Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Практическое освоение гитарного аккомпанемента на примерах авторской песни"

Познакомить обучающихся с жанром авторской песни. Развивать интерес к музыке разных жанров. Закрепить навыки игры на гитаре различными приемами на примерах песен Б.Окуджавы, Ю.Визбора, О.Митяева.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект открытого урока в классе «Гитара в современных песенных ритмах»

(групповое обучение, 15-16 лет)

Педагог Корякова Л.А.

Тема урока - Практическое освоение гитарного аккомпанемента на примерах авторской песни

Тип урока: комплексный

Цель урока – познакомить учащихся с жанром авторской песни

Задачи:

Обучающие:

закрепить навыки игры приемами «щипок» и «перебор»;

научить транспонировать гармоническое сопровождение в другие тональности.

Развивающие: развивать навыки игры в ансамбле;

развивать интерес учащихся к музыке разных жанров.

Воспитательные: мотивировать учащихся к творческой самореализации, коллективному творчеству, формировать коммуникативную компетентность.

Учебно-методическое обеспечение:авторская программа комбинаторного типа «Музыка без границ».

Материально-дидактическое оснащение занятия:

Оборудование: ПК, настенный монитор, инструменты (гитары), пюпитры, подставки для ног.

Демонстрационный материал: презентация MS POWER POINT по теме «Авторская песня», настенная доска.

Раздаточный материал: тексты песен, карточки с изображением фортепианной клавиатуры, рекомендации по снятию напряжения в мышцах рук, анкета «Рефлексивная мишень».

Время реализации учебного занятия:1 час 20 минут.

План проведения занятия:

Этапы занятия

Временная реализация

1

Приветствие и представление учащихся

1 мин.

2

Сообщение темы урока, цели и задач

2 мин.

3

Введение в тему (знакомство с историей авторской песни)

2мин.

4.

Практическая часть:

Б. Окуджава «Давайте восклицать», (слайд №1), гармонический анализ, разбор технических приемов аккомпанемента, практическое освоение приема «перебор»;

Ю. Визбор «Милая моя», (слайд №2), гармонический анализ, разбор технических приемов аккомпанемента, практическое освоение приема «щипок»;

О. Митяев «Изгиб гитары», (слайд №3), гармонический анализ, разбор технических приемов аккомпанемента, практическое освоение приема «перебор-щипок».

20 мин.

5.

Новая тема:

Транспонирование (перевод аккордов из одной тональности в другую)

15 мин.

6.

Практическая часть:

Перевод аккордов из тональности Am в тональность Em на примере песни «Изгиб гитары», исполнении песни в новой тональности

20 мин.

7.

Релаксация (приемы снятия напряжения с отдельных групп мышц при игре «переборами» и «щипком»)

3 мин.

8.

Закрепление понятия «авторская песня» (на примере видео сюжета выпускника класса Романа Комарова с авторской песней «Алеющий закат»)

2 мин

9.

Подведение итогов, работа с тестом «Рефлексивная мишень», домашнее задание

7мин.

10.

Закрепление пройденного песенного материала: из цикла «Песни у костра»

8 мин.

Ход занятия:

Педагог:Добрый день, ребята! Итак, продолжаем изучение гитарного аккомпанемента к любимым нашим песням. Песни, которые сегодня будем слушать и разучивать, относятся к самому удивительному по восприятию жанру - это авторские песни.

Педагог: Назовите наиболее ярких представителей этого жанра.

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Сергей Никитин.

Педагог: Хорошо! Действительно, бардовская или авторская песня во многом связана с этими именами. Бардовское движение имеет свою историю. Первые авторские песни появились в 1930 г., но начало расцвета этого жанра относят к пятидесятым годам ХХ века, когда зазвучали песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора и др. авторов.

Позднее, в 1960-х -80-х, классиками жанра стали В.Высоцкий, А.Галич, В.Берковский и многие другие.

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый – романтический, лидером которого стал Б.Окуджава. с середины 60-х годов появляются не только иронические трактовки, добавляются сатирические, появляются песни, посвященные советским диссидентам. Эстетика «песни-протеста» была продолжена В.Высоцким.

Важное место в творчестве бардов занимала Великая Отечественная Война. Но это был не героический пафос песен «официальной культуры», на первое место выходят человеческие страдания, античеловечность.

Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к ее преследованию. Для поэтов-певцов закрылись двери концертных залов, телестудий, издательств, их выталкивали в эмиграцию. Тем не менее, благодаря магнитофонам, песни знали, пели, их переписывали друг у друга.

С начала 90-х авторская песня перешла в спокойное русло. Значительно выросло число «поющих поэтов», появились профессиональные организации, передачи на радио и телевидении.

Ежегодно в разных уголках России проходят фестивали авторской песни. Не исключение и наш Байкал. У фестивалей на Байкале 40-летняя история. Можно гордиться и тем, что единственный театр авторской песни существует в поселке Листвянка. Его построил и открыл наш соотечественник, иркутянин, поэт, актер, автор-исполнитель Евгений Кравкль.

Педагог: Как вы думаете, что в авторской песни выходит на первый план – музыка или стихи?

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – стихи.

Педагог: Правильно. Вот почему в песнях, о которых мы сегодня говорим, аккомпанемент звучит очень ненавязчиво, гармония проста и узнаваема. В первую очередь хочется услышать, о чем песня, а потом думать, каким техническим приемом ее исполнять.

Педагог: (слайд №1, Приложение1) Первая песня, с которой мы знакомимся сегодня, принадлежит автору удивительному. Все, что им написано, отмечено печатью мудрости и глубоким знанием жизни. Я не случайно поставлю вам запись песни прямо с концерта, потому что, словесное предисловие самого автора очень значимо (звучит песня «Давайте восклицать», 1 куплет).

Педагог: (раздает текст песни) Как сказал Булат Окуджава – это касается каждого, и смысл всего спетого заключается в последних словах (берет гитару): «тем более, что жизнь короткая такая».

Педагог: Давай с вами проанализируем гармоническую основу песни. В какой тональности она написана?

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – ля минор.

Педагог: Совершенно верно. Я хочу обратить ваше внимание на третью и четвертую строчки песни. Что вам знакомо в построении этих аккордов и как называется такое построение?

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – гармонический квадрат.

Педагог: Правильно. Определяем, какой технический прием используется в аккомпанементе?

Учащиеся: (предполагаемые ответы) - перебор.

Педагог: Да. Вид перебора №2, исполним его на основе гармонического квадрата (учащиеся выполняют задание).

Педагог: Что касается первых двух строчек песни, то здесь используется знакомое нам сочетание широких аккордов С и G7. Напоминаю, что рационально и правильно выставлять аккорды, начиная с басовой струны. Играем (учащиеся выполняют задание).

Педагог: Хорошо. А теперь исполним аккомпанемент к первому куплету целиком (учащиеся выполняют задание).

Педагог: Хочу заострить ваше внимание вот на чем: мы играем в ансамбле, поэтому все должно звучать точно, слаженно и очень ровно. Перебор относится к сложному типу аккомпанемента для исполнения ансамблем, но это и хорошее упражнение для развития ритма. Поработаем в парах (учащиеся разбиваются на пары и отрабатывают заданный технический прием).

Педагог: Что касается интонационной основы песни – выучиваете ее дома, а на следующем уроке уже поем и аккомпанируем.

Педагог: (слайд №2) Что касается следующей песни, я думаю, она вам хорошо знакома (включает запись песни «Милая моя»). Узнали?

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – «Солнышко лесное», «Милая моя».

Педагог:Все верно. Песня хорошо знакома, а вот имя автора, возможно, знают не все (знакомит в общих чертах с творчеством Ю. Визбора, раздает текст). В какой тональности написана песня?

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – в ми миноре.

Педагог: Да, это ми-минор. В этой тональности мы еще не выделяли гармонический квадрат. Попробуем сделать это сейчас. Даю подсказку: в квадрате должны быть два минорных аккорды, принадлежащие этой тональности, и септаккорд. Ваши предположения.

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – Em-Am-H7-Em.

Педагог: Молодцы! Теперь определяем тип аккомпанемента и играем гармонический квадрат.

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – щипок.

Педагог: Это вальсовый щипок (на доске пишет формулу щипка). Напоминаю, если аккорд звучит несколько раз, то используем основные и вспомогательные басы. Пробуем (учащиеся выполняют задание).

Педагог: Анализируем гармоническую основу песни и выделяем наиболее сложные аккордовые соединения (учащиеся выполняют задание). А теперь пробуем сыграть запев и припев (учащиеся выполняют задание).

Педагог: (слайд №3, сразу звучит песня)

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Изгиб гитары желтой».

Педагог: (раздает текст) Есть песни, над которыми время не властно. Эта песня – одна из них. И, если бы автор, Олег Митяев, не написал больше ничего, он все равно был бы знаменит. К счастью, он пишет много и хорошо, гастролирует по стране, у нас он был в прошлом году. Прежде чем приступить к анализу песни, хочу сказать, что при исполнении ее возникает проблема, которую мы должны решить, и из которой возникает новая теоретическая тема. Откройте теоретические тетради. Запишем тему: «Транспонирование или перевод аккордов из одной тональности в другую». Когда же возникает такая необходимость?

(исполняет отрывок песни в тональности Am) Чувствуете, что в этой тональности мне петь тяжело, очень высоко. Это неестественно для моего голоса, мне некомфортно, поэтому я вынуждена уйти в другую тональность (раздает карточки с фортепианной клавиатурой, Приложение4). Сейчас мы с вами выведем универсальную таблицу перевода аккордов в любую тональность.

Педагог: (обращает внимание учащихся на то, как расположены белые и черные клавиши на клавиатуре фортепиано, нажимает клавишу До, затем До- диез) Как по звуку отличаются До и рядом стоящая черная клавиша?

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – черная клавиша по звуку выше.

Педагог: Правильно (совместно с учащимися выводятся понятия - диез, бемоль). Записываем таблицу расположения звуков на клавиатуре (учащиеся работают с теоретическими тетрадями) и чисто математическим путем, (подсчитывая ступени), переводим аккорды из тональности Am в тональность Em (учащиеся работают совместно с педагогом).

Педагог: Теперь в нашей песне «Изгиб гитары» мы рядом с исходной тональностью проставляем аккорды новой тональности, лучше ручкой другого цвета. Теперь она звучит более спокойно (исполняет в новой тональности) и мягко. Вот теперь можем анализировать гармонию, останавливаться на отдельных сочетаниях аккордов для тренировки безостановочной игры. Каким приемом исполняет сам автор?

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – щипком.

Педагог: Мы же для отработки уверенного исполнения разучиваемых сегодня приемов 1 куплет играем способом «перебор», далее – способом «щипок».

Пробуем (учащиеся выполняют задание).

Педагог: Из опыта работы я знаю, что именно эти приемы аккомпанемента вызывают наибольшие затруднения, и многие стараются избегать применять их в своей практической деятельности и совершенно напрасно. Эти приемы обогащают звучание, а, зачастую, бывают единственно возможными для исполнения той или иной песни.

Дело здесь вот в чем. При неправильной постановке руки во время игры аккомпанемента может возникнуть ощущение быстрой усталости в отдельных мышцах. Это происходит в нескольких случаях:

Когда «провалена» кисть (показывает)

Когда напряжен большой палец и уходит под ладонь (показывает)

Когда пальцы i, m, a теряют независимость друг от друга (показывает)

Педагог: Вам знакомо понятие «Экология учебной деятельности»?

Учащиеся: (предполагаемые ответы) – да.

Педагог: В нашем случае это означает, что надо правильными действиями избегать этих ощущений, а если они возникают, то суметь помочь себе снять ненужную усталость мышц. Достигается это с помощью специальных физических упражнений (раздает памятку по экологии учебной деятельности и проделывает несколько упражнений с учащимися Приложение3).

Педагог: Чтобы наш разговор об авторской песне был достаточно законченным, я хочу показать вам видео сюжет, в котором мой выпускник Рома Комаров исполняет свою авторскую песню (ставит видеоролик с песней «Алеющий закат»). Что такое авторская песня? Это, прежде всего, желание выразить стихом и музыкой свои мироощущения. И совсем необязательно иметь хороший голос, надо, чтобы душа была хорошая. Самое увлекательное в нашей жизни – познание нового. А самое удивительное – познание себя в этом новом.

Педагог: Подведем итог основной части нашего урока. Итак, мы открываем следующий цикл песен – «Авторская песня», осваиваем навыки игры переборами и щипком, учимся транспонировать аккорды в удобные тональности для исполнения.

Прежде чем перейти к домашнему заданию, мне хочется, чтобы вы оценили нашу работу с помощью необычного теста «Рефлексивная мишень» (раздает тест, объясняет инструкцию к нему, Приложение5). Сегодня мы заполняем тест, а проанализируем его на следующем занятии.

Домашнее задание: работать с Интернет-ресурсами - все пройденные на уроке песни найти в mp3, слушать, выучить их интонационно, играть аккомпанемент указанными способами.

Практическая работа: в одной из пройденных песен перевести аккорды из тональности Am в тональность Em.

Приветствуется самостоятельно выученная песня по данной теме.

Педагог: заключительная часть урока – исполнение знакомых песен из цикла «Песни у костра» (по выбору учащихся).

Всем спасибо за работу!

Приложение 1

Слайд №1

 Советский и российский поэт, бард, прозаик и сценаристкомпозитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.

Давайте восклицать (Окуджава Булат)

С G C Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Am Dm E7 Am Высокопарных слов не надо опасаться. С G7 C Давайте говорить друг другу комплименты - Am Dm Е7 Am Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно То вместе, то поврозь, а то попеременно. Не надо придавать значения злословью, Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить во всем друг другу потакая, Тем более что жизнь короткая такая.

Слайд №2

Советский автор-исполнитель песен, киноактёр, журналист, прозаик, киносценарист и документалист, драматург, поэт, художник; один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни; создатель жанра «песни-репортажа», автор более 300 песен. Один из наиболее ярких и самобытных бардов.

Милая моя

Em

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.

G D7 G

Тих и печален ручей у янтарной сосны,

H7 C E7

Пеплом несмелым подернулись угли костра,

Am H7 Em

Вот и окончилось все, расставаться пора.

Припев:

Em Am D7 G

Милая моя, солнышко лесное,

Em Am

Где, в каких краях

H7 Em

Встретишься со мною?

Крылья сложили палатки: их кончен полет.

Крылья расправил искатель разлук - самолет.

И потихонечку пятится трап от крыла,

Вот уж действительно пропасть меж нами легла.

Припев

Не утешайте меня - мне слова не нужны.

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны.

Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,

Вдруг у огня ожидают, представьте, меня.

Слайд №3

Российский автор-исполнитель, музыкантактёр. Член Союза писателей РоссииНародный артист Российской Федерации.  Автор и первый исполнитель песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (1978).

Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»  является своеобразным гимном бардовского движения.

Изгиб гитары желтой

Am Dm E7 Am

Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно,

Am Dm G C

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Gm A7 Dm G7 C A7

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.

Dm Am E7 F

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Gm A7 Dm G7 C A7

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.

Dm Am E7 Am

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!..

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза

И где-то с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. -

Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза

Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! / 2 раза

Приложение 2

ЭКОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕШАЕТ ЗАДАЧУ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ, ПОЗВОЛЯЯ ИМ В ПОЛНОЙ МЕРЕ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ БЫТЬ БЛАГОПОЛУЧНЫМИ И СЧАСТЛИВЫМИ.

БУДЬ ЗДОРОВ!

(ТРЕНИНГИ)

ПОМОГИ СЕБЕ САМ:

При утомлении плечевого пояса:

сидя на стуле, сделать четыре круговых движения плечами в одну сторону, затем в другую, руки расслаблены;

сидя на стуле, поднять левое плечо, опустить правое, переменить положение плеч;

сидя на стуле, руки вверх; расслабить мышцы кистей и «уронить» их, «уронить» предплечья, «уронить» руки, пауза в расслабленном состоянии.

При утомлении рук:

сидя, руки в стороны, кисти сжаты в кулаки; кисти раскрыть, пальцы развести; кисти раскрыть, руки поднять вверх – в стороны и потрясти расслабленными кистями; опустить руки;

сидя, руки вверх, руки в стороны одновременно с круговыми движениями кистей.

При утомлении кистей:

сидя, руки в стороны или вперед; волнообразные движения кистью;

сидя, руки в стороны; кисти поднять, «уронить» кисти; опустить руки, встряхнуть кистями;

сидя или стоя, руки свободно опустить вниз; повернуть кисть наружу как можно больше; сжать кисть в кулак; обратным движением повернуть кисть на 360 градусов, постепенно их выпрямляя.

При первых признаках усталости:

сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней; напряжены мускулы плеч и грудь; втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна; всего 10-15 сек. – и стало жарко;

сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед; подтянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника; тянуть ровно – так, чтобы было приятно;

растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад; при этом поцокать языком, как лошадка;

«ворона»; произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше небо и маленький язычок; затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом;

«лев»; дотянуться языком до подбородка; еще дальше!

ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ, Т.Е. СЧАСТЬЯ. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ МЫ, ВЗРОСЛЫЕ (РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ), ХОТИМ СДЕЛАТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ, ТО ДОЛЖНЫ ТАКИМ ОБРАЗОМ ВЫСТРОИТЬ СВОИ И ИХ ПРИОРИТЕТЫ, ЧТОБЫ ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ РЕАЛИЗОВАЛАСЬ КАЖДОДНЕВНО КАК В МЕЛОЧАХ, ТАК И ОБЩЕМ УКЛАДЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Приложение 3

Приёмы рефлексии на уроках музыки

Рефлексия - анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.

«Рефлексивная мишень»

На листке рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области