Викторина по сказкам А.С. Пушкина «В мире много сказок, грустных и смешных…» ( для учащихся 4 специального(коррекционного) класса.).
Автор: Масляева Елена Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МБОУСОШ № 28, станицы Анастасиевской, Славянского района, Краснодарского края.
Цель: Уточнить,обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;
развивать речь, память,воображение, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к сказкам, пополнять и активизировать словарный запас детей, расширять кругозор школьников;
прививать интерес к творчеству А. С. Пушкина,к культурному наследию России.
Оборудование:выставка книг А.С.Пушкина, портрет поэта, рисунки детей по произведениям поэта на тему «Любимые сказки А.С.Пушкина», разрезанная иллюстрация (пазлы), сундучок с вопросами.
Ход мероприятия:
Звучит песня: «В мире много сказок», муз., В.Шаинского, сл. Ю.Энтина.
Ведущий:( показывает детям портрет А.С.Пушкина)
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут его сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.
- Ребята, с творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его сказки, любим героев сказок. И сегодня, мы еще раз окунемся в волшебный мир творчества любимого поэта, проведём викторину по сказкам Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то новое.
(Дети делятся на команды).
Конкурс 1. «Разминка».
Из какой сказки сточки?
-Белка песенки поет, да орешки все грызет.
-Воротись, поклонись рыбке.
-Свет мой, зеркальце, скажи.Да всю правду доложи.
-Поди-ка сюда, верный мой работник Балда.
-Ты волна моя, волна. Ты гульлива и вольна.
-Чего тебе надобно, старче?
Конкурс 2.«Узнай героя сказки».
1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок? («Сказка о попе и работнике его Балде», Балда)
2. Злой, сварливый персонаж из сказки А. С. Пушкина? («Сказка о рыбаке и рыбке», старуха)
3. Исполнитель песни «Во саду ли в огороде» («Сказка о царе Салтане…», белка)
4.Персонаж сказки с месяцем под косой, а во лбу со звездой.» («Сказка о царе Салтане…»,царевна-лебедь.
5.Смелый, молодой человек,поехавший на поиски невесты. ( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях), царевич Елисей.
6.Злобный карлик несущий богатыря через леса и моря. ( Поэма «Руслан и Людмила», дядька Черномор.
Конкурс 3. «Домашнее задание».
Командам было дано домашнее задание - приготовить инсценировку любой из сказок А.С.Пушкина.
Команда-соперница должна угадать название сказки.
Конкурс 4. «Вопросы из сундучка».
Вытянуть «золотую монетку», прочитать вопрос и назвать правильный ответ. Команды выходят, по очереди тянут монетки и отвечают на вопросы.
1. Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря, Царевна Лебедь.)
2. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (Комар, муха, шмель.)
3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же «приговаривал Балда с укоризной»? ( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною»)
4. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»? («Я там был: мёд, пиво пил.И усы лишь обмочил»)
5. Какому герою принадлежат слова «Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас проклятое племя корчить…»?
(Балда.«Сказка о попе...»)
Конкурс 5. «Знатоки».
Каждая команда получает разрезанную иллюстрацию (пазлы). Нужно собрать за определённое время картинку и к данной иллюстрации прочитать наизусть отрывок из этого произведения.
В то время, пока команды работают самостоятельно,проводится «Игра с болельщиками».
1. Сказочное существо, жившее в море – окияне? (Золотая рыбка.)
2. Каким было последнее желание старухи? (Быть владычицей морскою.)
3. О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о мёртвой царевне...»? (Зима.)
4. Кто был верный сторож царя Дадона? (Петушок.)
5. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой зеркальце скажи...)
6. Изделия из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (Монеты.)
Конкурс 6. «Капитанов».
-У каждого сказочного героя из сказок Александра Сергеевича были свои занятия. Я читаю отрывок из сказки, а вы должны сказать, кто эти герои и из каких они сказок.
1.«Три девицы под окном пряли поздно вечерком» («Сказка о царе Салтане...»Сёстры.)
2.Однажды произошло вот, что. Вернулись хозяева домой, а там…
«Что за диво
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал»(Молодая царевна.«Сказка о мёртвой царевне...»)
3.Житель сказочного государства «работает за семерых…»
«До светла всё у него пляшет.
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт, да сам и облупит»
Кто он? (Балда «Сказка о попе…»)
Возвращаемся к командам, проверяем выполнение задания.
4.А. С. Пушкин писал не только сказки, но и замечательные стихи. И наши капитаны приготовили для нас свои любимые стихи.( чтение стихов капитанами)
Подведение итогов викторины.
Ведущий.
- Дорогие ребята, наша викторина по сказкам любимого поэта заканчивается. Я думаю, что вы полюбили творчество поэта еще больше. Все сказки Пушкинапрекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать больше читать!
Пушкин есть и будет с нами
И через сто, и тыщу лет.
Он не померкнет, не увянет...
Все. Великий русский наш поэт.
Награждение команд.