Слухоречевая среда на уроках развития речи и формирования грамматического строя речи
(из опыта работы)
В 8в классе со сложной структурой дефекта для развития речи и словаря учащихся я использую различные приёмы и методы. Провожу специальные упражнения, которые создают условия для необходимой тренировки в усвоении речевого материала, а также исполнение роли «Маленького учителя».
На уроке формирования грамматического строя речи закрепляю материал о частях речи – существительном и прилагательном и даю учащимся задания: «Найди слова, ответь на вопросы: Кто? Что? Какой? Какая?» и др. Используются таблички со словами, вопросами и названиями частей речи, картинки. Такие упражнения создают возможность многократного повторения речевого материала, над которым ведется работа.
Тренировочные упражнения могут заключать в себе требования – быстрого переключения с одного материала на другой: «Покажи помидор», «Убери яблоко». Такие упражнения исключают механическое выполнение задания, требуют сознательного отношения к речи.
В результате использования данных приёмов и методов, учащиеся со сложной структурой дефекта учатся пользоваться речью, т.е. задавать вопросы, отвечать, учатся последовательно выполнять задания, выбирать лишнее, подбирать предметы определённой группы и т.д.
Исходя из возможностей детей – эти упражнения тренируют произвольное внимание, которое требует приложения определённых усилий для запоминания материала.