Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему «Путешествие в весенний лес»

Составление описательного рассказа о весне с опорой на мнемоталицу.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад "Сказка"

Конспект итогового занятия по развитию речи

с детьми старшей группы

на тему: «Путешествие в весенний лес».

Составила: Арефьева М.В

воспитатель

пгт Междуреченский2019

Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в весенний лес».

Цель: Составление описательного рассказа о весне с опорой на мнемоталицу.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Позновательное», «Физическое», «Социально - коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие (музыка)»

Программные задачи:

Образовательные:

Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями (подбирая слова признаки).

Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

Закрепить представление детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.

Формировать навыки сотрудничества.

Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события во время игры.

Развивающие:

Развивать связную речь детей. Следить за последовательностью действий рассказа о Весне.

Развивать фонематический слух; связную речь; наблюдательность; мелкую моторику рук; самостоятельность.

Воспитательные:

1Воспитывать умение слушать друг друга.

Воспитывать умения чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы, бережное отношение к природе.

Материалы: ИКТ, Солнышко с лучами на каждого ребенка, мнемотаблица. Солнечные медальоны.

Предварительная работа:

- словарная работа: объяснение слов «проталинка», «вестники весны», «капель».

- беседы о весне, перелетных и зимующих птицах, о насекомых; Д/И «Четвертый лишний», словесные игры «Назови какой? какая? какое?», «Скажи наоборот». «Подскажи словечко». Игровое упражнение «ЭХО», «Четвертый лишний», Пальчиковая игра «Наши нежные цветы».

Ход занятия:

Слайд№1 Весенняя заставка

(Воспитатель собирает детей в круг, приветствует и зачитывает письмо)

Воспитатель: Дети становятся в кругЧто за чудо – чудеса:Вот тебе моя рука,Вот ладошка правая,Вот ладошка левая!И скажу вам не тая:Это все мои друзья.

Слайд №2 (на экране письмо от весны)

Воспитатель: Дети, сегодня я получила письмо, хотите узнать, что в нем написано?

Письмо: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы любите играть, отгадывать загадки. Приглашаю вас в гости в свой лес, где вас встретят мои друзья, с которыми вы уже знакомы и знаете о них очень много, с ними весело проведете время. Надеюсь, что вам у меня понравится. С уважением… Как зовут меня вы узнаете, отгадав загадку».

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движением полна.

Зовут меня……..

Дети: (Весна).

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Весной на деревьях распускаются зеленые листочки, идет дождик.

Воспитатель: Назовите весенние месяцы?

Весна приглашает нас в гости в весенний лес! Вы знаете как вести себя в гостях?

Дети: Не шуметь в лесу, не ломать веточки у деревьев.

Воспитатель: На чем же мы отправимся в путешествие?

Дети: на ковре самолете, на автобусе (разные варианты транспорта)

Слайд №3 «Воздушный шар»

(Звучит отрывок звукозаписи песни «Путешествия на воздушном шаре» Дидюля, воспитатель говорит слова)

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в весенний лес на воздушном шаре. А чтоб наш шар поднялся, нужно произнести волшебные слова:

1-2-3- наш шар лети!

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами.

Роща, поле, сад и речка,

И дома и человечки.

Воспитатель: Чтобы нам было не скучно лететь, мы поговорим о весне. Назовите весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Как выглядит небо?

Дети: Небо стало светлое, голубое.

Воспитатель: Как изменились деревья и трава весной?

Дети: На деревьях набухают почки, когда ярче греет солнце, распускаются листики. Травка начинает зеленеть.

Слайд № 4 «Лес»

Зрительная гимнастика:

Вот стоит весенний лесВ нем много сказок и чудес.(выполняют круговые движения глазами)Слева-сосны, справа - ели.(глазами влево - вправо)Дятел сверху тук да тук.(глазами вверх- вниз)Глазки ты закрой- открой,И скорей беги домой!

(на экране появляется солнышко весенний друг весны)

Игровое упражнение «Назови, какое? Какая, какие?»

Воспитатель: Молодцы, весенние приметы хорошо знаете, наш воздушный шар приземлился красивую лесную поляну. Какая она светлая и теплая. А от чего она такая?

Дети: Весна наступила, солнышко ярче греет.

Воспитатель: Правильно, вот кто из весенних друзей нас встречает, это Солнышко. А чтоб оно согревало всё вокруг ещё сильнее, возьмём по лучику и скажем какое оно, называя вначале слово «солнышко».

Воспитатель: Солнышко (какое?)

Дети: Весеннее, яркое, теплое, ласковое, лучистое.

Воспитатель: Облака (какие?).

Дети: белые, легкие, пушистые, красивые.

Воспитатель: Травка (какая?)

Дети: первая, зеленая, нежная, душистая.

Воспитатель: Ребята, солнышко очень радо, что вы сказали столько красивых слов про него, и предлагает вам поиграть в весенние игры и выполнить задания, которые спрятались на его лучиках. Согласны?

Дети: Да.Воспитатель: Берём первый солнечный лучик. Солнышко предлагает вам подобрать родственное слова к слову весна. Дети: Весенний, веснушки, веснянка.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:

- Зима ушла, а весна – … (пришла).

- Зима холодная, а весна – … (тёплая).

- Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).

- Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).

- Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).

- Зимой день короткий, а весной – … (длинный).

- Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).

- Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Воспитатель: Все верно, вы справились с этим заданием, значит можно взять следующий лучик. Солнышко предлагает поиграть в игру «Подскажи словечко. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Воспитатель: Весной снег

Дети: тает, исчезает. Воспитатель: Весной солнце…

Дети: греет, припекает, светит.Воспитатель: Весной сосульки.

Дети: тают, капают.Воспитатель: Весной деревья.

Дети: оживают, просыпаются.Воспитатель: Весной ручьи

Дети: бегут, журчат, звенят.Воспитатель: Весной птицы…

Дети: возвращаются, прилетают, поют песни, строят гнёзда.

Слайд№5 «Поляна с ручейком»

Игровое упражнение «Ручей»

(Слайд звучанием ручейка)

Воспитатель: Молодцы, вы поиграли солнечными лучами, Ребята, вы слышите, что так может петь? Какой весенний друг нас еще встречает?

Дети: Ручеёк.

Воспитатель: Да Ручеёк и Солнышко, друзья Весны. Как вы думаете, что помогает ручейку, услышать его пение ещё дальше?

Дети: Эхо. Журчание.

Воспитатель: Ручеёк предлагает поиграть с ним, с помощью эха разнесем его журчание по всему весеннему лесу. Вы будите с ним разговаривать, а он будет отвечать, мы будем «эхо».

Дидактическая игра «ЭХО»

Ты куда бежишь ручей?

Среди леса и полей!

Ты торопишься всегда!

К речке, к озеру, куда?

Не спеши бежать, постой!

Не угнаться за тобой!

Чей, чей, чей?

Лей, лей, лей!

Да, да, да!

Да, да, да!

Ой, ой, ой!

Ой, ой, ой!

Воспитатель: Ручеек предлагает ответить на задание. Есть такая пословица. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», объясните, что это значит?

Дети: в марте тает снег, в апреле появляется первая травка, в мае зацветает первоцвет.

Воспитатель: Всё правильно, нам пора отдохнуть. Давайте поиграем с ручейком.

Физминутка «Ручей»

Снова нет ручьям покоя (бегут по кругу)

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое (ходят по кругу)

В чистых-чистых небесах.

Льёт лучи на лес и луг (приседают)

И на все цветы вокруг (Поднимают руки верх и над головой)

Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

(Звучит звукозапись «Пение птиц в весеннем лесу»)

Воспитатель: Молодцы! Вы поиграли с ручейком, пусть бежит дальше.

- Скажите, пожалуйста, какая птица открывает весну? (загадывает загадку)

Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день на пашне вскачь

И зовется птица.

Дети: Грач

Воспитатель: Каких весенних певцов вы знаете еще?

Дети: Скворец, соловей.

Воспитатель: Какие бывают птицы?

Дети: Зимующие и перелетные.

Воспитатель: Верно, сейчас вас птицы и проверят, как вы хорошо знаете перелетных птиц и зимующих. Назовите, какая птица лишняя, почему?

- Воробей, ласточка, свиристель, грач.

- Голубь, ворона, дятел, скворец,

- Синица, аист, снегирь, ворона.

Воспитатель: Молодцы! Не будем наших друзей отвлекать от их пения, посмотрим, кто еще нас встречает.

Слайд №12

«Поляна подснежников»

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите дальше на полянку, нас встречают не простые друзья

Дети: Подснежники.

Воспитатель: Какие цветы вы знаете?

Дети: одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы.

Воспитатель: Молодцы.

Пальчиковая игра «Наши нежные цветы»

Наши нежные цветки               

Распускают лепестки                

Ветерок чуть дышит,                

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.              

Тихо засыпают,            

Головой качают.

Руки в вертикальном положении.

 Развести пальцы рук.

Ритмичные движения пальцев рук.

Соединить пальцы вместе.

Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Мнемотаблица «Весна»

(Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы).

Воспитатель: Давайте, подарим Весне и ее друзьям в благодарность за их.

Составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

Рассказ детей.

Наступила весна, ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Расцветают первые весенние цветы. Просыпаются насекомые. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Люди радуютсянаступившей весне.

(Звучит звукозапись песни «На воздушном шаре» В.Титов. Дети подходят к «воздушному шару»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вот такие подарки, яркие «Солнышки-медальки». Наше путешествие подошло концу, пора возвращаться в детский сад. Наш воздушный шар отправляется. Кому понравилось наше путешествие возьмут желтый смалик, кому нет, возьмут зеленый.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.10.2020