Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Любинский детский сад №1»
Консультация для педагогов:
«Организация образовательной деятельности по программе «Здравствуй, музей!» в старшем дошкольном возрасте»
Воспитатель: Габранова Екатерина Владимировна
2019 г
(Слайд 1)
Реализация содержания программы «Здравствуй, музей!» предполагает тематический принцип его развёртывания. В каждой возрастной группе предлагается изучение четырех блоков, позволяющих тематически объединить занятия. (Слайд 2)
В старшей группе предусмотрено развитие интереса детей к изучению искусства и обогащение представлений о музее (вводный блок), а также освоение художественных образов, отражающих проявление красоты в трех ракурсах - природном, социальном и предметном: «Человек и природа», «Я - ты - мы (человек в социуме)» и «Мир вещей». Такое разделение тем в процессе восприятия искусства позволяет:
- «подсказать» детям идею произведения, обсудить с ними его замысел, обнаружить общее и различное в образе,
- показать многообразие проявлений красоты и различных способов ее отражения в произведениях искусства;
- избежать освоения искусства на основе приоритета знания.
(Слайд 3)
В подготовительной группе выделено четыре темы: «Путешествие по волшебному городу», « Человек и природа», «История в деталях» и «Русичи», реализация которых позволяет приобщать дошкольников к культурным ценностям, обычаям и отечественной истории.
(Слайд 4)
Вариативность в реализации содержания программы проявляется:
-В самостоятельном определении педагогом тем девяти предлагаемых занятий (каждое четвертое занятие в месяц). Эти занятия дают возможность более глубоко освоить народные промыслы, рассмотреть произведения визуального ряда, познакомиться с творчеством живописцев, графиков. При проведении занятий можно экспериментировать с изобразительными материалами, повторять игры, упражнения.
- В уточнении и конкретизации содержания занятий с учетом особенностей, интересов и опыта детей конкретной группы (предлагаемые далее планы-конспекты педагог использует как своего рода «подсказки» для построения занятия).
- В определении экскурсий, в наш музей имени Коровкина, а также в музей имени Врубеля (Слайд 5)
При проектировании форм организации детской деятельности, выборе методов и приемов необходимо ориентироваться:
- на спиралеобразное построение педагогического процесса через возвращение к уже освоенному материалу для углубления, расширения и обобщения представлений.
- на насыщение предметно-развивающей среды материалами и предметами, которые обеспечивают интерес к искусству, а также активизируют творческую и исследовательскую деятельность детей;
- на сочетание педагогической работы в дошкольном учреждении и музее;
- на взаимодействие с заинтересованными субъектами (музейными педагогами, библиотекарями);
- привлечение родителей к решению перечисленных задач. (Слайд 6)
Ведущие формы организации детской деятельности, методы и приемы художественно-эстетического развития дошкольников
Изучение каждой темы включает серию занятий, построенных в соответствии со следующей логикой:
- занятия в дошкольном образовательном учреждении предусматривают постановку темы, создание образовательной ситуации, приобретение необходимого опыта (рассматривание произведений, обсуждение средств выразительности и экспериментирование с разными материалами);
- занятия на экспозиции музея, экскурсии в музей имени Коровкина
На занятии предусматривается:
- более подробное рассматривание одного произведения изобразительного искусства или эстетического объекта;
- сравнение двух-трех произведений, посвященных одной тематике, но выполненных в разных стилях,
- обобщение освоенного детьми опыта восприятия видов и жанров искусства: беседы о живописи, графике, скульптуре, портрете и пейзаже
В процессе занятий также могут рассматриваться оригинальные природные объекты: ветки, листья, цветы, ракушки.
Занятия могут проходить в форме «путешествия» с использованием различных игровых персонажей, игр, игровых ситуаций, упражнений.
(Слайд 7)
В процессе реализации содержания программы можно выделить обобщающую и обогащающую линии развертывания содержания:
- обобщающая имеет направленность на расширение, уточнение эстетического и художественного опыта детей и рассчитана на 36 занятий в каждой возрастной группе (одно занятие в неделю);
- обогащающая линия направлена на накопление эстетического опыта в разнообразной самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности (экспериментирование, использование мультимедийных ресурсов, чтение и обсуждение книг, просмотр проспектов и каталогов произведений искусства, игры, продуктивные виды деятельности) (Слайд 8)
Основные методы работы с детьми в детском саду представлены на слайде:
- рассказ воспитателя о создании произведения, авторе, замысле; образное описание произведения;
- беседа об используемых автором средствах выразительности и художественном образе. (Какие цвета использует автор? Какие предметы тебе понравились? Какое настроение, возникает у тебя в период рассматривания картины, и какие средства художник использует для его передачи? Как бы ты назвал картину? и т.д.)
-метод диалога (совместного обсуждения), направленный на активизацию восприятия и формирование способности к рассматриванию, переживанию и осмыслению визуального образа;
- игровые приемы (обыгрывание «эстетических предметов», законченных и незаконченных изображений, дидактические и развивающие игры, включающие подбор красок, форм, составление композиций; сюжетно-ролевые игры по мотивам освоенных тем с использованием средств театрализации;
- организация продуктивной деятельности, в том числе с использованием традиционных и нетрадиционных изобразительных техник. (Слайд 9)
Дидактические средства художественно-эстетического развития дошкольников
Программа предполагает использование репродукций картин, открыток, фотографий и рисунков архитектурных и скульптурных объектов, произведений народных промыслов, иллюстрированных книг и альбомов, разнообразных по своим видовым и эстетическим свойствам предметов быта и природных объектов (ветки, цветы, корни, ракушки), видео и мультимедийных программ, развивающих компьютерных игр, ориентированных на развитие детского творчества и освоение искусства.
Основной визуальный ряд каждого занятия составлен с учетом особенностей восприятия детей данного возраста и не должен превышать трех-четырех произведений. Дополнительный или реальный ряд можно использовать:
- при оформлении выставки в группе;
- при проведении совместной деятельности (совместное рассматривание, игры);
- на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию изобразительной деятельности и др.
Организация обогащенной предметно-развивающей среды (Слайд 10)
Реализация программы предполагает создание обогащенной предметно-развивающей среды, которая провоцирует интерес детей к освоению искусства. Достижение этого возможно посредством рациональной организации Центра творчества (уголка изобразительной деятельности) в группе детского сада, насыщенного различными репродукциями, книгами об искусстве, предметами народных промыслов, фотографиями.
Также в Центре искусства должна действовать постоянно обновляемая выставка (галерея) репродукций картин.