Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Как учить стихи с дошкольниками

Все понимают, как важно, чтобы ребенок учил стихи. Мы с удовольствием слушаем, когда какой-нибудь малыш громко и с выражением читает стихи на детском празднике Наше желание столь велико и мы стремимся учить стихи и со своим ребенком, хватая первую попавшую книгу в руки. А спешка здесь ни к чему хорошему не приведет. Стоит подумать над этим вопросом более обстоятельно, и тогда все получится. Просто надо учить стихи опираясь на определенную систему, а не как придется. Это увлекательное занятие Стихи развивают память, расширяют кругозор, формируют высокий уровень развития ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Барановский детский сад «Солнышко» Змеиногорского района Алтайского края

Как учить стихи с дошкольниками?

Бахолдина Наталья Николаевна,

музыкальный руководитель

Барановка, 2019г

Все понимают, как важно, чтобы ребенок учил стихи. Мы с удовольствием слушаем, когда какой-нибудь малыш громко и с выражением читает стихи на детском празднике! Наше желание столь велико и мы стремимся учить стихи и со своим ребенком, хватая первую попавшую книгу в руки. А спешка здесь ни к чему хорошему не приведет.Стоит подумать над этим вопросом более обстоятельно, и тогда все получится. Просто надо учить стихи опираясь на определенную систему, а не как придется. Это увлекательное занятие! Стихи развивают память, расширяют кругозор, формируют высокий уровень развития ребенка. Однако иногда этот процесс превращается в настоящую пытку. Учишь весь вечер, бубнишь-бубнишь, а утром встаешь и никакого толку…все забыл.Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения А.Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Я расскажу вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:- укрепление памяти;- выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе) ;- развитие творческих способностей ребенка;- расширение кругозора;- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т. п.) .

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания? 1. Стихотворение должно быть доступным. 1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию. 2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти. 3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. 2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия являетсяисточником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий. Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова. 

Рассмотрим принципы и методы разучивания стихов.Принцип №1 .

Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму, нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.

Принцип №2.

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику С.Михалкова, А.Барто, К.Чуковского.

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, и пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно для себя.

Принцип №3 .

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Принцип №4 .

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда было написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока ребёнок будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз.

Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т. п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время

Принцип №5 .

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Первый метод – слуховой. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Второй метод – двигательный. Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Третий метод – визуальный. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют.Четвертый метод – логический. Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи.Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Принцип №6 .

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Выучили и забыли? Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой. Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому. Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни. 

Мастер - класс

Тема мастер - класса звучит так: «Для чего и как разучивать стихи с дошкольниками».

При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – 

ИГРУ.

Скажите, пожалуйста, какие методы и приемы разучивания стихов вам известны, исходя из услышанного, и какие вы применяете на практике с детьми вашей группы?

Методика визуального восприятия.

Методика тактильно-двигательного восприятия.

Методика слухового восприятия.

Методика мыслительного восприятия.

Существуют разные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста. Итак, назовем эти способы: учить стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники, показывать стихи руками,  построчно, с привлечением игрушек и различных атрибутов, с использованием одного рисунка, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором.

1 способ.

Учим стихи построчно.

Коллеги, давайте собираемся в кружок, я прочитаю стихотворение и «раздам» каждому по одной строчке. А вам нужно запомнить свою строчку и повторять друг за другом, дотрагиваясь рукой до соседа. Применяя этот способ, попробуем выучить стихотворение «Дни недели».

слайд

В понедельник спать охота,

И во вторник подремать,

В среду сонный я чего-то,

И в четверг хочу поспать,

В пятницу весь день зеваю,

И в субботу долго сплю,

В воскресенье – отсыпаюсь,

Как же я поспать люблю!

2 способ

Мнемотехника (Рисуем стихотворение)

Слайды

А теперь попробуем сами воспользоваться приемом Мнемотехники

Сначала нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Я читаю текст а вы по ходу чтения зарисовываете.

слайд

“ОСЕНЬ”

Утром мы во двор идем— Листья сыплются дождём,Под ногами шелестятИ летят… летят… летят…Пролетают паутинкиС паучками в серединке, И высоко от землиПролетели журавли. Всё летит! Должно быть, этоУлетает наше лето.

Е. Трутнева

«Березка

Эта модница леснаяЧасто свой наряд меняет:В шубке белой – зимой,Вся в сережках – весной,Сарафан зеленый – летом,В день осенний – в плащ одета.Если ветер налетит,Золотистый плащ шуршит.И. Семенова

слайд

3 способ

Изображаем в действии

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.

Попробуем с помощью этого способа выучить такие стихи «Снеговик», «Зимние забавы», «Самолет». Я попрошу вас придумать самим движения на два последних стихотворения и записать их на листе.

Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

17 слайд

О. КиселеваЛепим мы снеговика,Хоть работа нелегка.Катим с другом мы вдвоёмВсё рас-тууу-щий снежный ком!Раз - готов один комок.Два - комок – его дружок.Три - ещё комок возник –Получился снеговик!Глазки – это леденцы,Нос его – морковка.Мы сегодня молодцы,Есть у нас сноровка!

Упражнение на координацию речи и движения «Самолет»

 Руки в стороны — в полет

Дети поднимают прямые руки в стороны.

Полетит наш самолет.

Сделал правый поворот,

Поворачиваются вокруг себя через правое плечо, подняв правую руку.

Сделал левый поворот,

Поворачиваются через левое плечо,

подняв левую руку.

Крыльями покачал,

Покачивают прямыми руками.

Загудел и задрожал.

Поднимаются на носки, опускаются

на всю ступню и гудят «у-у-у...».

Начинается полет,

Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

Полетел наш самолет.

Вот закончился полет,

Замедляют бег.

Приземлился самолет.

 Опускаются на одно колено.

слайд

4 способ

Показываем стихи

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Например. Стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).

Применим этот способ.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.

Например, прочитайте детям «Два барана» С. Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном.

Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.

Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра. При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.

Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.

слайд

С.Я. Маршак

Багаж

Дама сдавала в багаж:

Диван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,КартонкуИ маленькую собачонку.

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,Чемодан,Саквояж,Картина,Корзина,КартонкаИ маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.

Кидают в открытый вагон.

Готово.

Уложен багаж:

Диван,Чемодан,Саквояж,Картина,Корзина,КартонкаИ маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:

Потеряно место одно.

В испуге считают багаж:

Диван,Чемодан,Саквояж,Картина,Корзина,Картонка...-Товарищи!Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс

Огромный взъерошенный пёс.

Поймали его - и в багаж,

Туда, где лежал саквояж,

Картина,Корзина,Картонка,Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.

Носильщик пятнадцатый номер

Везёт на тележке багаж:

Диван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,Картонку,А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит.

А барыня как закричит:

-Разбойники! Воры! Уроды!

Собака - не той породы!

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину,Корзину,Картонку...- Отдайте мою собачонку!

-Позвольте, мамаша На станции,

Согласно багажной квитанции,

От вас получили багаж:

Диван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,Картонку

И маленькую собачонку.

Однако

За время пути

СобакаМогла подрасти!

слайд

5 способ

ИСПОЛЬЗУЕМ ОДИН РИСУНОК

Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста. Существует и другой вариант этого метода. Взрослый читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок.

21 слайд

22 слайд слайд

слайд

6 способ

ИСПОЛЬЗУЕМ СЕРИЮ КАРТИНОК

Опора на серию картинок для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод  особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошкольном возрасте преобладает наглядно образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, соправаждающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели.

Например, при заучивании стихотворения Александровой "Новая столовая" показывает изображение птиц, а дети рассматривают их и называют

Затем последовательно называют (взрослый выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами)проводится словарная работа: кормушка, столовая, гонец - весенний - путешественник – скворец взрослый дает установку на запоминание: "Теперь смотрите на картинку, слушайте новое большое стихотворение и постарайтесь его запомнить" читайте полностью, не спеша, показывает картинку.

слайд

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед, 

Будет вам зимой обед.

(Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

(Синица и карточка с цифрой 1)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

(Снегири и карточка с цифрой 2)

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

(Вороны и карточка с цифрой 3)

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьёв,

(Воробьи и карточка с цифрой 4)

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомиться кашей.

(Голубь и карточка с цифрой 5)

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

(Сорока и карточка с цифрой 6)

В восресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний -

Путешественник - скворец...

Вот и песенке конец!

(Скворец и карточка с цифрой 7)

слайд

9 способ. Запоминания и проговаривания хором.

Этот способ можно считать удачным, так как этот прием дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные.

Слайд

Взял я лук и крикнул: «Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»  

слайд

Таким образом, Хочу подвести итог моему мастер классу, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение и развивать память ребёнка. Я думаю, Вам пригодятся эти способы и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в работе с детьми. Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание! Ну а закончить свой мастер-класс я хотела бы так:

«Я слышу и забываю!

Я вижу и запоминаю!

Я делаю и понимаю!»

слайд

Желаю всем удачи

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области