Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи словесно-дидактических игр

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Обобщение опыта на тему: «Развитие грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи словесно-дидактических игр»

«Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также

и совершенствует речь, учась мыслить»

Ф. А. Сохина

Введение

Речь играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит необходимым условием всестороннего полноценного развития ребёнка.

Невозможность полноценного речевого общения негативно отражается на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникать замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. Такие дети стараются меньше говорить либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, играющая особо важную роль в современном мире.

Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Теоретическая часть

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.

С помощью грамматики наши мысли приобретают материальную оболочку, и позволяет делает нашу речь понятной для окружающих.

Мы должны различать грамматическое и лексическое значение. Лексическое значение слова дает представление, о какой либо  реальности, их свойствах, характеристиках, состояниях. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего, называть объекты и явления.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка очень важно для его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Главной задачей в детском саду не является изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Главной задачей для понимания и освоения грамматического строя для детей дошкольного возраста имеют работы А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича и др.

В процессе овладения речью, ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматической компетенции у дошкольников включает работу над морфологией, изучение грамматических значений в пределах слова (изменение в роде, числе, падеже), словообразование (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксис (порядок слов, построение простых и сложных предложений).

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым.

В работах А. Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

I период — период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес);

II период — период усвоения грамматической структуры предложения (1 г.10 мес. — 3 года);

III период — период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

Овладение грамматическим строем речи у дошкольников осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметной среды, игры, труда, в общении с взрослыми и со сверстниками. Источники и факторы развития родного языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и поэтому и различны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

В процессе занятий дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. К этим навыкам относятся: согласование прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.

Дидактические игры и упражнения помогают ребёнку освоить сложные грамматические категории, воспитывают «языковое чутьё», поддерживают интерес к родному языку.

Одним из способов формирования грамматически правильной и выразительной речи, является игра, а также игровые упражнения и повседневное общение. Благодаря динамичности, эмоциональному проведению и увлечённости детей они дают возможность много раз упражнять детей в повторении нужных словоформ. Они позволяют повысить самооценку ребенка и преодолеть преграды в общении со сверстниками и взрослыми.

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Практическая часть

В сентябре 2018 года провела диагностику с детьми старшей группы МБДОУ №13 «Незабудка» (22 ребенка). За основу я взяла тестовые задания для выявления речевых умений и навыков старших дошкольников (раздел словарь и грамматика) из книги «Развитие речи детей 5-6 лет» О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной (см. приложение).

Диагностика показала, что многие дети допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными и глаголами, разные способы словообразования). Так же вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по развитию грамматически правильной речи у детей. Для этого использовала словесно-дидактичекие игры.

В связи с поставленной целью определила следующие задачи:

Изучить теоретическую литературу по данной теме.

Создать развивающую среду.

Внедрить в практику работы систему словесно-дидактических игр и игровых упражнений с детьми старшей группы.

Выявить эффективность использования словесно-дидактических игр и игровых упражнений в работе по развитию грамматически правильной речи у детей.

Таким образом, выделила задачи для развития грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста:

Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

В работе с детьми учитывала следующие принципы:

систематичность

последовательность

доступность

наглядность

индивидуальность

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать:

образец,

объяснение,

указание,

сравнение,

повторение.

Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Чтобы заинтересовать детей, помочь каждому ребенку проявить себя использовала:

художественное слово

сюрпризные ситуации

проблемные ситуации

игровые обучающие ситуации

Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно. Для этого я использовала приемы:

я скажу, а ты повтори;

подсказка;

новое слово выделить голосом, затем объяснить смысл;

образование слов по аналогии;

договаривание и проговаривание слов пропущенных воспитателем;

закончи предложение.

Важным моментом является организация предметно-развивающей среды в группе. Для этого в группе был создан речевой уголок «Грамотейка», который оснащен необходимым оборудованием (смотри приложение). Это дало возможность осуществлять обучение детей в разных видах деятельности:

Продуктивная деятельность

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность

Прогулка

Работа с родителями

Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической.

Словесно – дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием проводила:

со всем коллективом детей на занятиях;

в совместной деятельности с небольшими подгруппами детей;

индивидуально.

Для систематической работы я разработала и составила

перспективный план по использованию словесно-дидактических игр,

картотеки игр и игровых упражнений,

сделала игры таблицы-схемы (смотри приложение).

Условно обозначила речевые задачи: словарь, грамматика.

Словарь. Выявить умения:

1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;

2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматика. Выявить умения:

1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

3) строить сложные предложения разных типов.

Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя. Понимание дошкольником значения слова имеет определенные особенности. Здесь выделяются две ступени: 1 – обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), 2 – связана с тем, насколько активно он включен в процесс общения.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием организовывала как часть занятия, на прогулке, в режимных моментах, в совместной деятельности.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря детей, наряду со специальными занятиями, брала ситуации из повседневной жизни, которые предоставляют больше возможностей для закрепления речевых навыков, полученных на занятиях. Вне занятий создавала условия для проявления речевой активности каждого ребенка. С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений, вне занятий проводила игры с грамматическим содержанием. Кроме этого, постоянно следила за речью ребят во время игр, в быту, исправляя встречающиеся ошибки.

Работу над грамматическим строем начала со знакомства с именами существительными, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи: прилагательные – по падежам, родам и числам; прилагательные и глаголы в прошедшем времени – по родам и числам. Для этого я использовала игры из раздела № 1: «Нас окружают предметы», где дети знакомились с миром предметов (см. картотеку №2).

Большой удельный вес на занятиях занимают речевые задания, помогающие творчески использовать приобретенный опыт. Например, в игре «Узнай, кто это» я сама, а затем дети изображали движения, характерные для той или иной профессии, рода занятий людей: игру на музыкальных инструментах, бег, прыжки, катание на лыжах и т.д. При отгадывании складывается ситуация, требующая от детей самостоятельно образовывать слова, поскольку не все названия известны. Руководя игрой, я поощряла поиск, хвалила, если слово образовано правильно, или подсказывала, если дети испытывали затруднения (катается на горных лыжах... – горнолыжник), поощрением служило и игровое правило: загадывает новую загадку тот, кто правильно отгадал предыдущую. К ошибкам детей относилась с особым вниманием, так как есть ошибки прогрессивные, «хорошие», на них ребенок учится, а порой экспериментирует.

В выполнении речевых заданий старалась вовлекать всех детей, в том числе и малоактивных. Распределяла задания таким образом, чтобы ответы детей, которых вызывала первыми, служили для остальных образцом для подражания, но не повторения. Так в игре «Наш теремок», в которой ребята обучаются разным способом образования названий детенышей животных (овца – ягненок, кот – котенок, жираф – детеныш жирафа и т.д.), малоактивным детям раздавала картинки, которых нет у активных. Малоактивный ребенок стремился самостоятельно подобрать слово, имея лиш образец ответа товарища (например, у одного ребенка рисунок детеныша жирафа, а у другого – детеныша бегемота).

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив апельсинов, карандашей). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами. Для этого использую игры: «Подбери признак», «Один – много», «Доскажи словечко», «Есть – нет» и т.д. (см. картотеку №1).

Учила детей правильно спрягать глаголы, особенно «трудные» (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят) в игре «Вы хотите? – мы хотим» (см. картотеку №1)

В играх «Что происходит в природе?», «Подбирай, называй, запоминай», «Кто может совершать эти действия», (см. картотеку №1), таблицы-схемы «Все предметы совершают действия» (см. картотеку №2) учила правильно употреблять категорию рода глаголов прошедшего (настоящего, будущего) времени, соотнося действие и предмет женского, мужского или среднего рода.

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

Знакомя детей с согласованием прилагательного с существительным в роде, числе, падеже; с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише) проводила игры: «Какой, какая, какое», «Что из чего сделано», «Сравни предметы и закончи предложения», Ответь на вопрос «как?». (см. картотеку №1)

В играх с детьми создавала ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Знакомила детей с наиболее продуктивными способами (с помощью приставок, суффиксов; от исходного слова несколько однокоренных слов; направление действий; названий детенышей животных, предметов посуды; словообразовательных оттенков (уменьшительности, увеличительности, ласкательности) ...) в играх «Брат – братец, братик», «Из чего какой», «Закончи предложение», «Чей хвост, чьи уши, чья голова» (см. картотеку№1), «Жили были Гном и Гномик» (см. картотеку№2).

В играх «Бежать – мчаться», «Скажи по-другому», «Кто хитрее» (картотека №1) учила детей подбирать слова близкие по значению (синонимы), а в играх «Скажи наоборот» (картотека №1), «Какие бывают предметы» (картотека №2) – подбирать слова с противоположным значением (антонимы). При подборе словосочетаний со словами близкого и противоположного значений дети глубже осознают многозначность слов.

В игре «Сочиняем рифмовки» детям предлагала самостоятельно образовывать по аналогии с образцом трудные или нетрадиционные формы слов (ботинок, чулок, носков...). Читаю стишок и показываю картинки-подсказки (см. приложение №1).

Грамматический материал закрепляла как в процессе известных, так и некоторых новых игр и игровых упражнений: «Чего не хватает портнихе для работы» (на образование форм родительного падежа имен существительных); «Разговор по телефону» (на спряжение глагола звонить); «Угадай, где я был» (на образование форм винительного падежа множественного числа имен существительных, обозначающих животных) и т.д. (см. приложение №1).

Работу над предложением осуществляла в форме игры «Живые слова» (см. картотеку №1) и начинала со второго полугодия. Учила детей составлять предложения по структурной форме, формируя умение обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения.

Так же для работы над предложением использовала таблицы-схемы. В игре «Соблюдай порядок» формировала понятия о главном и зависимом словах. В игре «Собери слова в предложение» знакомила детей с предлогами. Для знакомства детей со сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями использовала игры «Солнышко проснулось», «О чем расскажут облака», «Поросенок Почемучка» и т.д. (см. картотеку №2)

В конце года проводила специальные виды работы над синтаксической стороной речи – пересказ и рассказывание с последующей записью: ребенок диктует свой рассказ, а я записываю (ситуация письменной речи). (см. тетрадь) «Письменная речь» создает очень благоприятные условия для развития грамматически правильной речи, совершенствуя структуру предложения, является эффективным средством активизации сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Для такой работы использовала вечерние часы, когда в группе особенно спокойная и домашняя обстановка.

Учила детей самостоятельно образовывать трудные формы слов с помощью упражнений на подбор рифмы (игра «Сочини стишок»). В ходе этой игры, сочиняя рифмы и, казалось бы, просто играя словами, дети и не замечали, как легко и просто им это удавалось. (см. альбом)

В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребёнка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребёнка. Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. д.

Взаимодействие с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы, получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка группы. Для этого были проведены следующие мероприятия:

Родительское собрание «Развитие грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация «Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников».

Встречи – консультации с подгруппой родителей, у детей которых обнаружены схожие ( одинаковые ) проблемы в речевом развитии: «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей», «Играем вместе».

Игра-практикум для родителей: «Развитие грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста при помощи словесно-дидактических игр»

Создание специального фонда материалов (игры, литература, видеоматериалы), обеспечивающего развивающее взаимодействие родителей с ребёнком в домашних условиях.

Работа с родителями повысила их компетентность, дала практические навыки в вопросах речевого развития детей. Родители заинтересовались и приняли активное участие в пополнении предметно-развивающей среды в группе: помогли оформить уголок «Грамотейка», больше стали уделять времени совместным играм детей дома по формированию грамматически правильной речи.

Заключение

Чтобы проверить результаты проведённой работы в мае 2019 года провела повторную диагностику с детьми старшей группы МБДОУ №13 «Незабудка» (20 детей). За основу я взяла тестовые задания для выявления речевых умений и навыков старших дошкольников (раздел словарь и грамматика) из книги «Развитие речи детей 5-6 лет» О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной, которые показали, что уровень развития речевых умений и навыков у детей вырос на 36,4 %

Уровень развития речевых умений и навыков детей составил: высокий – 54,5 %, средний – 45,5%, низкий – 0 % (смотри приложение).

Таким образом, разумно организованная систематическая речевая работа воспитала в детях любознательность, чуткость к слову и его формам. А это главное. Дети научились прислушиваться к речи, тонко реагировать на оттенки звучание слов и заимствовать из речи окружающих правильные формы. Научились самостоятельно образовывать трудные формы слов, осознали отдельные конкретные грамматические правила и нормы разговорной речи.

Все знания, которые дети приобрели с помощью игр и упражнений, они закрепляют в сочинении и рассказывании историй и сказок (развитие самостоятельной творческой речи).

Использованная литература:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. Пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 400с.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с

Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. – М., Академия, 2009.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: СОЮЗ, 2001. – 151 с.

Бородич А.М., Методика развития речи детей. – М., 1974г.

Чистякова И.А. Игры для формирования грамотной фразы у дошкольников.

Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007.

10. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С Ушакова. – М.. ВЛАДОС, 2011.

11. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Развития речи детей 5-6 лет: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О. С. Ушакова. – М., ВЛАДОС, 2010.

Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ. – 3-е изд., испр. и доп. / Г. С. Швайко. – М., Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2006.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области