К вопросу о профилактике психологического здоровья у детей дошкольного возраста
Современный мир очень непрост. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».
Обобщенный портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А так же гармония между человеком и окружающими людьми.
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.).
Итак, обобщив вышесказанное, заключим: психическое здоровье это:
- адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (познавательной и эмоционально-волевой);
- способность к самоуправлению своим поведением;
- адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться);
- соответствие субъективных образов отражаемым объектам и характеру реакции (адекватность восприятия и реагирования).
Анализ психологических проблем детей дошкольного возраста, а также их причин свидетельствует о необходимости целенаправленной систематической работы по их профилактике и коррекции. Эта работа связана с целенаправленным воздействием на личность ребенка, обучение его необходимым психологическим умениям и навыкам, а также устранение или сглаживание причин, которые привели к некоторой дисгармонии в развитии дошкольника. Большинство из перечисленных проблем являются компетенцией психолога.
Мы предлагаем использовать программу «Профилактика психологического здоровья детей» для нивелирования указанных особенностей. В ней основная программа дополнена диагностическими и мониторинговыми исследованиями, которые в свою очередь позволяют отследить психическое здоровье детей на возрастных уровнях и определить направления дальнейшего психологического сопровождения.
Цель программы: развитие когнитивной сферы личности ребенка, психопрофилактика тревожности, развитие коммуникативных навыков.
Программа рассчитана на один учебный год и включает три составные части:
Развитие познавательных функций (слуховое восприятие, память, внимание, мышление).
Психопрофилактика тревожности.
Развитие коммуникативных навыков.
Задачи программы:
диагностика и развитие познавательных функций;
способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей;
обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;
способствовать гармонизации эмоционального состояния детей;
развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
обучать детей рефлексивным умениям;
формировать потребность в саморазвитии.
Работа ведется по нескольким направлениям:
1. Диагностика (выявление психологических проблем). В рамках данного направления проводится индивидуальная психологическая диагностика личностных особенностей ребенка. Эту информацию дополняют данные, полученные в результате анкетирования родителей, беседы с ними. Таким образом, создается психологический портрет ребенка, со всеми проблемами, которые так или иначе касаются его психологического здоровья.
2. Коррекция (разработка и реализация коррекционных программ). Проводятся специализированные индивидуальные занятия с ребенком в случае выявления незначительных отклонений психического развития.
3. Психопрофилактика (обучение необходимым психологическим навыкам и умениям). Непосредственное прохождение ребенком всех групповых занятий, предусмотренных тематическим планом.
4.Психологическое просвещение родителей. Направление включает в себя индивидуальное консультирование родителей и членов семей по оптимизации взаимоотношений в системе «взрослый – ребенок», а также лекционную работу по различным темам («Возрастные особенности психолого-педагогического образования дошкольников», «Показатели психического развития ребенка», «Кризисы возрастного развития: особенности протекания, работа с ними» и др.).
Таким образом можно создать оптимальные условия для сохранения психологического благополучия детей, их всестороннего, полноценного развития, формирования основных новообразований, успешной адаптации к меняющимся условиям.
Список литературы:
Пожалуйста, подождите
Дубровина И.В. Я работаю психологом. – М., 2011.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2012.
Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М., 2016
Пожалуйста, подождите