Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях.
Трунова Е.В. МБДОУ детский сад №3 п. Нарышкино.
Проблемы патриотического воспитания актуальны для любого государства, для любого исторического периода. Особенно это остро ощущается в современном мире, когда переписывается история народов. Изменилось и отношение людей к Родине.
У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, что связано с произошедшими изменениями в нашей стране
за последние годы. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Дети равнодушно относятся к близким людям, друзьям по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Чтение художественной литературы о Родине, о ее защитниках заменяются компьютерными играми. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.
Нравственно-патриотическое воспитание современных дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации. Это и толерантное отношение к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, знание государственной символики, традиций государства и общенародных праздников.
Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Ребенок приходит в этот мир чистым и невинным созданием. Разум его жадно впитывает вокруг себя всю информацию. Но мы отлично знаем, что не все то, что он видит – хорошо полезно и правильно. Мы знаем – он нет. Для него мир интересен и прекрасен. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.
Как привить любовь к стране, своей малой родине, сохранить лучшие традиции народа?
Качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это постепенно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей. Необходимо как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. В младшем возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Через родную песню, сказку, рассказанную на ночь, маленький ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Работая с младшими дошкольниками, мы приобщаем их к устному народному творчеству, рассказывая в процессе деятельности потешки, приговорки, народные песни. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, уже на раннем этапе развития личности в духе патриотизма. Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птиц - все это Родина. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Экскурсии и прогулки в лес, парк закрепляют знания о растениях, произрастающих в нашей местности, формируют чувство ответственности за сохранение природы родного края. Любить свой город – любить природу в нём. В процессе наблюдений у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей. Творческий процесс помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления.
Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина – Россия, огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любить её и стремится сделать её красивее и сильнее.
«Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад». Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Патриотизм, рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.
Основными формами патриотического воспитания являются тематические занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия, проведение совместных праздников, вечеров досуга, изготовление поделок, подарков, тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.
Нельзя быть патриотом, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
Война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остаётся одним из основных символов мужественности. Это особенно важно для взрослеющих мальчиков. Для их нормального развития необходимо, чтобы образ настоящего мужчины находил свое воплощение в конкретных людях, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Очень важно ненавязчиво готовить из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.
Накануне празднования Дня Победы была организована экскурсия в музей Боевой Славы: Тема: «Что я знаю о Великой Отечественной Войне».
Собрали материал по данной теме (иллюстрации, фотографии, книги):
- тематические альбомы: «Богатыри - былинные защитники Земли Русской», «Эпизоды Великой Отечественной войны», «Боевая техника военных лет и современная», «Дети войны»; - провели беседы: «Русские богатыри» «Они защищали нашу Родину в годы ВОВ», «День победы», «Труженики тыла Великой Победы» «Юные герои ВОВ»; - рассматривали иллюстрации «Памятники воинской славы» «Города-герои»;
- читали рассказы, повести: В.А.Осеева «Андрейка», Ю.Яковлев «Как Сережа на войну ходил», Ю. Корольков «Леня Голиков»;
- играли в подвижные и сюжетно-ролевые игры: «Солдаты, вперед!», «Разведчики», «Меткий стрелок», «Минное поле», «Война, взятие крепости», «Медсанбат»;
-прослушивали произведения классической музыки патриотического содержания и песни военных лет: «Священная война», «Катюша», «Алёша», «В землянке», «День Победы»;- смотрели мультфильмы: «Салют», «Солдатская сказка», «Василёк»;
- оформили стенгазету «День Победы».
Родители помогали в сборе наглядного материала для работы с детьми (значки, открытки, иллюстративный материал военных лет и т. д.) для использования в беседах, играх с детьми.
Нами были осуществлены два проекты: «Открытка для ветерана» и «Дети войны». Результатом работы над проектами стало оформление альбома «Никто не забыт», выставка рисунков.
Ко Дню Победы мы совершаем целевые прогулки к памятникам павшим воинам. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятник.
Стало традицией нашего детского сада участие в параде на 9 Мая. Дети воспринимают происходящие события эмоционально и с гордостью говорят о том, что станут военными, когда вырастут. Это нас очень радует, потому что маленькие зёрнышки патриотизма, любви к своей Родине мы смогли заложить у них в дошкольном детстве.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.Таким образом, используя разнообразный доступный познавательный материал, сочетая разнообразные виды детской деятельности, мы стараемся воспитывать у наших детей нравственные чувства, учим их быть патриотами своей Родины, своего родного края. Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить.