Дидактика профессионального образования
Юдина Наталья Игоревна, преподаватель
Московская государственная академия водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», г.Москва
Дидактика (теория обучения) – отрасль научного знания, которая исследует проблемы образования и обучения. То есть дидактика – это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне.
Объект – это область действительности, на которую направлена познавательная деятельность исследователя, то есть объект – это обучение.
Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. То есть предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательная деятельность ученика), их взаимодействие.
Дидактика дает научное обоснование:
– целям и отбору содержания образования;
– выбору средств и методов обучения;
– определяет формы организации обучения.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы:
– описывать и объять процесс обучения и условия его реализации;
– разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения
По охвату изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Общая дидактика призвана дать ответы на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам на всех уровнях системы образования.
Частные дидактики (предметные или частные методики) разрабатывают теорию обучения конкретным учебным предметам и (или) на определенном образовательном уровне (например, методика обучения истории, иностранным языкам, методика начального профессионального образования, дидактика высшей школы).
Общая дидактика составляет теоретическую базу частных дидактик, основываясь в то же время на результатах их исследований.
Дидактика профессионального образования – наука об обучении в среднем профессиональном образовательном учреждении, исследующая его цели, закономерности, принципы, содержание, методы, средства, организацию и достигаемые результаты. Направлена на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.
Объект дидактики профессионального образования – обучение во всем его объеме и во всех аспектах в условиях среднего профессионального учебного заведения.
Предмет дидактики профессионального образования – система отношений: «преподаватель – студент»; «студент – учебный материал»; «студент – другие студенты»; «преподаватель – другие студенты – учебный материал».
Дидактический цикл включает следующие звенья (этапы):
1) постановка общей дидактической цели и мотивация учебной деятельности;
2) изучение нового учебного материала различными методами и его осознание;
3) повторение и закрепление изученного материала, формирование умений применять полученные знания в новой ситуации;
4) контроль усвоения содержания учебного материала и самоконтроль;
5) планирование самостоятельной работы по корректировке полученных знаний вне колледжа.
Дидактический цикл может реализоваться полностью на одном занятии, а может завершиться в ходе нескольких занятий различного типа: лекций, лабораторных работ, зачетов и т.д.
Перечисленные звенья могут входить друг в друга, пересекаться, но их количество в полном дидактическом цикле постоянно и не зависит от содержания учебного материала.