Проект
«В гостях у сказки»
Развитие речи детей раннего возраста
в театральной деятельности
Выполнила: | Михина Светлана Владимировна воспитатель МДОАУ «Детский сад №18 «Ручеёк» 1 младшая группа |
Новотроицк
2019
Название проекта:
«В гостях у сказки».
Тема проекта:
Развитие речи детей раннего возраста в театральной деятельности.
Актуальность:
В раннем возрасте у малышей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.
Помочь в повышении уровня речи детей может театрализованная деятельность, как одна из самых эффективных способов воздействия, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.
Планомерное, систематическое использование сказок является эффективным средством развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Дети усваивают богатство родного языка, его выразительные средства. В процессе игры они нередко сопровождают свои действия словами, а иногда и целыми фразами. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет артикуляционный аппарат. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка.
Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.
Проблемное поле проекта:активизация речевой функции и коммуникативных навыков детей раннего возраста.
Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами театральной деятельности дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д. Маханёва, Л.В.Артемова.
В связи с этим проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.
Цель:
Создавать условия для развития коммуникативных навыков и речевой активности детей в театрализованной деятельности.
Задачи:
-Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
-обогащать словарь детей, активизировать его;
- развивать умение наблюдать за действиями театральных кукол в потешках, песенках,сказках, умение пониматьсодержание;
-побуждать детей участвовать в театрально-игровой деятельности, формироватьположительныеэмоции;- воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам;- побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворноесопровождение;- развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и пальчиковый театр.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
Качественному процессу формирования и развития речи детей раннего возраста должно способствовать системное использование театрально-игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе:
-настольный театр игрушек,
-настольный плоскостной театр,
-театр на фланелеграфе,
- пальчиковыйтеатр,
-театр матрёшек,
- представления на ширме,
-игры-драматизации,
- пальчиковый театр.
Для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные методы и приёмы:
-чтение русских народных сказок и фольклорных произведений,
-рассматривание иллюстраций к сказкам, а также игрушек и картин,
-многократное повторение игр, которое является необходимым условием художественного эффекта.
-наличие речевого образца - сказки, стихи, рассказы являются источником яркой образной речи,
-пересказ сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, разных видов кукольного театра;
-воспроизведение детьми диалогов персонажей;
-инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
-игры на развитие мелкой моторики рук;
-разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, помогает осваивать разные интонации - просьбы, вопроса, удивления и т.д.
-упражнения в передаче эмоционального состояния литературных героев;
-загадывание детям загадок о литературных героях.
Ожидаемые результаты
Личностные качества:
С интересом слушает рассказ воспитателя, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту литературно-художественное произведение
Проявляет интерес к театрально-игровой деятельности.
Играет спокойно, проявляет доброжелательное отношение к сверстникам и окружающим.
Стремится использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности.
Бережно относится к игрушкам, куклам, предметам театрально-игрового оборудования.
Интеллектуальные качества:
Обладает коммуникативными навыками (сопровождает речью игровые и бытовые действия, может по просьбе взрослого рассказать об игрушке, отвечает на простые вопросы воспитателя, пользуется речью как средством общения со сверстниками).
Отзывается на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражает движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
С помощью воспитателя разыгрывает народные песенки, сказки, потешки, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра.
Физические качества:
Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
Принимает участие в подвижных играх.
Выполняет простейшие танцевальные движения под музыку.
Развита мелкая моторика и координация движений.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Прежде чем предложить малышу включиться в театрализованную игру, нужно подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры:
1.Выразительное чтение произведения.
2. Беседа, проговаривание отдельных фрагментов.
3. Создание условий, обеспечивающих развитие образной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности: использвать фрагменты из сказок как упражнения.( н-р, попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка “Теремок”).
4. Формирование у детей раннего возраста простейших умений передавать образы игрушек,животных (умение имитировать характерные движения сказочных животных), затем освоение способов выражения в движениях внутренних свойств образа – эмоций, особенностей характера (грустный – веселый, добрый – злой и др
5. Приобщение детей к театральной культуре (знакомство с разными видами кукольных театров).
6. Обучение детей приемам кукловождения настольных кукол. Начинать эту работу нужно со знакомства детей с разными куклами-игрушками – резиновыми, мягкими, дымковскими, конусными.
7. Поддерживание интереса к кукольным и драматическим спектаклям. Развитие умения сопереживать.
Принципы работы.
1. Принцип доступности - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
2. Принцип наглядности - наличие дидактических материалов.
3. Принцип поощрений достижений ребенка.
4.Принцип последовательности, повторности в применении и подборе
театрализованных игр.
5.Принцип взаимодействия взрослого с ребенком в совместной
театрализованной деятельности.
Участники проекта.
Дети раннего возраста МДОАУ "Детский сад № 18".
Возрастные особенности детей раннего возраста: малышам трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление
Количество занятий.
1 занятие в две недели (18 занятий).
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Специально организованная работа по развитию речи посредством театрализовано - игровой деятельности во время повседневной игровой деятельности - во второй половине дня, но может быть организована и в утренние часы. Если игра совсем не знакома и проводится впервые, то она требует от детей высокого умственного и творческого напряжения. Такую игру лучше проводить в утренние часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.
Задачи решаются как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации, что особенно важно для малышей.
, Срок реализации проекта.
Учебный год.
Основные правила организации и проведения театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков детей в проекте.
Для успешного осуществления воспитательно-образовательных задач необходимо наличие благоприятных условий:
1.Используется время, когда дети в хорошем настроении, не утомлены. 2.Оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми раннего возраста - утренние часы или вторая половина дня.
3. Совместная работа воспитателя с детьми органично может включаться в различные занятия (музыкальные, по изодеятельности, по ознакомлению с окружающим и развитию речи). Имитационные движения можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
4. Организованные виды театральной деятельности проводятся небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку.
5.Длительность – соответствует возрасту.
6. Помимо специальных упражнений, проводимых с детьми по театрализованной деятельности, необходимо перед каждым занятием и в совместной деятельности проводить артикуляционную гимнастику, раскрепощать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.
5. Проводить пальчиковую гимнастику, развивать подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами.
6.Стараться создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.
Материалы, необходимые для реализации проекта.
В группе для использования на занятиях по театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:
1.Детские книги сказок , иллюстрации к русским народным сказкам.
2.Атрибуты, маски-шапочки для драматизации сказок "Курочка Ряба", "Колобок", "Маша и медведь", "Репка".
3.Пальчиковый театр "Колобок", "Теремок".
4. Театр матрёшек: «Курочка Ряба», «Маша и медведь».
5. Картинки с изображением сказочных героев для фланелеграфа.
6.Декорации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»
7.Театр кукол би-ба-бо.
8.Настольный театр, фигуры настольного театра.
9.Костюмы,
10.фланелеграф.
Перспективный план работы
по развитию речи через театрализованную
деятельность
№ п/п | Тема | Программные задачи | Сроки |
1. | Театр игрушек «Игрушки к нам пришли». (По А. Барто «Игрушки») | -Вызвать у детей желание принимать участие в игре, эмоционально реагируя на происходящее; -приучать детей слушать стихотворения в исполнении педагога, наблюдая за действиями игрушек настольного театра. | Сентябрь 1-2 неделя |
2. | Театр на фланелеграфе «Курочка моя», «Наши уточки с утра» (рус.нар.потешки). | -Знакомить малышей с театром картинок на фланелеграфе; -побуждать к рассматриванию картинок с изображением домашних птиц и установлению сходства и различия во внешнем виде и по тому, как они издают звуки (гусь гогочет, уточка крякает и т.д.); упражнять в воспроизведении этих звуков. | Сентябрь 3-4 неделя |
3. | Игра-развлечение. Театр игрушек по песенке «Жили у бабуси два весёлых гуся» | -Продолжать вызывать у малышей эмоционально положительное состояние, удовольствие от просмотра театра игрушек; - побуждать узнавать в игрушках для театра гусей и называть их; - учить выполнять имитационные упражнения. | Октябрь 1-2 неделя |
4. | Показ настольного театра по русской народной сказке “Репка” | - Вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы; активизировать в речи употребление предлога “за”; -развивать внимание, наблюдательность; учить выполнять действия, о которых говорится в сказке. | Октябрь 3-4 неделя |
5. | Кукольный спектакль «Козлятки и волк» (обработка К. Ушинского) с элементами пальчикового театра | -Вызвать интерес, желание смотреть кукольный спектакль в исполнении воспитателя; -учить досказывать слова, воспитывать интонационную выразительность речи; | Ноябрь 1-2 неделя |
6. | Спектакль картинок по сказке В. Бианки «Лис и мышонок» | -Приучать внимательно слушать литературное произведение; учить помогать воспитателю читать сказку, договаривать слова и небольшие фразы; - поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности; -совершенствовать двигательную активность малышей. | Ноябрь 3-4 неделя |
7. | Театр кукол би-ба-бо «Два жадных медвежонка» (по венгерской народной сказке). | -Познакомить детей с кукольным спектаклем «Два жадных медвежонка»; -вызвать желание следить за развитием действия, отвечать на вопросы; - развивать умение имитировать движения персонажей театрального действия. | Декабрь 1-2 неделя |
8. | Настольный театр картинок «Га-га-га» по произведению Д. Биссета | -Познакомить с произведением Д. Биссета «Га-га-га», вызвать симпатию к маленькому гусёнку; -упражнять в произношении звукоподражаний; -формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ. | Декабрь 3-4 неделя |
9. | Кукольный спектакль по сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» | - Доставить малышам удовольствие от восприятия сказки; упражнять в звукоподражании; -учить отвечать на вопросы, обогащать словарь по теме; -побуждать детей принимать участие в кукольном спектакле. | Январь 2 неделя |
10. | Сказка на фланелеграфе (по мотивам сказки К. Чуковского«Цыплёнок») | -Познакомить детей со сказкой, создать у детей радостное настроение; вызвать желание следить за развитием событий; -расширять словарный запас, формировать артикуляцию, добиваясь правильного и чёткого произношения слов. | Январь 3-4 неделя |
11. | Театрализованный показ сказки «Теремок» (обработка М.Булатова) Театр масок «Теремок» | - Развивать способность следить за действиями воспитателя; - вовлекать детей в инсценировку сказки, активизировать речь, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными героями. | Февраль 1-2 неделя |
12. | Театрализованный показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». Театр кукол би-ба-бо | - Приучать внимательно слушать художественное произведение; поощрять желание участвовать в инсценировке сказки; -развивать память, слуховое и зрительное внимание ребёнка, активизировать речь, упражнять в повторении фраз из сказки с разной интонацией. | Февраль 3-4 неделя |
13. | Пальчиковый театр по русской народной сказке «Петушок-золотой гребешок» | -Продолжать прививать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, - побуждать их внимательно слушать песенки, наблюдая за действиями кукол пальчикового театра; -развивать умение сопереживать. | Март 1-2 неделя |
14. | Кукольный спектакль «Поспешили-насмешили» (по мотивам русской народной сказки в обработкеН.Сороки- ной) | -Вызвать интерес, желание смотреть кукольный спектакль в исполнении воспитателя; -побуждать принимать участие в кукольном спектакле, -формировать у детей живой интерес к театрализованной игре. | Март 3-4 неделя |
15. | Развлечение “Сказка на столе”. Настольный театр по мотивам сказки "Заюшкина избушка". | -Вызвать положительные эмоции; - учить интонационной выразительности речи, закреплять знание содержания знакомой сказки; - побуждать к активному общению. | Апрель 1-2 неделя |
16. | Театр матрёшек «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова) | - Продолжать вырабатывать умение подражать; -совершенствовать общую и мелкую моторику детей; обогащать словарь за счёт новых имён прилагательных, глаголов; -вызвать желание поиграть с персонажами. | Апрель 3-4 неделя |
17. | Кукольный театр по сказке Н. Павловой «Земляничка» с элементами пальчикового театра. | -Познакомить с содержанием сказки «Земляничка» Н. Павловой; - продолжать учить различать животных; -помогать детям играть в сказку; вызвать радостные чувства от просмотра театра. | Май 1-2 неделя |
18. | Развлечение “Поиграем в сказку” | -Вызвать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомых сказок, желание поиграть с персонажами; -стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять словарь детей; - стимулировать детей и их инициативу в театрализованной игре; воспитывать дружелюбные отношения в игре. | Май 3-4 неделя |
Интеграция образовательных областей в реализации проекта
№ п/п | Образовательная область | Формы работы | Задачи |
1 | Социально-коммуникативное развитие | -Развлечения «К нам гости пришли», «Сказка на столе»; -Театр игрушек «Приходите гости» -Показ игрушек-забав -Дидактическая игра «Найди путаницу», «Кто за кем», «Кто позвал», «Сложи сказку», «Помоги деду» -Театрализованые сюжетно-ролевые игры, -Мини-театр | -Вызывать положительные эмоции, желание поиграть с персонажами; -помочь разыграть отрывок из сказки, прививая интерес к драматизации, учить выполнять имитационные упражнения; -развивать игровую деятельность детей; - приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. |
2 | Художественно-эстетическое развитие | -Лепка: «Лепим пирожки», «Колбаска для щенка», «Зёрнышки для петушка», «Тарелочка для Мишутки». -Рисование: «Травка шелковая для козы», «Дорожка для щенка», «Помоги зайчику убежать от лисы». -Игры «Узнай по голосу» «Спой песенку»; -Музыкально-дидактические игры «Кто как двигается». | -Формировать навыки изобразительной деятельности и детского творчества; -развивать продуктивную деятельность детей; -воспитывать эстетические чувства, приобщать детей к доступным видам художественно-эстетической деятельности. -Поощрять желание подпевать отдельные слова песенок. |
3 | Развитие речи | -Интонационное упражнение «Пропой песенку»; «Скажи «мяу», «Позови Машу», «В гостях у Заюшки» -Артикуляционная гимнастика «Весёлые лягушата», «Пчёлки и медведь» -Дидактические игры «Найди сказку», «Чья картинка?» , -Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. -Театр картинок «Угадай-ка» -Этюды с куклами бибабо:разучивание слов Маши из сказки «Три медведя»,диалог «Встреча с колобком» -Чтение и рассказывание, сказок, потешек; -Рассматривание картинок и иллюстраций к сказкам. | -Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами; -активизировать словарь, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить согласовывать слова в предложениях, отвечать на вопросы - вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы, вовлекать детей в инсценирование. -знакомить с художественными произведениями и малыми фольклорными формами, загадками, развивать художественное восприятие текста. -Учить детей слушать произведения разных жанров, эмоционально реагировать на прослушанное произведение. |
4 | Познавательное развитие | - Игровая викторина по стихам А. Барто» -игры-разминки(«Кто кричит?», «Птички в саду»), игры «Кому-что?», «Одень мишек», «Постучимся в теремок» (Узнай, кто это), «Кого боится зайка» -Этюды «Домашние птицы», «Котята», «Козлята и волк», «Петушок и его семья» -Лото | -расширять кругозор. -знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. -поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки). |
5 | Физическое развитие | -Русские народные хороводные игры «Заинька-горностаинька» ; -Подвижные игры с использованием театральных атрибутов (масок, элементов костюмов): «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Вышла курочка гулять»; -Театрализованная ритмопластика на утренней гимнастике. -Пальчиковые игры «Коза-дереза», «Зайчик» | -Побуждать детей к двигательной активности в театральной деятельности, -способствовать дальнейшему развитию основных движений в играх и самостоятельной двигательной деятельности;-содействовать улучшению координации движений. |
Заключение.
В целом по результатам практического исследования, можно сделать обобщающий вывод о том, что динамика показателей развития речи у детей раннего возраста имеет позитивную тенденцию к увеличению, при использовании в воспитательно-педагогическом процессе приемов и методов театрализованной деятельности. Благодаря проведенной работе ожидаемые результаты подтвердились.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни были достигнуты положительные результаты:
Дети к концу года легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.
Охотно играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки.
Стремятся использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности
У большинства детей появился интерес к чтению книг.
Проведенное исследование каждого воспитанника позволили сделать следующие выводы:
-работа над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты;
-расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях;
-совместная работа с родителями эмоционально насыщает жизнь ребенка и активизирует его речевое развитие.
Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально.
Литература.
1.Грушина Л.В. Театр на пальчиках. - М.: Просвещение, 2005;
2.Губанова Н. Ф. "Развитие игровой деятельности". Издательство "Мозаика Синтез". Москва, 2008 г.
3. Дащенко Л.М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;4. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;5. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;
6.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:Пособие для работников дошк. Учреждений -М.:ТЦ "Сфера", 2001;
7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М.: Вако, 2004.
8.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г.Кукольный театр для самых маленьких. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009;9. Шорохова О.А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М.: Просвещение, 2006;