Овчарова Любовь Артемьевна
воспитатель МКДОУ д\с № 275 «Миша»
Выступление на РМО
«Создание условий в группе для экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования в дошкольном - это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, совместных праздниках - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека будущего, который не будет дальше разрушать и уничтожать нашу природу.
Экологический детско-родительский проект «Природа наш дом, береги все в нем!»
был разработан и реализован циклично с октября 2018 по май 2019 года. Завершающий этап – презентация проекта в виде экологического праздника «День Земли».
Вид проекта: групповой, детско-родительский
Тип проекта познавательно-исследовательский
Проблема, которую мы поставили и пытались решать: загрязнение окружающей среды.
Участники, партнеры проекта: сотрудники ДОУ, дети группы № 9, родители, методист Новосибирского зоопарка
Цели проекта: создание благоприятных условий для экологического воспитания детей.
Задачи:
• Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
• Развитие познавательного интереса к миру природы;
• Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• Формирование умений и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
• Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий
Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
На первом этапе реализации проекта мы провели анкетирование родителей (вопросы анкеты на слайде), в результате которого поняли, что родители мало внимания уделяют экологическим вопросам в воспитании детей в семье, не привлекают детей к уходу за растениями и животными дома и на даче, не обсуждают вопросы экологии с детьми. Учитывая результаты анкет, мы провели родительское собрание, на которое вынесли все эти вопросы и предложили родителям поучаствовать в совместном проекте.
Разработав план проекта, мы приступили к его реализации.
Для этого мы приобрели:
Увлекательное зоологическое лото «Загадки о животных», « Зоопарк», «Кто и где живет?» и домино « «Обитатели леса», которые помогают детям узнать многое о животном мире Земли. ( Какое самое высокое животное? Кого можно встретить в тундре, в пустыне, а кого в тайге и т.п.)
Играя в развивающие игры «Рассказы о животных» , «Чей домик?» дети знакомятся с домашними, дикими животными и питомцами, их детенышами. Кроме этого дети узнают о том, где живут животные, чем они питаются и какую пользу приносят человеку.
Играя в игру « Живая природа», дети учатся классифицировать объекты живой природы. Для игры была приобретена коллекция «Животные разных стран».
Играя в игры, дети узнают много интересного об окружающем мире и развивают свои природные способности.
Совместно с родителями и детьми мы изготовили дидактическое пособие «Домашний дворик», которое состоит из четырех зон: огород для выращивания овощей в виде двух грядок и колодца для поливки; жилой дом с ульем для пчел; огороженный загон с травкой для домашних животных; сад с фруктами и пруд для птиц. В игровой форме дети знакомятся с обитателями сельского двора. Дети узнают что едят и где живут домашние животные, учатся за ними ухаживать и проявлять заботу.
Кроме игр были приобретены демонстрационные плакаты для развитии первичных естественно -научных представлений дошкольников по теме « Живая природа», энциклопедии, в которых содержатся интересные сведения о самых редких обитателях Земли, об особенностях их организма, образе жизни и среде обитания. Ребята с удовольствием перелистывают страницы энциклопедии с красочными иллюстрациями, а также приобрели информационные ширмочки по временам года.
Мы постарались включить мероприятия проекта в нашу сезонную работу и в тематический план детского сада, продумав на каждый месяц одно-два мероприятия с детьми и родителями. В процессе реализации проекта мы давали рекомендации родителям о том, какие беседы нужно проводить с ребенком, как привлекать его к труду в природе и т.д.
Октябрь 2018 года был посвящен выпуску тревожных листовок: «Все на борьбу с мусором!». Дети и родители приняли участие в совместном субботнике по уборке территории детского сада. В беседах, на занятиях мы обсудили вопрос загрязнения природы, нашего города, решали проблемные ситуации: «Что нужно делать, чтобы мусора стало меньше?». Дети рисовали рисунки «Улицы нашего города». Приняли активное участие в осеннем празднике и выставке «Осенние фантазии».
В ноябре мы провели тематическое занятие «Наша природа в опасности!», где в доступной для детей форме обсудили проблемы загрязнения окружающей среды и занятие «Мир насекомых», способствующее бережному отношению к насекомым. В это же время с нашими детьми была проведена интересная лекция методиста нашего Новосибирского зоопарка «Наши питомцы». Дети дома с родителями рисовали рисунки и сделали фото «Мой четвероногий друг».
В декабре мы включились в совместную с зоопарком акцию «Покорми птиц зимой». Родители изготовили кормушки, и мы с детьми в течение всего зимнего сезона подкармливали птиц на участке. Итогом акции был выпуск газеты «Птицы на кормушке».
Февраль и март были посвящены следующим акциям и конкурсам: «Садики за раздельный сбор отходов», «Сохраним нашу планету».
В апреле, совместно с детьми, мы посадили «Огород на окне», мероприятие способствовало расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о их выращивание в комнатных условиях, а в мае организовали посадку «Сад и огород» на участке ; выпустили и обсудили «Запрещающие знаки природы».
В процессе всех этих мероприятий мы старались решать главный вопрос нашего проекта: чем мы можем помочь нашей планете и чего нельзя делать человеку в процессе общения с природой. Дети совместно с родителями подготовили мини-выставку, на которой отразили свой вклад в улучшение экологической среды.
На заключительном этапе проекта мы организовали выставку «Природа и творчество» и провели совместного с родителями экологический праздник «День Земли», на котором дети показали все полученные знания и продукты совместной со взрослыми деятельности по данной проблеме.
Самый важный результат деятельности нашего проекта- формирование элементарных правил поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными); проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам; помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Работа над проектом на этом не заканчивается и будет продолжена в старшей группе!