Конспект по рисованию с элементами аппликации на тему: «Белая береза под моим окном…» для детей 5-6 лет.
Программное содержание:
развивать умение сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование);
формировать чувство патриотизма и любовь к природе родного края;
развивать умение сравнивать разные произведения об одном и том же; создавать условия для переживания образного содержания текста;
активизировать в речи детей образные слова, сравнения, эпитеты.
Предварительная работа. Рассматривание деревьев на прогулке. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, И. Левитана, Ф. Васильева, И Грабаря.
Оборудование.
Листы бумаги белого, синего, розового, ярко-голубого, сиреневого цвета; гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, репродукции, иллюстрации, фотографии с пейзажами; незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования; аудиозапись «Белая березка проснулась на рассвете», белые шарфы, косынки, серебряная мишура.
Ход ООД:
Воспитатель смотрит в окно на березу и читает стих:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится! (А. Прокофьев)
Воспитатель: ребята, а вам нравится береза?
А почему?
Расскажите о березе, какая она? (красивая, кудрявая, белоствольная, нежная, стройная и др.)
Воспитатель: Послушайте рассказ В.Бианки «Волшебная береза» (рассказ читается в сокращении).
«Вчера вечером и ночью шел теплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой березы в саду перед крыльцом, весь белый ее ствол. А под утро ударил морозец.
Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя береза стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замерз – ожеледь. Сияет вся моя березка.
Солнце выше, выше, теплей, - и растопило ожеледь.
Все ветки и ствол волшебной березы заструились, и она стала как ледяной фонтан.
Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебристые змейки…»
После чтения воспитатель спрашивает детей, понравился ли им рассказ. Просит вспомнить:
- С чем сравнивал писатель замерзший на ветках березы снег. (С глазурью – блестящей сладкой корочкой, которая бывает на вкусных пирожных.)
- А когда пригрело солнышко и иней растаял, на что стала похожа береза? (На ледяной фонтан.)
- Как описал автор струйки воды, стекающие по веткам? («…побежали по веткам серебристые змейки»)
- Правда красиво сказано?
Затем воспитатель предлагает послушать, как такую же березу описал поэт С. Есенин:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель спрашивает детей:
- Какими увидел поэт ветви березы в инее? С чем он их сравнил? (На ветках «распустились кисти белой бахромой», снежинки горят золотым огнем, снег – точно серебро.)
- Какие слова можно еще подобрать, чтобы описать серебристые ветки березы? (Блестящие, искристые, переливающиеся разными красками и др.)
Физкультминутка.
Мы березку посадили,( Наклониться.)
Мы водой ее полили, (имитируют полив березки)
И березка подросла, (Встать, подняться на носки, руки на пояс.)
К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)
Воспитатель (обращая внимание на заранее выставленные на мольберт фотографии, иллюстрации, репродукции с изображением зимних пейзажей): Ребята, давайте полюбуемся с вами этими прекрасными картинами.
Воспитатель обращается к детям:
- Алина, какая картина тебе понравилась? Почему?
- Даша, а тебе?
- А что больше всего понравилось Артему?
Вспомните как художники называют такие картины, на которых изображена природа во всей своей красе (воспитатель выслушивает варианты ответов и поощряет ребенка, давшего правильный ответ - пейзаж). Многие известные художники – Шишкин, Левитан, Васильев – любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или чем-то необычные виды природы (таинственный лес, глубоководная река, стремительный водопад, зимний лес и так далее), любовались этими видами сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них.
Скажите, пожалуйста, похож ли поэт, описывающий красоту природы в стихах, на художника, изображающего природу на холсте? (воспитатель выслушивает ответы, подводит их к сравнению и выводам).
Действительно, поэты как и художники «рисуют, изображают природу», но не кистью и красками, а словами.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам подумать, как можно изобразить белую березку, которая «принакрылась снегом точно серебром…». А для начала, посмотрите какой материал для работы я хотела бы вам предложить (воспитатель обращает внимание детей на цветную бумагу для фона, на белую бумагу для изготовления заснеженной кроны, краски; выслушивает предложения по изготовлению композиции и показывает два-три варианта изображения березы в технике обрывной аппликации).
Дети выбирают фон и создают свои картины по мотивам поэтического образа. В завершении проводится небольшая выставка с обсуждением картин.