Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Из опыта работы«Обучение шитью детей подготовительной группы»

Целью данного опыта является пошаговое раскрытие обучение детей шитью для развития мелкой моторики детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №43 «Сказка»

город Смоленск

Из опыта работы

воспитателя первой квалификационной категории

Тимашовой Елены Николаевны

«Обучение шитью детей

подготовительной группы»

2018 год

«Истоки способностей и дарования детей находятся

на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности

и изобретательности в движениях детской руки, тем

тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем

сложнее движения, необходимые для этого взаимо-

действия детского разума. Чем больше мастерства в

детской руке, тем ребёнок умнее.»

В. А. Сухомлинский

Во все программы дошкольного образования всегда традиционно входят

занятия по труду, под которыми подразумеваются поделки из пластилина, бумаги, природным материалом, нитками, работа с тканью.

Ручной труд – одно из средств всестороннего воспитания дошкольников.

Формируя у детей разные умения и навыки, мы одновременно решаем задачи трудового и нравственного воспитания: учим трудиться в коллективе,

выполнять задуманное и преодолевать возникающие трудности, прививаем

усидчивость, трудовые навыки. Вопросы трудового воспитания всегда вставали перед педагогами. Программное содержание основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения

до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

предусматривает формирование у детей умения вдевать нитку в иголку,

завязывать узелок, пришивать пуговицы, шить простейшие изделия швом

«вперёд иголка». Но в последнее время в детских садах очень редко плани-

руют работу с тканью. Возможно это происходит от того, что воспитателей

пугает большая подготовка к этому вида труда, а также боязнь за безопас-

ность детей при работе с иглой. Но исследования в области

психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

показывают, что именно в этот период у ребёнка повышается самоконт-

роль и оценка деятельности, уровень произвольности, внимание,

возрастает работоспособность, усидчивость. Поэтому, именно старший дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для

развития детей посредством ручного труда, а именно развития мелкой

мускулатуры рук. Дети моей группы стоят на пороге школы и очень хочется,

чтобы обучение в ней начиналось успешно. Одним из показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Из бесед с учителями начальных классов выяснила, что дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате всё это ведёт

к проблемам: недостаточному развитию внимания, памяти, двигательной координации. Из практики прошлых лет я знаю, что дети, которые занимались со мной шитьём, гораздо легче осваивают технику письма.

Я решила, что работу организую так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в той мере, которой предусмотрено программой подготовительной группы. Для более успешной работы, поставила цели:

Более детально изучить литературу о занятиях с детьми по организации шитья.

Создать условия для занятий, привлекая родителей.

Разработать план последовательных действий по обучению

детей, применяя принцип от простого к сложному.

Осуществить план действий через работу кружка по шитью

«Волшебная иголочка».

Сформировать у детей интерес к занятиям по шитью.

Обучить основам работы с иголкой, нитками, тканями.

Я ознакомилась с работами многих авторов по проблеме развития

мелкой моторики. Мне понравился опыт работы М. Лепкало (г Моздок)

по обучению детей шитью, опубликованный в старых журналах «До-

школьного образования». Занимаясь этим видом ручного труда, дети

развивают фантазию, художественный вкус, творческую активность.

Работа с иглой , нитками, тканями – помогают развивать трудолюбие,

аккуратность, терпеливость, усидчивость, координацию движений.

Изучила инструктивное письмо Министерства просвещения от 12 октября

1984 года № 140/18-3 «О соблюдении требований техники безопасности

при организации трудовой деятельности детей в детском саду».

Также в своей работе использовала литературу авторов: Л.В.Куцаковой

«Конструирование и художественный труд в детском саду», Н.К.Кобяковой

«Поделки из ткани», Программа «Художественный труд». Вестник образования . 2001 г. №20 стр. 44-74

В своём опыте я использовала принципы:

от простого к сложному

наглядности

доступности

индивидуальности

Прежде, чем приступить к работе, я прошла этапы:

1. диагностический

2. подготовительный

3. практический

4. подведение итогов.

1 .этап – диагностический.

Прежде чем приступить к обучению детей работе с тканью, я изучила уровень имеющихся у них знаний и навыков. У детей, к моменту поступления

в подготовительную группу, имелся определённый запас знаний о труде

портного. Они неоднократно наблюдали, как дома шьют взрослые. Но

навыков шитья почти ни у кого не было. Лишь две девочки –близняшки

под руководством бабушки иногда занимались шитьём, применяя шов

«вперёд иголка».

2. этап – подготовительный.

Для организации работы с тканью и иглой , пришлось объяснить родителям зачем это нужно. Ведь родители боялись давать детям иглу в

в целях безопасности: вдруг уколятся, потеряют иглу, да и рано им ещё

заниматься этим делом. Убедив родителей в безопасности такой работы, попросила, чтобы они помогли приобрести оборудование.

Каждому ребёнку завести и подписать отдельную коробочку (своего рода

«волшебный сундучок»). Туда положить:

нитки №40 цветные -1-2 катушки, пуговицы - разные по цвету и размеру

с 2-мя отверстиями, 4 –мя отверстиями, на ножке, кусочек ткани размером

20 на20 сантиметров (белую, хлопчато - бумажную), подушечку для иглы.

Иглы – примерно, 4 сантиметра длиной (не очень тонкие, но обязательно с широким ушком, особенно на начальных стадиях обучения, когда ещё учатся вдевать нитку в иголку.) Чтобы иглы были строго учтены: на плотном листе бумаги поместила список всех детей и против каждой фамилии – вколола

иглу с небольшой ниткой Это позволило контролировать наличие игл после каждого занятия. Коробочки с принадлежностями поместили в столах, где сидят дети и по мере надобности быстро готовились к работе. Дети с нетерпением ждали, когда же начнём действовать с иглой. Причём, даже мальчики проявляли повышенный интерес к этому виду деятельности.

3. этап – практический.

Особое внимание я уделяла правилам безопасности труда.

Ножницы надо класть справа, кольцами к себе. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они смогут поранить ребёнка. Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

Во время работы с иглой нельзя отвлекаться, вкалывать иголку в одежду, стол, просто в ткань. Надо пользоваться специальной подушечкой.

Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.

Первые ознакомительные занятия проводила одна , а потом привлекала младшего воспитателя . Для знакомства детей с иглой изготовила большой макет иглы , на нём показала как вдевать нитку в иглу и завязывать узелок. Многие дети при работе с иглой проявляли нерешительность. Пальцы были непослушны, неловки. Очень все затруднялись с завязыванием узелка. С этой работы начиналось, в последствии, каждое занятие. Программа требует научить детей пришивать пуговицы. Для показа приёмов пришивания пуговиц были изготовлены пособия : изображение пуговиц с двумя дырочками и четырьмя, пришитых разными способами : крестом и параллельными стежками. Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями показывала на макете – это круг с соответствующим количеством отверстий в центре. С этой работой дети справились быстро , особенно девочки. Основными приёмами обучения на занятии были показ и объяснения , а так же непосредственная практическая деятельность детей под руководством воспитателя и младшего воспитателя . Часто приходилось подходить к работающим и помогать им . Давала возможность ребенку выполнить эту работу неоднократно, даже потом в повседневной жизни – обслужить себя когда оторвется пуговица. Для знакомства детей со швами «вперёд иголка» и «через край» - подготовила пособия – пластинки из картона длиной 25 см , шириной 5-7 см . В них просверлены отверстия на одной линии . Расстояние между отверстиями 1- 1.5 см . На таких пластинах очень удобно показывать приёмы исполнения швов. Так же использовала пособия из картона при ознакомлении с другими швами . Размер полосок 4*10см , на них по линии будущего шва пробиваются отверстия на швейной машине , при этом в швейной машине из иглы удаляется нить. Устанавливается максимальная длина стежка. Для работы по обучению шва так же использовала бумагу в клеточку . Такое шитьё по картону или бумаги позволяло детям выполнять шов в определённом направлении, делать одинаковые стежки. После работы на картоне , бумаге – давала возможность шить на ткани. Но делали дети при этом уже два прокола в ткани сразу же . Шов «вперед иголка» использовался детьми для вышивания . Сначала вышивали п разметке, а затем по контуру- это получалось хуже, потому что нужно самим регулировать длину стежков. Одновременно с шитьём , учила детей закреплять нитку в конце работы : можно сделать 1-2 маленьких стежка на одном месте , а позже показала , как закрепить нить петелькой . После того как дети научились выполнять швы на ткани в один слой , мы стали пробовать шить мешочки , сшивая два слоя ткани вместе .

Необходимости обучения петельному шву , дети убедились сами, когда сшитые изделия из сыпучих тканей : шёлк , штапель – приобретали неопрятный вид с изнаночной стороны . Дети делали этот шов с большим старанием. В группе имеются 3 швейные машины , чтобы они не стояли без надобности – решила научить детей шить на них. В начале рассмотрели внешний вид, рассказала о назначении отдельных деталей . Дети проследили последовательность заправки машины нитками . Они убедились, что шить на машине гораздо быстрее и красивее. Строчка получается прочнее , а вот для того , чтобы скроить нужную одежду по размеру куклы предложила использовать лекало. Это пришлось детям по душе , они очень быстро освоили механизм обведения выкройки простым карандашом или специальным мелом.

В процессе работы с детьми всегда учитывала индивидуальные особенности детей . Дети ,которые справлялись с работой- им давала дополнительную работу : более сложную и большего объёма. А не решительным помогала выполнить работу , хвалила , что сегодня получилось лучше , чем в прошлый раз . При этом дети чувствовали уверенность в своих силах. Конечно же обращала внимание на то , чтобы при работе на столе всегда всё было под рукой , аккуратно разложено . Так же воспитывала эстетический вкус : Пуговицы, нитки- потом ткани. При вышивании подбирала нитки , характерные для данного предмета : Ягодка красная , листочек зелёный.

4 . этап – подведение итогов.

Итак, работа с тканью имела большое значение для развития мелкой моторики рук. В конце года неуверенные дети без боязни брались за иголку с ниткой и обслуживали себя . Так же развился глазомер детей , они лучше стали различать клеточки и линейки в тетради. Работа над аккуратностью в шитье помогала детям качественно выполнять швы, доводить начатое дело до конца.

В своей работе использовала технологии , игровые , здоровьесберегающие , лично ориентированный , сотрудничество . Приёмы: беседы, загадки , пословицы. Обучение происходило от простого к сложному. При повторной диагностики , с целью определения эффективности занятия шитьём получили следующие результаты : Из двадцати детей очень высокий – 5 человек , высокий – 12 человек, средний – 3 человека.

Вывод : работа по обучению детей шитью дала хороший результат, имеет положительную динамику. Дети свободно владеют иголкой с ниткой . Думаю , что данная система работы даст положительный результат при обучении детей к школе . По результатам анкетирования родителей на тему «Работа с тканью, результаты работы с детьми» получены только положительные отзывы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области