Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта и требованиями Примерной образовательной Программы основного общего образования с учетом основных идей и положений Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Программа ориентирована на использование учебника: Алгебра 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / к учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова и др. – М.:Просвещение ,с 2019.
Цели и задачи изучения предмета:
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
вметапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Задачи предмета:
1.Развитие алгоритмического мышления, необходимого для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений, развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
2.Получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
3.Формирование языка описания объектов окружающего мира для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
4.Формирование у учащихся умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Изучение математики в 9 классе направлено на формирование следующих компетенций:
учебно-познавательной;
ценностно-ориентационной;
рефлексивной;
коммуникативной;
информационной;
социально-трудовой.
Математическое образование в школе строится с учетом принципов непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе.Приемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и за рубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов), дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).
Планируется использование таких педагогических технологий в преподавании предмета, как дифференцированное обучение, проблемное обучение, технология развивающего обучения, тестирование, технология критического мышления, ИКТ. Использование этих технологий позволит более точно реализовать потребности учащихся в математическом образовании и поможет подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос.
Учебно-методическое обеспечение курса
УМК Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова «Алгебра», 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций. М. «Просвещение», 2019 год.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 102 часов из расчета 3 часа в неделю (3 часа из вариативной части федерального компонента).
Сроки реализации программы – 1 года.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
В направлении личностного развития:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументация, приводить примеры и контпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости, для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от фактов;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижение целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решений учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результатам и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность и ли ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
В предметном направлении:
Обучающийся научится:
Алгебраические выражения
1) Выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни.
2) Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями.
3) Выполнять разложение многочленов на множители.
4) Научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
5) Применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Выпускник научится:
1) Решать системы двух уравнений с двумя переменными.
2) Применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
3) Овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики.
4) Применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства
Выпускник научится:
1) Понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств.
2) Решать квадратные неравенства с опорой на графические представления.
3) Применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
4) Уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных
математических задач и задач из смежных предметов, практики.
5) Применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Основные понятия. Числовые функции
Выпускник научится:
1) Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины,
символические обозначения).
2) Исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков.
3) Понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира; применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
4) Проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно – заданные, с «выколотыми» точками и т.п. )
5) Использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Числовые последовательности
Выпускник научится:
1) Понимать и использовать язык последовательностей.
2) Применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том, числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
3) Решать комбинированные задачи с применением формул ? − го члена и суммы первых и членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств.
4) Понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента.
Случайные события и вероятность
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события. Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе, с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
Содержание учебного предмета
Квадратичная функция.
Функция. Область определения и область значений функции. Свойства функций.
Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители.
Квадратичная функция и ее график. Функция у = х. Корень п-ой степени.
Уравнения и неравенства с одной переменной.
Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.
степени с одной переменной; применять графический способ для их решения; применять метод интервалов.
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
Уравнения с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Последовательности. Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии. Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы первых п членов геометрической
прогрессии.
Элементы комбинаторики и теории вероятности.
Примеры комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий.
Тематическое планирование 9класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Вводное повторение | 6 |
2 | Квадратичная функция | 22 |
3 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 |
4 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 |
5 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 |
6 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 |
7 | Итоговое повторение. Решение задач по курсу VII – IX классов | 15 |
102 |
№ урока | Наименование темы | Дата | Коррекция |
1 | Повторение. Преобразование рациональных выражений. | ||
2 | Повторение. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | ||
3 | Повторение. Решение квадратных уравнений. | ||
4 | Повторение. Решение дробно-рациональных уравнений | ||
5 | Повторение. Решение задач с помощью уравнений | ||
6 | Входная контрольная работа | ||
7 | Функция | ||
8 | Область определения и область значений функции | ||
9 | Область определения и область значений функции | ||
10 | Свойства функций | ||
11 | Свойства функций | ||
12 | Квадратный трехчлен и его корни | ||
13 | Квадратный трехчлен и его корни | ||
14 | Разложение квадратного трехчлена на множители | ||
15 | Разложение квадратного трехчлена на множители | ||
16 | Контрольная работа №1 по теме "Свойства функций" | ||
17 | Квадратичная функция, ее график и свойства | ||
18 | Квадратичная функция, ее график и свойства | ||
19 | Квадратичная функция , ее график и свойства | ||
20 | Частные случаи квадратичной функции | ||
21 | Частные случаи квадратичной функции | ||
22 | Построение графика квадратичной функции | ||
23 | Построение графика квадратичной функции | ||
24 | Степенная функция. | ||
25 | Степенная функция. | ||
26 | Корень n-й степени. | ||
27 | Корень n-й степени. | ||
28 | Контрольная работа №2 по теме "Квадратичная функция" | ||
29 | Дробно-линейная функция и ее график | ||
30 | Степень с рациональным показателем | ||
31 | Целое уравнение и его корни | ||
32 | Целое уравнение и его корни | ||
33 | Дробные рациональные уравнения | ||
34 | Дробные рациональные уравнения | ||
35 | Дробные рациональные уравнения | ||
36 | Контрольная работа № 3 по теме "Уравнение и системы уравнений | ||
37 | Неравенства с одной переменной | ||
38 | Неравенства с одной переменной | ||
39 | Решение неравенств методом интервалов | ||
40 | Решение неравенств методом интервалов | ||
41 | Решение неравенств методом интервалов | ||
42 | Контрольная работа № 4 по теме "Неравенства с одной переменной " | ||
43 | Некоторые приемы решения целых уравнений | ||
44 | Уравнение с двумя переменными и его график | ||
45 | Уравнение с двумя переменными и его график | ||
46 | Графический способ решения систем уравнений | ||
47 | Графический способ решения систем уравнений | ||
48 | Решение систем уравнений второй степени | ||
49 | Решение систем уравнений второй степени | ||
50 | Решение систем уравнений второй степени | ||
51 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | ||
52 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | ||
53 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | ||
54 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | ||
55 | Неравенства с двумя переменными | ||
56 | Неравенства с двумя переменными | ||
57 | Системы неравенств с двумя переменными | ||
58 | Системы неравенств с двумя переменными | ||
59 | Контрольная работа № 5 по теме "Уравнения и системы уравнений" | ||
60 | Последовательности. | ||
61 | Последовательности. | ||
62 | Определение арифметической прогрессии. | ||
63 | Формула n-го члена арифметической прогрессии | ||
64 | Формула суммы n членов арифметической прогрессии | ||
65 | Формула суммы n членов арифметической прогрессии | ||
66 | Определение геометрической прогрессии | ||
67 | Формула n-го члена геометрической прогрессии | ||
68 | Формула n-го члена геометрической прогрессии | ||
69 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | ||
70 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | ||
71 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | ||
72 | Контрольная работа №6 по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" | ||
73 | Метод математической индукции | ||
74 | Примеры комбинаторных задач. | ||
75 | Примеры комбинаторных задач. | ||
76 | Перестановки | ||
77 | Перестановки | ||
78 | Размещения | ||
79 | Размещения | ||
80 | Сочетания. | ||
81 | Сочетания. | ||
82 | Относительная частота случайного события | ||
83 | Вероятность равновозможных событий | ||
84 | Сложение и умножение вероятностей | ||
85 | Контрольная работа № 7 по теме «Элементы комбинаторики» | ||
86 | Свойства функций | ||
87 | Свойства функций | ||
88 | Графики функций | ||
89 | Графики функций | ||
90 | Решение уравнений | ||
91 | Решение уравнений | ||
92 | Решение задач с помощью уравнений | ||
93 | Решение задач с помощью уравнений | ||
94 | Решение систем уравнений | ||
95 | Решение задач с помощью систем уравнений | ||
96 | Решение неравенств | ||
97 | Решение неравенств | ||
98 | Выражения и их преобразования | ||
99 | Выражения и их преобразования | ||
100 | Прогрессии | ||
101 | Текстовые задачи | ||
102 | Итоговая контрольная работа |