!
Дидактическая игра "Назови детёныша"
Лиса – лисёнок, сова – совёнок, волк – волчонок, ёжик – ежонок, медведь – медвежонок, олень – оленёнок, заяц – зайчонок, кабан – кабанёнок, барсук – барсучонок, тигр – тигрёнок, кошка – котенок, мышь – мышонок, лев – львенок, слон – слонёнок.
Ёжик : Молодцы! Мне очень понравились с вами играть, Но, к сожалению, мне надо бежать, зимние запасы в нору отнести.
Воспитатель: Нам тоже очень понравилось у вас в зимнем лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но и нам пора прощаться. До свидания, ёжик!
Ёжик: До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята! Нам уже пора возвращаться в детский сад. Мы с вами вернёмся в сад опять по следам, чтобы не нарушить красоту леса и не заблудиться. Дети возвращаются в группу по следам.
Воспитатель: Скажите, где мы гуляли? (ответы детей)
Кого мы встретили в лесу? (ответы детей) Скажите, как надо относиться к животным? (ответы детей)
С кем вам больше всего понравилось играть? (ответы детей).
Каждый из вас сегодня вечером обязательно расскажет родителям про нашу прогулку в лесу и обязательно поиграет с ними в ту игру, которая вам больше всего понравилась.
Выполнила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Поклонова Г.В.