Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Коррекционная работа на уроках с детьми ОВЗ глухими

Цель включить ребенка в активную познавательную коллективную деятельность, развить слухозрительное и слуховое восприятие речи, закрепить навыки внятного, выразительного её воспроизведения при реализации произносительных возможностей. Задачи • связать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся • спланировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов • привлечь для обсуждения прошлый опыт обучающихся • оценить достижения обучающихся не только поощрительными фишками, смайликами, но и содержательной характеристикой.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВВЕДЕНИЕ

Современная коррекционная школа требует от учителя и обучающихся, прежде всего, понимание того, что обучение – это совместная деятельность, которая основана на началах сотрудничества и взаимопонимания.

Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются. Теперь я должна организовать работу детей так, чтобы они сами принимали участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Цель: включить ребенка в активную познавательную коллективную деятельность, развить слухозрительное и слуховое восприятие речи, закрепить навыки внятного, выразительного её воспроизведения при реализации произносительных возможностей.

Задачи:

связать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

спланировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

привлечь для обсуждения прошлый опыт обучающихся;

оценить достижения обучающихся не только поощрительными фишками, смайликами, но и содержательной характеристикой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современный урок для детей с ОВЗ - это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

урок, содержащий разные виды деятельности;

урок, на котором ученику должно быть комфортно;

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

При подборе содержания занятий я учитывала, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускаю излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

У некоторых учеников: Соловьёва Богдана, Москалёвой Алины отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому я подыскиваю и использую активные формы, методы и приёмы обучения, чтобы повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса в работе.

Важное значение на уроках я придаю развитию слухозрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков внятного, выразительного её воспроизведения при реализации произносительных возможностей. В своей работе я активно применяю методику работы Яхниной Елены Захаровны по формированию произносительной стороны устной речи.

С первого дополнительного класса я начала работу по правильной постановке и отработке словесного ударения. Прежде всего, я обращала внимание школьников на более интенсивный голос и на длительное произнесение гласного звука. При этом опиралась на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, его зрительное восприятие и слуховые ощущения. Использовала также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемый ритм отхлопывается, при этом ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование. Отработка технике выделения ударного слога на определенном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов, соответствующему данному ритму. Брался словарь, которым дети уже владеют. Начиная со слогов, мы потом переходили к словам.

Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у школьника навыков дирижирования. При этом ритм производится движением руки в воздухе. Для обозначения ударного слога используется более энергичное движение руки. Различают два вида дирижирования. Первый состоит в том, что движение руки сопровождается каждый слог произносимого слова. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движением. Второй вид дирижирования состоит в том, что движением руки сопровождается только ударный слог. Обучение дирижированию проходит на материале слогов, слов, фраз и связных текстов. 

Также особое внимание я уделяю работе по членению речи с помощью пауз, что влияет на внятность речи глухих детей. В то же время умение расчленять речь паузами на фразы, а фразы на синтагмы помогают глухим понимать речь окружающих и читаемый текст. Для глухого ребёнка большое значение имеет образец речи учителя, поэтому я стараюсь чётко и точно строить высказывания, давать несколько вариантов построения вопросов, просьб, поручений.

На уроках я предоставляю ученикам возможность воспринимать разницу между нормальным и дефектным голосом путем осязания рукой вибрации гортани. Показываю разницу между спокойным состоянием лицевой мускулатуры при нормальном голосе и ее напряженным при сдавленном голосе.

Коррекционная работа на уроках предполагает формирование у учеников правильной осанки. Для естественного звучания голоса, для устранения его перенапряжения, для развития речевого дыхания я использую специальные упражнения по нормализации мышечного тонуса, связанного с голосообразованием. При напряжённом звучании голоса провожу упражнения по расслаблению мышц и наоборот (например, с напряжением вытянуть руки вперед, затем поочередно расслабить кисти). Всё это проводится в игровой форме.

С подготовительного класса я веду работу по формированию естественной манеры речи, умению пользоваться соответствующими жестами (развести руки в стороны, поднять плечи при недоумении; при согласии – кивать головой и т.д.) Побуждаю своих учеников передавать своё эмоциональное отношение к высказываемому. В обучении широко использую мини- диалоги. В речевой материал включала также стихотворения, потешки, загадки. Активно использую моделирование движением руки или рук при передачи интонационной структуры фразы (Мама дома. Руки плавно вниз. Мама дома? Руки плавно вверх.) Разыгрывала ситуации устного речевого общения с помощью фигурок.

Я поддерживаю инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечиваю приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.  Результатом своих уроков и основной задачей – я считаю расширение словарного запаса школьников, обучение восприятию обращенной речи и навыкам чтения с губ.

ВЫВОДЫ

Удалось включить ребенка в активную познавательную коллективную деятельность.

Развить слухозрительное и слуховое восприятие речи.

Закрепить навыки внятного, выразительного её воспроизведения при реализации произносительных возможностей.

Связать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся.

Провести урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов.

Оценила достижения обучающихся не только поощрительными фишками, смайликами, но и содержательной характеристикой.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области