Развитие тактильной памяти у детей
Процесс формирование тревожности у школьников
В процессе взросления ребенка его психика проходит несколько стадий развития, сопровождающиеся возрастными кризисами. На нервную систему ученика оказывают влияние такие факторы как:
информационная нагрузка,
большое количеством контактов со сверстниками,
требования учителей и родителей
Ситуативная тревожность в этом случае носит характер естественной реакции ребенка. При совпадении ряда факторов тревожность становится устойчивым личностным образованием. У некоторых детей эти эмоциональные состояния приводят к нарушению психологического самочувствия.
Методы и инструменты психотерапевтической коррекционной работы с детьми.
Занятия с шерстью, травами и другими природными материалами обладают ярко выраженным терапевтическим эффектом воздействия на психику и организм человека
В нашем объединении «Основы гончарного ремесла» мы занимаемся с глиной. В качестве материала для психотерапевтической коррекционной работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Этот материал не травмоопасен, легко принимает любую форму.
Одна из причин нарушения развития ребенка, это наличие многочисленной готовой печатной и игровой продукции. Мозг человека не домысливает, не стремится создать что-то новое. Развивающийся мозг должен придумывать, фантазировать. Глина именно тот материал, который заставляет придумывать не только образ, но и объем. У детей высокая чувствительность, отсутствие внутреннего цензора. Включается фантазия без ограничений, а это значит, что в изображение ребенок вкладывает свое внутреннее содержание, свои эмоции. Глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива.
С глиной ребенок легко может играть. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые напряжены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению.
Значение кинестетики в формировании психики ребенка
Кинестетика очень важна в становлении человека, ведь лишенное такой возможности существо не сможет выжить, так как было бы не в силах уберечь себя от ощущений, которые болезненны и опасны.
Исследованием кинестетики активно занимались ученые параллельно с проведением экспериментов в группе детей с умственными отклонениями. Психологи доказали, что малыши, страдающие шизофренией, имеют нарушения в тактильной сфере. Соответственно есть взаимосвязь формирования тонкой моторики и воображения, эмоциональной сферы и внимания.
Упражнения по развитию тактильных ощущений.
Тактильные ощущения можно тренировать.
Способность распознавать и запоминать ощущение через прикосновения называется тактильной памятью.
Упражнений для развития тактильной памяти множество:
Угадай предмет,
опиши предмет,
найди меня,
нарисуй меня,
запомни форму.
Упражнение «тактильные карточки».
Суть упражнения в следующем: мы подготавливаем 10 карточек, на которые наклеиваются разные предметы – бумагу, ткань, бусинки, нитки и т.п.
Каждую из этих карточек пронумеровываем.
На первом этапе ребенок должен назвать предметы, наклеенные на карточки.
Затем упражнение усложняется – теперь ребенку нужно завязать глаза и дать ему возможность на ощупь определить приклеенный к карточке предмет, назвать его характеристики.
И последний этап: перед ребенком с завязанными глазами выкладываются карточки в соответствии с номерами (их порядок можно записать в дневник развития памяти), ребенок по очереди называет характеристики предметов на карточках, и по памяти выкладывает их в том же порядке, как они подавались. Количество ошибок записываем в дневник.
Это упражнение ребята любят делать в паре, контролируя и помогая друг другу.
Развитие тактильной памяти важный этап в эволюции человека. Такой вид памяти формируется в младшем возрасте, когда малыш еще не умеет разговаривать. Воспитание начинается с прикосновений – именно через прикосновения и объятия развивается эмоциональная сфера, идет подготовка к самостоятельному выживанию.