Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности речевого развития школьников с задержкой психического развития

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Особенности речевого развития школьников с ЗПР

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи.

Детям задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации (Е.М. Мастюкова, 1997).

Часто на первом году жизни у детей этой категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладению речью.

Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Так, у детей с задержкой психического развития позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет (Н.Ю. Борякова, 1983; Е.С. Слепович, 1978; и др.).

В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (Е.В. Мальцева, 1989).

Многие исследователи отмечают недостаточною сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР (Г.Н. Рахмакова, Е.Ф. Соботович, 1984; Р.Д. Тригер, 1998; и др.). Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования (А.А. Леонтьев, 1965; Н.Ю. Борякова, 1983 и др.). Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок (Е.В. Мальцева, 1990).

Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом (В.А. Ковшиков, 1967; Е.В. Мальцева, 1989; Р.Д. Тригер, 1998).

Следующей особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них (Н.Ю. Борякова, 1983, Н.А. Цыпина, 1994); дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого

рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями (Н.Ю. Борякова, 1983; С.Г. Шевченко, 2001).

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Слабость словесной регуляции действий при задержке психического развития отмечал В.И. Лубовский (1978).

Исследования Н.Ю. Боряковой (1983) показали, что неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивности, трудностях создания контекста, в соскальзываниях на другие темы. При этом у детей с ЗПР не возникает четкого замысла высказывания.

Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей (Г.И. Жаренкова, 1961).

В настоящее время особое значение в науке приобретает проблема сложного дефекта, в ходе которого нарушение речи сопровождается другими отклонениями психического развития и поэтому одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Многие исследователи к детям с интеллектуальной недостаточностью относят умственную отсталость и задержку психического развития. У этих детей имеются недостатки связной речи, которые носят системный характер.

В научной литературе дается большое количество определений, раскрывающих понятие связная речь. Связная речь представляет собой неделимое, смысловое и развернутое выражение, которое гарантирует общение и взаимопонимание меж людьми. Связность, по мнению С. Л. Рубинштейна – адекватное речевое оформление мысли говорящего или же пишущего, которое ясно для слушателя или же читателя. И вследствие этого ведущей чертой связной речи считается ее понятность для собеседника.

Связная речь –  эта речь, которая отображает все немаловажные стороны собственного предметного содержания. Речь может быть бессвязной по причине того, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего или же эти связи не проявлены надлежащим образом в его речи.

Становление связной речи играет значительную роль в процессе речевого становления малыша и имеет важное место в совместной системе работы по развитию речи в детском саду. Изучение связной речи, возможно, рассматривать и как задачу, и как средство практического овладения языком. Освоение различных сторон речи считается важным условием становления связной речи и,  в то же время становление связной речи содействует самостоятельному применению ребенком отдельных текстов и синтаксических систем.

Специалисты по психологии подчеркивают, что в связной речи  имеет место быть тесной связи речевого и интеллектуального воспитания ребенка. Малыш обучается думать, обучаясь говорить, но он еще и улучшает речь, обучаясь думать.

Связная речь — смысловое развернутое выражение (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи отображается логика мышления малыша, его умение осознать воспринимаемое и высказать его в верной, точной, логичной речи. По тому, как малыш умеет возводить свое выражение, возможно судить об уровне его речевого становления.

Умение связно, поочередно, буквально и образно излагать собственные мысли (или литературный текст) оказывает воздействие и на эстетическое становление малыша: при пересказах, при разработке собственных рассказов малыш пользуется образными текстами и выражениями, усвоенные из художественных произведений. Умение говорить может помочь ребенку быть общительным, одолевать молчаливость и робость, развивает уверенность в собственных силах.

Связная речь является сложной формой речевой деятельности. От уровня сформированности  связной речи зависит познание окружающего мира, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Значимой  данная проблема становится по отношению к детям с задержкой психического развития и общего недоразвития речи, так как у детей этого контингента развитие связной речи происходит в замедленном темпе и имеет ряд качественных особенностей. У детей с задержкой психического развития длительное время связная речь носит характер вопросно-ответной формы.

Многие исследователи (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Головань, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Н.И. Жинкин, А.Г. Зикеев, Н.В. Серебрякова, Е.С. Слепович и др.) говорили о том, что развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления. И оно связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Основы будущей связной речи закладываются уже на первом году жизни в ходе непосредственного эмоционального общения с взрослыми [4].

У детей с ЗПР идет замедленный темп развития форм общений в отличие от нормально развивающихся сверстников. Также они отстают по уровню сформированности связной речи, которая предполагает способность связно, точно, полно выражать свои мысли, поддерживать и завязывать разговор.

В рамках выполнения выпускной квалифицированной работы мы провели констатирующее исследование, целью которой являлось выявить особенности связной речи у младших школьников с задержкой психического развития. 

Экспериментальное исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 87 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В эксперименте участвовали учащиеся общей школы коррекционного класса, в количестве десяти детей младшего школьного возраста и имеющие заключение ПМПК задержка психического развития.

Для экспериментального изучения связной речи младших школьников с задержкой психического развития мы подобрали методики обследования связной речи по В. П. Глухову, которые включали следующие задания:

- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

- составление предложений по трем картинкам, связанных тематически;

- пересказ текста;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Методики, направленные на изучение состояния связной речи, требовали составления развернутых, связных, понятных высказываний.

Проанализировав результаты выполнения данных заданий можно сказать, что у детей наблюдаются средний и недостаточный уровни развития связной речи.

У всех детей отмечаются недостатки при выполнении таких заданий как пересказ текста и составление рассказа по серии сюжетных картинок, так как эти методики требовали более точного, развернутого, цельного и связного высказывания. А им это давалось тяжело, в связи с их особенностями в плане интеллектуального развития.

При пересказе текста, а в нашем случае сказки «Красная шапочка», наблюдались пропуски немаловажных фрагментов текста и добавлены новые, что привело к искажению связности и цельности текста сказки. Также были ошибки при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Рассказ в ходе выполнения этого задания составляли с помощью наводящих вопросов. Последовательность картинок была разложена неправильно, что резко нарушала связность высказывания и смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету.

При выполнении всех заданий у детей отмечались паузы во время ответа, поиски подходящих слов и длительное время останавливались на отдельных фрагментах картинки, текста.

В ходе экспериментального изучения была выявлена специфика нарушения связной речи у младших школьников с задержкой психического развития. И поэтому проведенное нами экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

- уровень развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития ниже, в отличие от нормально развивающихся сверстников.

- трудности дети испытывают при пересказе. В ходе пересказа у них наблюдаются паузы, задержки на отдельных фрагментах рассказа, поиски подходящих слов для донесения до слушателя замысла текста.

- недостатки развития связной речи могут негативно отражаться, когда ребенок обучается в школе, что снизит его успеваемость по предметам, которые требуют связного, цельного, понятного изложения мысли по какой-либо проблеме.

Таким образом, проведенное нами исследование показала необходимость и важность  в проведении  систематической коррекционно-развивающей работы, направленную на развитие связной речи, так как она является основным показателем уровнем развития речи. А также она является не маловажным фактором при успешной социализации ребенка в обществе, ведь именно на это направлен весь процесс обучения.Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Азаугильдина Л.Х. Особенности развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(2).pdf (дата обращения: 31.10.2019)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.

2.      Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1983. №3.

3.      Власенко И.Т., Голод В.И., Алле А.Х. Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями речевого развития // Методы обследования речи у детей , Под ред. И.Т. Власенко. Г.В. Чиркиной. М., 1992.

4.      Глухов В.П., Смирнова М.Н. Особенности связной речи у детей с комбинированным психоречевым дефектом // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2002.

5.      Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Е.А. Цыпиной. М., 1984.

6.      Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области