Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


К вопросу о профилактике психологического здоровья у детей дошкольного возраста

Рассмотреть проблему профилактики психологического здоровья у детей дошкольного возраста, предложить структуру программы работы с детьми дошкольного возраста по профилактике психологического здоровья

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

К вопросу о профилактике психологического здоровья у детей дошкольного возраста

Современный мир очень непрост. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный  в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».

Обобщенный портрет психологически здорового человека –  это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А так же гармония между человеком и окружающими людьми.

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т. д.).

Итак, обобщив вышесказанное, заключим: психическое здоровье это:

- адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (познавательной и эмоционально-волевой);

- способность к самоуправлению своим поведением;

- адаптивность в микросоциальных отношениях (умение общаться);

- соответствие субъективных образов отражаемым объектам и характеру реакции (адекватность восприятия и реагирования).

Анализ психологических проблем детей дошкольного возраста, а также их причин свидетельствует о необходимости целенаправленной систематической работы по их профилактике и коррекции. Эта работа связана с целенаправленным воздействием на личность ребенка, обучение его необходимым психологическим умениям и навыкам, а также устранение или сглаживание причин, которые привели к некоторой дисгармонии в развитии дошкольника. Большинство из перечисленных проблем являются компетенцией психолога.

Мы предлагаем использовать программу «Профилактика психологического здоровья детей» для нивелирования указанных особенностей. В ней основная программа дополнена диагностическими и мониторинговыми исследованиями, которые в свою очередь позволяют отследить психическое здоровье детей на возрастных уровнях и определить направления дальнейшего психологического сопровождения.

Цель программы: развитие когнитивной сферы личности ребенка, психопрофилактика тревожности, развитие коммуникативных навыков.

Программа рассчитана на один учебный год и включает три составные части:

Развитие познавательных функций (слуховое восприятие, память, внимание, мышление).

Психопрофилактика тревожности.

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи программы:

диагностика и развитие познавательных функций;

способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей;

обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;

способствовать гармонизации эмоционального состояния детей;

развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

обучать детей рефлексивным умениям;

формировать потребность в саморазвитии.

Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Диагностика (выявление психологических проблем). В рамках данного направления проводится индивидуальная психологическая диагностика личностных особенностей ребенка. Эту информацию дополняют данные, полученные в результате анкетирования родителей, беседы с ними. Таким образом, создается психологический портрет ребенка, со всеми проблемами, которые так или иначе касаются его психологического здоровья.

2. Коррекция (разработка и реализация коррекционных программ). Проводятся специализированные индивидуальные занятия с ребенком в случае выявления незначительных отклонений психического развития.

3. Психопрофилактика (обучение необходимым психологическим навыкам и умениям). Непосредственное прохождение ребенком всех групповых занятий, предусмотренных тематическим планом.

4.Психологическое просвещение родителей. Направление включает в себя индивидуальное консультирование родителей и членов семей по оптимизации взаимоотношений в системе «взрослый – ребенок», а также лекционную работу по различным темам («Возрастные особенности психолого-педагогического образования дошкольников», «Показатели психического развития ребенка», «Кризисы возрастного развития: особенности протекания, работа с ними» и др.).

Таким образом можно создать оптимальные условия для сохранения психологического благополучия детей, их всестороннего, полноценного развития, формирования основных новообразований, успешной адаптации к меняющимся условиям.

Список литературы:

Пожалуйста, подождите

Дубровина И.В. Я работаю психологом. – М., 2011.

Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2012.

Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М., 2016

Пожалуйста, подождите

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области