Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний об историческом прошлом родного города – Сталинграда – Волгограда; воспитание чувства любви к своей малой родине, гордости за неё.
Задачи:
Обучающие
Автоматизировать правильное произношение звука «Р»; характеристика звука, определение места звука «Р» в словах.
Образовывать и употреблять спряжение глаголов в настоящем времени.
Обучать согласованию количественных числительных с существительными.
Развивающие
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, графических
навыков, совершенствовать навык чтения.
Упражнять в образовании сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».
Обогащать лексику родственными словами и словами-признаками.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные
Воспитывать любовь к Родине, своему городу – герою, уважать ветеранов войны.
Предварительная работа: чтение литературных произведений, воспоминаний участников сталинградской битвы, беседы с участниками Сталинградской битвы и детьми военного Сталинграда (прабабушками и прадедушками детей группы), рассматривание фотографий и иллюстраций.
Методы:
Теоретические: беседа, сообщение, чтение стихотворения.
Наглядные: показ иллюстраций.
Практические: речевые развивающие игры, задания.
Оборудование: предметные картинки с изображением людей военных
профессий, карта России, картинка «сигнал звука «Р», предметы заместители
(тарелки – мины), (миноискатель), таблицы – «Азбука хороших слов»,
рабочие листы – «памятная книга», картины Родины, различные фишки, ручки и карандаши. Звуки и шумы боевых действий.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Вступительная беседа. У карты России.
– Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина.
Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите
еѐ имя. Наша Родина - Россия.
Фашистская армия устремилась к берегам Волги, к городу Сталинграду.
Битва под Сталинградом – называлась Сталинградской. Сегодня это город
– герой – Волгоград. А мы – жители этого города называемся волгоградцы.
Сообщение темы занятия: «Волгоград – город – герой».
II. Основная часть
– Сегодня, беседуя о городе – герое и о военных днях, мы будем
подбирать и произносить слова со звуком «Р».
Характеристика звука: – Что мы знаем про звук «Р»?
(картинка символа звука – согласный, звонкий, твердый)
– В каком городе мы живем?
– Мы живем в городе Волгограде.
– Слово Волгоград короткое или длинное слово? (длинное)
– Из каких слов оно состоит? (Волга + град)
– Город Волгоград – это наша Родина.
Советская армия нанесла сокрушительный удар по фашистской армии
и отстояла свой город. Наш город создали из развалин и пепла, построили
красивый город. А мы сейчас тоже будем строить, образовывать новые
слова от слова ГОРОД:
Городок, городской, городить, городище, пригород, пригородный,
загородить.
– Вслушайтесь в звучание этих слов. Чем похожи эти слова? (У них
есть общая часть – город).
Определение места звука в слове.
– Есть такая почетная, трудная и опасная профессия – защищать
Родину.
Задание: Из ряда профессий выбрать те, в названиях которых звук «Р» стоит:
В начале слова: разведчик, ракетчик, радист, матрос
В середине слова: пограничник, парашютист, генерал, офицер
В конце слова: командир, минер, сапер, санитар
Спряжение глагола в настоящем времени. Проговаривание
предложения (я, ты, он, она – вместе дружная семья)
– Все они защитники города – героя.
– Они обязаны: Храбро сражаться с врагами города-героя.
– Если бы вы были защитниками города – героя, как бы вы сказали:
Как бы ты сказал про себя? Я храбро сражаюсь с врагами города –
героя.
Он пусть скажет про тебя. Ты храбро сражаешься........
Как бы ты сказал про него. Он храбро сражается...........
Скажи про Настю. Она храбро сражается.........
Скажи про всех нас. Мы храбро сражаемся.......
А ты скажи про Егора и Степу. Вы храбро сражаетесь........
Скажи про других ребят. Они храбро сражаются.......
Игра «морской бой». (Назовем слова-определения, характеризующие русского солдата).
– Открыть «Азбуку хороших слов». Я называю координаты вашего
ответа. Найдите букву, назовите звук, обозначающий эту букву, ответьте на
вопрос:
– Солдат (боец, воин, защитник), – какой? Б1, ГЗ. Опросить часть
детей. ЧТО ЭТО ЗА СЛОВА? (это слова признаки)
–Храбрый, смелый, отважный, справедливый, выносливый, сильный, честный, настойчивый, справедливый.
– В каких словах произносится звук «Р»?
Игра «Минер».
Условия игры: Выйти из-за своих столов, подойти к минному полю.
Выполнить задание, найти и обезвредить мину. На мине задание «четвертый
лишний», объяснить причину исключения слова.
В заключении: «Вы, ребята, храбрые, ловкие, как защитники нашего
города – героя Волгограда». (Ребята садятся за столы, чтобы выполнить
письменное задание).
Письмо. Секретный приказ.
– Очень важно на войне слушать приказ командира.
Лишь буквы – те, что в этих строчках
Даны не более чем раз
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ.
Задание: Вычеркните по 2 – 3 повторяющиеся буквы. Написать и
прочитать слово.
С Е Э П Р Ц Ф М О Х
Э Д Я Б Ц И Е В Ж П
Б В Н М Ж Ф Х А С Я
Выполнение звуко-слогового анализа слова Родина
– Разделите слово на слоги.
– Сколько в слове слогов? Как проверить? Рассказать правило.
– Назвать гласные звуки. Назвать ударный гласный звук.
– Дать характеристику согласным звукам.
Игра «шифровщик» (радист)
– Первый удар на войне принимали на себя пограничники. Сколько
букв в слове пограничник? (11)
– А сколько в нем спряталось новых слов? (Дети записывают слова
самостоятельно по индивидуальным таблицам. Слова прочитать).
П О Г Р А Н И Ч Н И К
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Письмо. Памятная книга
– С военных дней (со времен войны) сохранилась памятная книга. Она
побывала в боях, горела в огне. Буквы от времени стерлись, восстановите
запись.
Задание: Прочитать слова. Назвать слова, состоящие из 1 слога, из 2-х
слогов, 3-х слогов.
Счет 1 - 5
–Армия освобождала от врагов Родины город за городом. Освобожденный город называли город-герой. Давайте проследим по карте и посчитаем их.
Один город – герой.
Четыре города – героя.
Два города – героя.
Пять городов – героев.
Три города – героя.
(Ленинград, Курск, Сталинград, Орел, Белгород)
III. Заключительная часть
– Вы, ребята, молодцы! Сегодня на занятии вы показали свои отличные
знания. Ветераны войны порадовались бы вашим знаниям. Они не зря
воевали за ваше счастливое детство. Вы достойны, жить в славном
героическом городе Волгограде.
(Звучит запись звуки и шумы боевых действий).
Тех, кто погиб на войне – навек запомним.
(Чтение стихотворения «Навек запомни»)
«Куда б ни шел, ни ехал ты,
Навек запомни: здесь лежит
Но здесь остановись,
Твой самый лучший друг.
Могиле этой дорогой,
Всем сердцем поклонись.
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Себя в бою не пожалел,
Ученый иль пастух, –
А Родину сберег.»
Используемая литература: Аленкина О.А., Гладкова Е.О., Дворецкая М.А., Лапп Е.А. (отв. ред.), Серенко М.Н. О подвигах, о доблести, о славе: патриотическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста (сборник методических материалов).- 2013г.- г. Волгоград, издательство «ВолГУ»., с.14-18
Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда»
400051, г. Волгоград, ул. им. Копецкого, 8
тел.: (8442) 63-24-78; факс: (8442) 63-24-78
ИНН 3448020260\ КПП 344801001 ОГРН 1033401199006
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Волгоград – город-герой» для детей старшего дошкольного возраста.
Разработала:
А.В.Панкратова, воспитатель