Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад "Сказка"
Конспект итогового занятия по развитию речи
с детьми старшей группы
на тему: «Путешествие в весенний лес».
Составила: Арефьева М.В
воспитатель
пгт Междуреченский2019
Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в весенний лес».
Цель: Составление описательного рассказа о весне с опорой на мнемоталицу.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Позновательное», «Физическое», «Социально - коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие (музыка)»
Программные задачи:
Образовательные:
Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями (подбирая слова признаки).
Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
Закрепить представление детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.
Формировать навыки сотрудничества.
Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события во время игры.
Развивающие:
Развивать связную речь детей. Следить за последовательностью действий рассказа о Весне.
Развивать фонематический слух; связную речь; наблюдательность; мелкую моторику рук; самостоятельность.
Воспитательные:
1Воспитывать умение слушать друг друга.
Воспитывать умения чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы, бережное отношение к природе.
Материалы: ИКТ, Солнышко с лучами на каждого ребенка, мнемотаблица. Солнечные медальоны.
Предварительная работа:
- словарная работа: объяснение слов «проталинка», «вестники весны», «капель».
- беседы о весне, перелетных и зимующих птицах, о насекомых; Д/И «Четвертый лишний», словесные игры «Назови какой? какая? какое?», «Скажи наоборот». «Подскажи словечко». Игровое упражнение «ЭХО», «Четвертый лишний», Пальчиковая игра «Наши нежные цветы».
Ход занятия:
Слайд№1 Весенняя заставка
(Воспитатель собирает детей в круг, приветствует и зачитывает письмо)
Воспитатель: Дети становятся в кругЧто за чудо – чудеса:Вот тебе моя рука,Вот ладошка правая,Вот ладошка левая!И скажу вам не тая:Это все мои друзья.
Слайд №2 (на экране письмо от весны)
Воспитатель: Дети, сегодня я получила письмо, хотите узнать, что в нем написано?
Письмо: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы любите играть, отгадывать загадки. Приглашаю вас в гости в свой лес, где вас встретят мои друзья, с которыми вы уже знакомы и знаете о них очень много, с ними весело проведете время. Надеюсь, что вам у меня понравится. С уважением… Как зовут меня вы узнаете, отгадав загадку».
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна.
Зовут меня……..
Дети: (Весна).
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Весной на деревьях распускаются зеленые листочки, идет дождик.
Воспитатель: Назовите весенние месяцы?
Весна приглашает нас в гости в весенний лес! Вы знаете как вести себя в гостях?
Дети: Не шуметь в лесу, не ломать веточки у деревьев.
Воспитатель: На чем же мы отправимся в путешествие?
Дети: на ковре самолете, на автобусе (разные варианты транспорта)
Слайд №3 «Воздушный шар»
(Звучит отрывок звукозаписи песни «Путешествия на воздушном шаре» Дидюля, воспитатель говорит слова)
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в весенний лес на воздушном шаре. А чтоб наш шар поднялся, нужно произнести волшебные слова:
1-2-3- наш шар лети!
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща, поле, сад и речка,
И дома и человечки.
Воспитатель: Чтобы нам было не скучно лететь, мы поговорим о весне. Назовите весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Как выглядит небо?
Дети: Небо стало светлое, голубое.
Воспитатель: Как изменились деревья и трава весной?
Дети: На деревьях набухают почки, когда ярче греет солнце, распускаются листики. Травка начинает зеленеть.
Слайд № 4 «Лес»
Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лесВ нем много сказок и чудес.(выполняют круговые движения глазами)Слева-сосны, справа - ели.(глазами влево - вправо)Дятел сверху тук да тук.(глазами вверх- вниз)Глазки ты закрой- открой,И скорей беги домой!
(на экране появляется солнышко весенний друг весны)
Игровое упражнение «Назови, какое? Какая, какие?»
Воспитатель: Молодцы, весенние приметы хорошо знаете, наш воздушный шар приземлился красивую лесную поляну. Какая она светлая и теплая. А от чего она такая?
Дети: Весна наступила, солнышко ярче греет.
Воспитатель: Правильно, вот кто из весенних друзей нас встречает, это Солнышко. А чтоб оно согревало всё вокруг ещё сильнее, возьмём по лучику и скажем какое оно, называя вначале слово «солнышко».
Воспитатель: Солнышко (какое?)
Дети: Весеннее, яркое, теплое, ласковое, лучистое.
Воспитатель: Облака (какие?).
Дети: белые, легкие, пушистые, красивые.
Воспитатель: Травка (какая?)
Дети: первая, зеленая, нежная, душистая.
Воспитатель: Ребята, солнышко очень радо, что вы сказали столько красивых слов про него, и предлагает вам поиграть в весенние игры и выполнить задания, которые спрятались на его лучиках. Согласны?
Дети: Да.Воспитатель: Берём первый солнечный лучик. Солнышко предлагает вам подобрать родственное слова к слову весна. Дети: Весенний, веснушки, веснянка.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:
- Зима ушла, а весна – … (пришла).
- Зима холодная, а весна – … (тёплая).
- Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
- Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
- Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
- Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
- Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
- Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Все верно, вы справились с этим заданием, значит можно взять следующий лучик. Солнышко предлагает поиграть в игру «Подскажи словечко. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Воспитатель: Весной снег
Дети: тает, исчезает. Воспитатель: Весной солнце…
Дети: греет, припекает, светит.Воспитатель: Весной сосульки.
Дети: тают, капают.Воспитатель: Весной деревья.
Дети: оживают, просыпаются.Воспитатель: Весной ручьи
Дети: бегут, журчат, звенят.Воспитатель: Весной птицы…
Дети: возвращаются, прилетают, поют песни, строят гнёзда.
Слайд№5 «Поляна с ручейком»
Игровое упражнение «Ручей»
(Слайд звучанием ручейка)
Воспитатель: Молодцы, вы поиграли солнечными лучами, Ребята, вы слышите, что так может петь? Какой весенний друг нас еще встречает?
Дети: Ручеёк.
Воспитатель: Да Ручеёк и Солнышко, друзья Весны. Как вы думаете, что помогает ручейку, услышать его пение ещё дальше?
Дети: Эхо. Журчание.
Воспитатель: Ручеёк предлагает поиграть с ним, с помощью эха разнесем его журчание по всему весеннему лесу. Вы будите с ним разговаривать, а он будет отвечать, мы будем «эхо».
Дидактическая игра «ЭХО»
Ты куда бежишь ручей? Среди леса и полей! Ты торопишься всегда! К речке, к озеру, куда? Не спеши бежать, постой! Не угнаться за тобой! | Чей, чей, чей? Лей, лей, лей! Да, да, да! Да, да, да! Ой, ой, ой! Ой, ой, ой! |
Воспитатель: Ручеек предлагает ответить на задание. Есть такая пословица. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами», объясните, что это значит?
Дети: в марте тает снег, в апреле появляется первая травка, в мае зацветает первоцвет.
Воспитатель: Всё правильно, нам пора отдохнуть. Давайте поиграем с ручейком.
Физминутка «Ручей»
Снова нет ручьям покоя (бегут по кругу)
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое (ходят по кругу)
В чистых-чистых небесах.
Льёт лучи на лес и луг (приседают)
И на все цветы вокруг (Поднимают руки верх и над головой)
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
(Звучит звукозапись «Пение птиц в весеннем лесу»)
Воспитатель: Молодцы! Вы поиграли с ручейком, пусть бежит дальше.
- Скажите, пожалуйста, какая птица открывает весну? (загадывает загадку)
Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день на пашне вскачь
И зовется птица.
Дети: Грач
Воспитатель: Каких весенних певцов вы знаете еще?
Дети: Скворец, соловей.
Воспитатель: Какие бывают птицы?
Дети: Зимующие и перелетные.
Воспитатель: Верно, сейчас вас птицы и проверят, как вы хорошо знаете перелетных птиц и зимующих. Назовите, какая птица лишняя, почему?
- Воробей, ласточка, свиристель, грач.
- Голубь, ворона, дятел, скворец,
- Синица, аист, снегирь, ворона.
Воспитатель: Молодцы! Не будем наших друзей отвлекать от их пения, посмотрим, кто еще нас встречает.
Слайд №12
«Поляна подснежников»
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите дальше на полянку, нас встречают не простые друзья
Дети: Подснежники.
Воспитатель: Какие цветы вы знаете?
Дети: одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы.
Воспитатель: Молодцы.
Пальчиковая игра «Наши нежные цветы»
Наши нежные цветки Распускают лепестки Ветерок чуть дышит, Лепестки колышит. Наши нежные цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. | Руки в вертикальном положении. Развести пальцы рук. Ритмичные движения пальцев рук. Соединить пальцы вместе. Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами. |
Мнемотаблица «Весна»
(Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы).
Воспитатель: Давайте, подарим Весне и ее друзьям в благодарность за их.
Составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
Рассказ детей.
Наступила весна, ярко светит солнце. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Расцветают первые весенние цветы. Просыпаются насекомые. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы и вьют гнёзда. Люди радуютсянаступившей весне.
(Звучит звукозапись песни «На воздушном шаре» В.Титов. Дети подходят к «воздушному шару»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вот такие подарки, яркие «Солнышки-медальки». Наше путешествие подошло концу, пора возвращаться в детский сад. Наш воздушный шар отправляется. Кому понравилось наше путешествие возьмут желтый смалик, кому нет, возьмут зеленый.