Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "В гостях у сказки"

Развитие речи детей раннего возраста в театральной деятельности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект

«В гостях у сказки»

Развитие речи детей раннего возраста

в театральной деятельности

Выполнила:

Михина Светлана Владимировна

воспитатель МДОАУ «Детский сад №18 «Ручеёк»

1 младшая группа

Новотроицк

2019

Название проекта:

«В гостях у сказки».

Тема проекта:

Развитие речи детей раннего возраста в театральной деятельности.

Актуальность:

В раннем возрасте у малышей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.

Помочь в повышении уровня речи детей может театрализованная деятельность, как одна из самых эффективных способов воздействия, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Планомерное, систематическое использование сказок является эффективным средством развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Дети усваивают богатство родного языка, его выразительные средства. В процессе игры они нередко сопровождают свои действия словами, а иногда и целыми фразами. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет артикуляционный аппарат. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка.

Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

Проблемное поле проекта:активизация речевой функции и коммуникативных навыков детей раннего возраста.

Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. На эти просчеты указывают педагоги, долгое время занимающиеся вопросами театральной деятельности дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д. Маханёва, Л.В.Артемова.

В связи с этим проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Цель:

Создавать условия для развития коммуникативных навыков и речевой активности детей в театрализованной деятельности.

Задачи:

-Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; 

-обогащать словарь детей, активизировать его; 

- развивать умение наблюдать за действиями театральных кукол в потешках, песенках,сказках, умение пониматьсодержание;

-побуждать детей участвовать в театрально-игровой деятельности, формироватьположительныеэмоции;- воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам;- побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворноесопровождение;- развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и пальчиковый театр.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

Качественному процессу формирования и развития речи детей раннего возраста должно способствовать системное использование театрально-игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе:

-настольный театр игрушек,

-настольный плоскостной театр,

-театр на фланелеграфе,

- пальчиковыйтеатр,

-театр матрёшек,

- представления на ширме,

-игры-драматизации,

- пальчиковый театр.

Для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные методы и приёмы:

-чтение русских народных сказок и фольклорных произведений,

-рассматривание иллюстраций к сказкам, а также игрушек и картин,

-многократное повторение игр, которое является необходимым условием художественного эффекта.

-наличие речевого образца - сказки, стихи, рассказы являются источником яркой образной речи,

-пересказ сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, разных видов кукольного театра;

-воспроизведение детьми диалогов персонажей;

-инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

-игры на развитие мелкой моторики рук;

-разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, помогает осваивать разные интонации - просьбы, вопроса, удивления и т.д.

-упражнения в передаче эмоционального состояния литературных героев;

-загадывание детям загадок о литературных героях.

Ожидаемые результаты

Личностные качества:

С интересом слушает рассказ воспитателя, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту литературно-художественное произведение

Проявляет интерес к театрально-игровой деятельности.

Играет спокойно, проявляет доброжелательное отношение к сверстникам и окружающим.

Стремится использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности.

Бережно относится к игрушкам, куклам, предметам театрально-игрового оборудования.

Интеллектуальные качества:

Обладает коммуникативными навыками (сопровождает речью игровые и бытовые действия, может по просьбе взрослого рассказать об игрушке, отвечает на простые вопросы воспитателя, пользуется речью как средством общения со сверстниками).

Отзывается на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражает движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;  

С помощью воспитателя разыгрывает народные песенки, сказки, потешки, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра.

Физические качества:

Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

Принимает участие в подвижных играх.

Выполняет простейшие танцевальные движения под музыку.

Развита мелкая моторика и координация движений.

Сценарий совместной деятельности по решению задач

Прежде чем предложить малышу включиться в театрализованную игру, нужно подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры:

1.Выразительное чтение произведения.

2. Беседа, проговаривание отдельных фрагментов.

3. Создание условий, обеспечивающих развитие образной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности: использвать фрагменты из сказок как упражнения.( н-р, попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка “Теремок”).

4. Формирование у детей раннего возраста простейших умений передавать образы игрушек,животных (умение имитировать характерные движения сказочных животных), затем освоение способов выражения в движениях внутренних свойств образа – эмоций, особенностей характера (грустный – веселый, добрый – злой и др

5. Приобщение детей к театральной культуре (знакомство с разными видами кукольных театров).

6. Обучение детей приемам кукловождения настольных кукол. Начинать эту работу нужно со знакомства детей с разными куклами-игрушками – резиновыми, мягкими, дымковскими, конусными.

7. Поддерживание интереса к кукольным и драматическим спектаклям. Развитие умения сопереживать.

Принципы работы.  

1. Принцип доступности - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

2. Принцип наглядности - наличие дидактических материалов.

3. Принцип поощрений достижений ребенка.

4.Принцип последовательности, повторности в применении и подборе

театрализованных игр.

5.Принцип взаимодействия взрослого с ребенком в совместной

театрализованной деятельности.

Участники проекта.

Дети раннего возраста МДОАУ "Детский сад № 18".

Возрастные особенности детей раннего возраста: малышам трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;  поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков;  детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;  преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление

Количество занятий.

1 занятие в две недели (18 занятий).

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Специально организованная работа по развитию речи посредством театрализовано - игровой деятельности во время повседневной игровой деятельности - во второй половине дня, но может быть организована и в утренние часы. Если игра совсем не знакома и проводится впервые, то она требует от детей высокого умственного и творческого напряжения. Такую игру лучше проводить в утренние часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.

Задачи решаются как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.

Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации, что особенно важно для малышей.

, Срок реализации проекта.

Учебный год.

Основные правила организации и проведения театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков детей в проекте.

Для успешного осуществления воспитательно-образовательных задач необходимо наличие благоприятных условий:

1.Используется время, когда дети в хорошем настроении, не утомлены. 2.Оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми раннего возраста - утренние часы или вторая половина дня.

3. Совместная работа воспитателя с детьми органично может включаться в различные занятия (музыкальные, по изодеятельности, по ознакомлению с окружающим и развитию речи). Имитационные движения можно отрабатывать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

4. Организованные виды театральной деятельности проводятся небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку.

5.Длительность – соответствует возрасту.

6. Помимо специальных упражнений, проводимых с детьми по театрализованной деятельности, необходимо перед каждым занятием и в совместной деятельности проводить артикуляционную гимнастику, раскрепощать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

5. Проводить пальчиковую гимнастику, развивать подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами.

6.Стараться создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых.

Материалы, необходимые для реализации проекта.

В группе для использования на занятиях по театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:

1.Детские книги сказок , иллюстрации к русским народным сказкам.

2.Атрибуты, маски-шапочки для драматизации сказок "Курочка Ряба", "Колобок", "Маша и медведь", "Репка".

3.Пальчиковый театр "Колобок", "Теремок".

4. Театр матрёшек: «Курочка Ряба», «Маша и медведь».

5. Картинки с изображением сказочных героев для фланелеграфа.

6.Декорации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»

7.Театр кукол би-ба-бо.

8.Настольный театр, фигуры настольного театра.

9.Костюмы,

10.фланелеграф.

Перспективный план работы

по развитию речи через театрализованную

деятельность

№ п/п

Тема

Программные задачи

Сроки

1.

Театр игрушек «Игрушки к нам пришли». (По А. Барто «Игрушки»)

-Вызвать у детей желание принимать участие в игре, эмоционально реагируя на происходящее;

-приучать детей слушать стихотворения в исполнении педагога, наблюдая за действиями игрушек настольного театра.

Сентябрь

1-2 неделя

2.

Театр на фланелеграфе «Курочка моя», «Наши уточки с утра» (рус.нар.потешки).

-Знакомить малышей с театром картинок на фланелеграфе;

-побуждать к рассматриванию картинок с изображением домашних птиц и установлению сходства и различия во внешнем виде и по тому, как они издают звуки (гусь гогочет, уточка крякает и т.д.); упражнять в воспроизведении этих звуков.

Сентябрь

3-4 неделя

3.

Игра-развлечение. Театр игрушек по песенке «Жили у бабуси два весёлых гуся»

-Продолжать вызывать у малышей эмоционально положительное состояние, удовольствие от просмотра театра игрушек;

- побуждать узнавать в игрушках для театра гусей и называть их;

- учить выполнять имитационные упражнения.

Октябрь

1-2 неделя

4.

Показ настольного театра по русской народной сказке “Репка”

- Вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы; активизировать в речи употребление предлога “за”;

-развивать внимание, наблюдательность; учить выполнять действия, о которых

говорится в сказке.

Октябрь

3-4 неделя

5.

Кукольный спектакль «Козлятки и волк» (обработка К. Ушинского) с элементами пальчикового театра

-Вызвать интерес, желание смотреть кукольный спектакль в исполнении воспитателя;

-учить досказывать слова, воспитывать интонационную выразительность речи;

Ноябрь

1-2 неделя

6.

Спектакль картинок по сказке В. Бианки «Лис и мышонок»

-Приучать внимательно слушать литературное произведение; учить помогать воспитателю читать сказку, договаривать слова и небольшие фразы;

- поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности;

-совершенствовать двигательную активность малышей.

Ноябрь

3-4 неделя

7.

Театр кукол би-ба-бо «Два жадных медвежонка» (по венгерской народной сказке).

-Познакомить детей с кукольным спектаклем «Два жадных медвежонка»;

-вызвать желание следить за развитием действия, отвечать на вопросы;

- развивать умение имитировать движения персонажей театрального действия.

Декабрь

1-2 неделя

8.

Настольный театр картинок «Га-га-га» по произведению Д. Биссета

-Познакомить с произведением Д. Биссета «Га-га-га», вызвать симпатию к маленькому гусёнку;

-упражнять в произношении звукоподражаний;

-формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.

Декабрь

3-4 неделя

9.

Кукольный спектакль по сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?»

- Доставить малышам удовольствие от восприятия сказки; упражнять в звукоподражании;

-учить отвечать на вопросы, обогащать словарь по теме;

-побуждать детей принимать участие в кукольном спектакле.

Январь

2 неделя

10.

Сказка на фланелеграфе

(по мотивам сказки К. Чуковского«Цыплёнок»)

-Познакомить детей со сказкой, создать у детей радостное настроение; вызвать желание следить за развитием событий;

-расширять словарный запас, формировать артикуляцию, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.

Январь

3-4 неделя

11.

Театрализованный показ сказки «Теремок»

(обработка М.Булатова)

Театр масок «Теремок»

- Развивать способность следить за действиями воспитателя;

- вовлекать детей в инсценировку сказки, активизировать речь, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными героями.

Февраль

1-2 неделя

12.

Театрализованный показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». Театр кукол би-ба-бо

- Приучать внимательно слушать художественное произведение; поощрять желание участвовать в инсценировке сказки;

-развивать память, слуховое и зрительное внимание ребёнка, активизировать речь, упражнять в повторении фраз из сказки с разной интонацией.

Февраль

3-4 неделя

13.

Пальчиковый театр по русской народной сказке «Петушок-золотой гребешок»

-Продолжать прививать у детей интерес к театрально-игровой деятельности,

- побуждать их внимательно слушать песенки, наблюдая за действиями кукол пальчикового театра;

-развивать умение сопереживать.

Март

1-2 неделя

14.

Кукольный спектакль «Поспешили-насмешили» (по мотивам русской народной сказки в обработкеН.Сороки-

ной)

-Вызвать интерес, желание смотреть кукольный спектакль в исполнении воспитателя;

-побуждать принимать участие в кукольном спектакле,

-формировать у детей живой интерес к театрализованной игре.

Март

3-4 неделя

15.

Развлечение “Сказка на столе”. Настольный театр по мотивам сказки "Заюшкина избушка".

-Вызвать положительные эмоции;

- учить интонационной выразительности речи, закреплять знание содержания знакомой сказки;

- побуждать к активному общению.

Апрель

1-2 неделя

16.

Театр матрёшек «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)

 - Продолжать вырабатывать умение подражать;

-совершенствовать общую и мелкую моторику детей; обогащать словарь за счёт новых имён прилагательных, глаголов;

-вызвать желание поиграть с персонажами.

Апрель

3-4 неделя

17.

Кукольный театр по сказке Н. Павловой «Земляничка»

с элементами пальчикового театра.

-Познакомить с содержанием сказки «Земляничка» Н. Павловой;

- продолжать учить различать животных;

-помогать детям играть в сказку;

вызвать радостные чувства от просмотра театра.

Май

1-2 неделя

18.

Развлечение “Поиграем в сказку”

-Вызвать положительные эмоции, вспомнить содержание знакомых сказок, желание поиграть с персонажами;

-стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказок, пополнять словарь детей;

- стимулировать детей и их инициативу в театрализованной игре;

воспитывать дружелюбные отношения в игре.

Май

3-4 неделя

Интеграция образовательных областей в реализации проекта

п/п

Образовательная область

Формы работы

Задачи

1

Социально-коммуникативное развитие

-Развлечения «К нам гости пришли», «Сказка на столе»;

-Театр игрушек «Приходите гости»

-Показ игрушек-забав

-Дидактическая игра «Найди путаницу», «Кто за кем», «Кто позвал», «Сложи сказку», «Помоги деду»

-Театрализованые сюжетно-ролевые игры,

-Мини-театр

-Вызывать положительные эмоции, желание поиграть с персонажами;

-помочь разыграть отрывок из сказки, прививая интерес к драматизации, учить выполнять имитационные упражнения;

-развивать игровую деятельность детей;

- приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

2

Художественно-эстетическое развитие

-Лепка: «Лепим пирожки», «Колбаска для щенка», «Зёрнышки для петушка», «Тарелочка для Мишутки».

-Рисование: «Травка шелковая для козы»,

«Дорожка для щенка», «Помоги зайчику убежать от лисы».

-Игры

«Узнай по голосу»

«Спой песенку»;

-Музыкально-дидактические игры «Кто как двигается».

-Формировать навыки изобразительной деятельности и детского творчества;

-развивать продуктивную деятельность детей;

-воспитывать эстетические чувства, приобщать детей к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

-Поощрять желание подпевать отдельные слова песенок.

3

Развитие речи

-Интонационное упражнение «Пропой песенку»; «Скажи «мяу», «Позови Машу»,

«В гостях у Заюшки»

-Артикуляционная гимнастика «Весёлые лягушата», «Пчёлки и медведь»

-Дидактические игры «Найди сказку», «Чья картинка?» ,

-Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями.

-Театр картинок «Угадай-ка»

-Этюды с куклами бибабо:разучивание слов Маши из сказки «Три медведя»,диалог «Встреча с колобком»

-Чтение и рассказывание, сказок, потешек;

-Рассматривание картинок и иллюстраций к сказкам.

-Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами;

-активизировать словарь, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить согласовывать слова в предложениях, отвечать на вопросы

- вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы, вовлекать детей в инсценирование.

-знакомить с художественными произведениями и малыми фольклорными формами, загадками, развивать художественное восприятие текста.

-Учить детей слушать произведения разных жанров, эмоционально реагировать на прослушанное произведение.

4

Познавательное развитие

- Игровая викторина по стихам А. Барто»

-игры-разминки(«Кто кричит?», «Птички в саду»),

игры «Кому-что?», «Одень мишек», «Постучимся в теремок» (Узнай, кто это), «Кого боится зайка»

-Этюды «Домашние птицы», «Котята», «Козлята и волк», «Петушок и его семья»

-Лото

-расширять кругозор.

-знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

-поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки).

5

Физическое развитие

-Русские народные хороводные игры «Заинька-горностаинька» ;

-Подвижные игры с использованием театральных атрибутов (масок, элементов костюмов): «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Вышла курочка гулять»;

-Театрализованная ритмопластика на утренней гимнастике.

-Пальчиковые игры «Коза-дереза», «Зайчик»

-Побуждать детей к двигательной активности в театральной деятельности,

-способствовать дальнейшему развитию основных движений в играх и самостоятельной двигательной деятельности;-содействовать улучшению координации движений.

Заключение.

В целом по результатам практического исследования, можно сделать обобщающий вывод о том, что динамика показателей развития речи у детей раннего возраста имеет позитивную тенденцию к увеличению, при использовании в воспитательно-педагогическом процессе приемов и методов театрализованной деятельности. Благодаря проведенной работе ожидаемые результаты подтвердились.

В результате целенаправленной и систематической работы  по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни были достигнуты положительные результаты:

Дети к концу года  легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.

Охотно играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки.

Стремятся использовать игрушки и театральные куклы в самостоятельной деятельности

У большинства детей появился интерес к чтению книг.

Проведенное исследование каждого воспитанника позволили сделать следующие выводы:

-работа над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты;

-расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях;

-совместная работа с родителями эмоционально насыщает жизнь ребенка и активизирует его речевое развитие.

Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально.

Литература.

1.Грушина Л.В. Театр на пальчиках. - М.: Просвещение, 2005;

2.Губанова Н. Ф. "Развитие игровой деятельности". Издательство "Мозаика Синтез". Москва, 2008 г.

3. Дащенко Л.М.  Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;4. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;5. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;

6.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду:Пособие для работников дошк. Учреждений -М.:ТЦ "Сфера", 2001;

7. Сорокина Н.Ф.,  Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М.: Вако, 2004.

8.Сорокина Н.Ф.,  Миланович Л.Г.Кукольный театр для самых маленьких. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009;9. Шорохова О.А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М.: Просвещение, 2006;

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области