Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа кружка "Юные исследователи"

Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Кружок «Юные исследователи»

Содержание

Пояснительная записка

Перспективный план кружка

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

Диагностика

Список литературы

Список детей

Пояснительная записка:

Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами

и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и

синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Цели:

Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания,

фильтрования;

развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция) ;

развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень) ;

развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины) ;

формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

Развитие у детей познавательных способностей:

мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

способов познания путем сенсорного анализа.

Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

развитие коммуникативности;

совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьѐй.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)

Методы и приёмы:

проблемные вопросы;

самостоятельное и коллективное наблюдение;

беседы и рассказ воспитателя;

демонстрация опытов педагогом;

проведение опытов детьми самостоятельно;

поисково-игровые действия.

Формы организации: групповая.

Место проведения: групповая комната с использованием материалов из

экспериментально-исследовательской лаборатории «Любознайка».

Объем: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.

Материалы и оборудование:

Приборы помощники: увеличительные стѐкла, компас, магниты, микроскоп и др.;

Разнообразные сосуды, колбы и пробирки из разных материалов, разнообразного объема и формы;

Природный материал: камни, глина, песок, ракушки, шишки и др.;

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители, йод, марганцовка, зеленка и др.;

Прочие материалы, применяемые в экспериментах: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи и др.

Программно-методическое обеспечение:

1. Картотека опытов и экспериментов экспериментально-исследовательской лаборатории «Любознайка»;

Основное содержание программы.

1. Эксперименты с природным материалом.

Задачи:

1. Сформировать представления детей о свойствах песка, камушков, снега.

2. Активизация речи и обогащение словарного запаса.

3. Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.

5. Развитие восприятия и произвольного внимания.

2. Эксперименты с водой.

Задачи:

1. Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

2. Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.

3.Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.

4. Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.

5. Подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная-непрозрачная". Показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.

6. Познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.

7. Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.

3. Эксперименты с воздухом.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека,

животных и растений.

2. Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;

3. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

4 Эксперименты с предметами.

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для

пробуждения интереса к решению поставленных задач,для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

5. Наблюдение за жизнью растений.

1. Дать детям начальные знания по экологии, о природе, о растениях, о строении, форме, цвете растений.

2. Развить и поддерживать интерес у детей к получению знаний.

3. Сформировать нормы и правила нравственной культуры поведения в природе, заботливого отношения к растениям.

4. Развить интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию.

5. Развить навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с

экспериментальным инструментарием.

6. Человек.

1. Познакомить со строение человека, с органами его восприятия (глаза, уши, язык, с органами дыхательной системы.

2. Помочь понять, для чего нужны тот или иной орган восприятия.

3. Подвести к понятию о взаимосвязи человека с природой.

Перспективный план

по экспериментальной деятельности

на 2018- 2019 учебный год

Сентябрь

Знакомство с лабораторией.

Цель: познакомить детей с оборудованием и помещением для исследовательской деятельности. Поддержать и развивать интерес у детей к исследованиям, открытиям.

«Волшебница вода»

Цель: развивать речь детей. Активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная. Подвести к пониманию того, что вода может менять цвет.

«Песок и глина»

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах песка.

 «Воздух»

Цель: показать способы обнаружения воздуха. Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека.

Октябрь

«Государыня соль»

Цель: познакомить со свойствами соли. Рассказать о пользе и вреде соли для всего живого на земле. Учить понятно излагать свои мысли, делать выводы.

«Магниты»

Цель: дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявлять предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

«Удивительные свойство воды»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, изучение агрегатного состояния воды.

«Прозрачность веществ»

Цель: познакомить детей со свойствами пропускать и задерживать свет (прозрачность).

Ноябрь

«Что мы знаем о картошке»

Цель: что мы знаем о картошке, познакомить со способом получения крахмала, и его свойствах и применение.

«Бумага и ее свойство»

Цель: формировать представление о свойствах бумаги, ее возникновение. Познакомить с разными видами бумаги (копировальная, гофрированная, картон и т.д.). Развивать познавательную активность в процессе.

«Воздух есть в пустых предметах»

Цель: закреплять знание о свойствах воздуха, познакомить, что воздух есть в пустых предметах.

«Вулкан»

Цель: дать представление о вулкане, познакомить с профессией геолога, познакомить детей с причиной извержения вулкана.

Декабрь

«Знакомство со свойствами пластмассы»

Цель: познакомить со свойствами пластмассы. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

«Знакомство с дрожжами»

Цель: познакомить с дрожжами, их роли в жизни человека.

«Почва: что это такое»

Цель: обогатить знания детей о свойствах почвы.

«Цветные льдинки»

Цель: стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Познакомить со свойствами льда, самостоятельное превращение его из воды.

Январь

«Выявить механизм образования инея»

Цель: познакомить с понятием «иней», с процессом его образования.

«Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойством снега. Учить быть внимательными, расширять словарный запас детей.

«Разноцветные огоньки» (Свет)

Цель: знакомство с солнечными лучами, из каких цветов они состоят, учить составлять предложение самостоятельно, делать выводы.

Февраль

«Как услышать молнию» (электричество)

Цель: знакомство с грозой, рассказать, что гроза - проявление электричества в природе.

 «Солнечный телефон» (Звук)

Цель: познакомить с простейшими устройствами для передачи звука на расстоянии. Развивать мелкую моторику рук.

«Как не обжечься» (Теплота)

Цель: выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются

по-разному.

Март

«Солнечная лаборатория»

Цель: познакомить с предметами, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Продолжать работать с лупой.

«Термометр»

Цель: познакомить детей с работой термометра.

«Ткань и ее свойство»

Цель: способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани.

«Путешествия в мир стеклянных вещей»

Цель: познакомить со свойствами стекла. Продолжать работать с лупой.

Апрель

«Растущие малютки» (Молоко)

Цель: познакомить и выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы, продолжать работать с микроскопом.

«Заплесневелый хлеб» (Хлеб)

Цель: установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

«Фильтрование воды»

Цель: познакомить с разными способами фильтрования воды. Развивать желание узнавать, что-то новое.

«Ветер: какой он»

Цель: познакомить с ветром как с потоком воздуха. Учить сравнивать температуру и значение ветра.

Май

«Растения тоже дышит»

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

«Лабиринт»

Цель: установить, как растение ищет свет.

«Как образуется тень»

Цель: познакомить детей с тенью, как она образуется.

«Жизнь растений»

Цель: систематизировать знание детей о растениях. Наглядно показать, что растения дышат.

Ожидаемые результаты

интегрирование экспериментальной деятельности с образовательным процессом в целом;

обеспечение разнообразного материала для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности;

вовлечение родителей в образовательное пространство: помощь в организации лаборатории, уголка экспериментирования, выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду, обучение родителей проведению несложных опытов и экспериментов дома;

повышение уровня мотивации детей к интеллектуальной деятельности, в том числе к проведению исследовательской деятельности;

сплочение коллектива группы через развитие коммуникативных умений, коллективной творческой деятельности

Перспективный план работы с родителями.

Сентябрь

1.Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

2.Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»

3.Пополнение уголка детского экспериментирования

4.Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с водой и песком».

Октябрь

1.Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности

дошкольников»

2.Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания

интереса детей к

познавательному экспериментированию»

3.Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с

магнитами».

Ноябрь

1.Консультация: «Соблюдение правил безопасности при организации и

проведении экспериментов и игр дома.

2.Оформление наглядной информации в родительском уголке «Бумага и

ее свойства»

3.Показ открытого занятия родителям на тему «Что мы знаем о картошке»

Декабрь

1.Оформление папки «Мои открытия»

2.Фотовыставка «Как мы экспериментируем»

3.Изготовление буклетов « Цветные льдинки»

4.Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей»

Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное

обоснование.

Январь

1.Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка

«Ароматерапии»

2.Рекомендации: «Проведите с детьми дома (Образования инея).

Февраль

1.Консультация: «Игра или экспериментирование».

2.Изготовление буклетов «Электричество, тепло, звук»

3.Выставка рисунков «Солнечный телефон»

Март

1.Создание мини-лаборатории «Виды ткани»

2.Оформление наглядной информации в родительском уголке:

«Солнечная лаборатория»

Апрель

1.Фотовыставка проведения и наблюдения опытов

«Растущие малютки»

2.Консультация на тему: «Маленький исследователь: как

направить энергию ребенка в позитивное русло»

Май

1.Сбор природного материала для экспериментов.

2.Фотовыставка проведения и наблюдения «На свету и в темноте»

Список используемой литературы

1. В. Н. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах» 2013г.

2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» 2009г.

3. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» 2008г.

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации /Москва: Аркти, 2004г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области