Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

-Актуальность проблемы общего нравственного воспитания в дошкольном учреждении, в том числе нравственно-патриотического -Воспитание у дошкольника нравственно-патриотических чувств с помощью музыки -Необходимость работы по данному направлению в тесном контакте с воспитателями и специалистами.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

( с подборкой музыкальных произведений для слушания в группе)

Составитель: Забелина Т.В. ,музыкальный руководитель ДО « Гимназия «Арт-Этюд»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника писателя В.Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны ,созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества ,используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах. Широко использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально- ритмические движения детей. Отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску. . Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят ребенка с обычаями, бытом, трудом, бережным отношением к природе…Народная музыка становится наиболее понятной и доступной, когда включается в исполнительскую деятельность детей (игра на музыкальных инструментах, музыкальные подвижные народные игры, хороводы («Во саду ли.»,«Во поле береза стояла»,«Вербочка- золотая веточка»«Веснянка»,танцы, инсценировки. Звучание народной музыки на занятиях Изодеятельности и развитию речи делает процесс ознакомления с народными ремеслами, устным народным фольклором более ярким, глубоким и осмысленным. В таких случаях рекомендуется прослушать такие вокальные произведения, как «Звезда России(Хохлома)» Ю. Таран,«Девочка Россия»Э. Путиловой,«Моя Россия»Г. Струве,«Белый, синий, красный»С. Смирновой,

Следующим этапом в этом направлении являетсяиспользование музыки при ознакомлении с образом Родины.Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама. близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью: Любовь к Родине начинается с любви к матери. Все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери. Для ребенка- дошкольника«Родина»- это мама, самая красивая, самая добрая, заботливая, любимая, затем это близкие, родные ему люди- семья, дом, где он живет, детский сад, двор, улица, город. Вот почему дети с такой любовью рисуют портреты мам, готовят для них подарки, сочинят стихи, песни, придумывают танцы…Песни о маме, бабушке, семье занимают достойное, ведущее место в музыкальном репертуаре детей.

Но для более полного, эмоционального восприятия не стоит забывать и об инструментальной программной музыке :«Сладкая греза»,«Мама»«Баба Яга»(П Чайковский),«Материнские ласки»(А Гречанинов,«Песня Сольвейг»(Э. Григ, а затем и гимн родного города, Гимн России(А Александров).Русская музыкальная классика– это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются мной не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма.Именно воспитанием любви к родной природе ,можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, я воспитываю такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания. чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образов.Помимо этого в для слушания музыки предлагаю детям инструментальную музыку, характеризующую образы природы.В музыкальном репертуаре много как вокальных произведений («Светлячок»Е. Зарицкая, М Пляцковский,«Пропала собака»В Шаинский,«Розовый слон»Г. Горбовский,«Кошка беспородная»А. Пряжников»,«Скворушка»А. Попатенко,«Ласточка»А. Шаферан) так и инструментальной музыки («Времена года»А. Вивальди,«Осенняя песня»,«Ноктюрн»(П. Чайковский,«Альбом для юношества»(Р. Шуман,«Три чуда»(Н. Римский-Корсаков,«Мотылек»(А,Майкопар,«Лебедь»(А Сен-Санс, доступных старшим дошкольникам по содержанию и эмоциональному восприятию …

Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имееттема «Защитников Отечества».Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты»,муз.А.Филиппенко и «Будем в армии служить» муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически («Будем в армии служить»Ю Чичкова,«Идет солдат по городу»,«Песня о папе»В Шаинского,«Это папочка мой»Е Александровой); изинструментальной музыки ярки по музыкальному содержанию такие произведения :«Смелый наездник»,«Солдатский марш»Р Шумана,«Марш деревянных солдатиков»,«Игра в лошадки»П. Чайковского …

В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоиттема Великой Отечественной войны.Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как«День Победы»А Пахмутовой,«Священная война»В. Лебедев-Кумач,«Катюша»М. Блантера,«Синий платочек»Е. Петребургский,«Вечный огонь»А Филлипенко,«Бухенвальдский набат»В. Мурадели,«Рисуют мальчики войну»А. Богословский. .

Решение задач по нравственно –патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДО.

«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь, эта любовь к близкому, родному переходит в любовь к государству, его истории с его прошлым и настоящим, а затем и ко всему человечеству»(академик Д. С. Лихачев)

Подборка произведений для слушания и исполнения

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Младшая группа.

Народная музыка: русские народные колыбельные(«Котя,котенька, коток», «Баю-баю» итд.

-плясовые(«Пойду ль я, выйду ль я…», «По улице мостовой», «Заинька,выходи!»

-потешки(«Солнышко-ведрышко», «Ладушки»)

Русская музыкальная классика: «Игра в лошадки» П.Чайковский, «Дождик и радуга» С.Прокофьев, «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д.Кабалевский.

Музыка о природе: «Грустный дождик» Д.Кабалевский, «Подснежники» М. Калинников, «Елочка» М Красев, «Воробей» А. Руббах и другие.

Музыка по тематике «Защитники Отечества»: «Песня о папе» В Шаинский, «Это папочка мой» Е Александровой, «Бравые солдаты» А. Филиппенко, «Солдатский марш» Р.Шуман

Средняя группа

Народная музыка: «Ах, ты береза» рус.нар. песня, «Как у наших у ворот» рус.нар. песня, «Вербочка- золотая веточка»,«Веснянка»

Русская музыкальная классика: ,«Мама» П Чайковский, «Материнские ласки» А. Гречанинов,

Музыка о природе: « Мотылек» Майкапар, «Бабочка» Э.Григ, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский, «Жаворонок» М. Глинка

Музыка по тематике «Защитники Отечества»:«Будем в армии служить» муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова, «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского , «Вечный огонь» А Филлипенко

Старшая группа

Народная музыка и музыка о России: «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем» рус.нар. песни в обр. В. Агафонникова, «Звезда России(Хохлома)» Ю. Таран,«Девочка Россия»Э. Путиловой,«Моя Россия»Г. Струве

Русская музыкальная классика: «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С. Прокофьев,«Сладкая греза»,«Мама»«Баба Яга»(П Чайковский), «Зима» П.Чайковский, «Парень с гармошкой» Г. Свиридов

Музыка о природе: «Осенняя песнь» П.Чайковский, «Пляска птиц» Н.Римский-Корсаков, «Лебедь»К. Сен-Санс,«Времена года»А. Вивальди

Музыка по тематике «Защитники Отечества»:«Будем в армии служить»Ю Чичкова,«Идет солдат по городу»,«Песня о папе»В Шаинского, «День Победы»А Пахмутовой,«Священная война»В. Лебедев-Кумач,«Катюша»М. Блантера,«Синий платочек»Е. Петребургский,«Вечный огонь»А Филлипенко,

Подготовительная группа

Народная музыка и музыка о России: «Прялица» р.н.п. в обработке Т.Ломовой, «А я по лугу», «Полянка», «Посеяли девки лен», «Сударушка», «Как пошли наши подружки» русские народные мелодии, «Звезда России (Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия»Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, Гимн России(А Александров), «Ромашковая Русь», «Незабудковая Гжель», «Свирель да рожок», «Палех», «Наша Хохлома» Ю.Чичков(сборник «Ромашковая Русь»)

Русская музыкальная классика: «Камаринская» П.Чайковский, «Море»., «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане») Н. Римский-Корсаков, «Тройка» Г. Свиридов, «Песня жаворонка» П. Чайковский, « Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргский

Музыка о природе: «Весна и Осень» Г.Свиридов, «Осень», «Лето», «Зима», «Весна» из цикла « Времена года» А. Вивальди, «Зима пришла» Г.Свиридов,

Музыка по тематике «Защитники Отечества»:«Брат-солдат» М. Парцхладзе, «Бравые солдаты»,муз.А.Филиппенко и «Будем в армии служить» муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова, «День Победы» А Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области