Игры с песком в раннем возрасте
Игра «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения, возникновению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
-учить способами обследования материала;
-развивать активный словарь;
Материал и оборудование: песок, маленькая плоская игрушка.
Ход игры:
Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, развивать словарь.
Задачи:
-учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони;
- развивать активный словарь;
Материал и оборудование: песок,
Ход игры:
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Задачи:
-формировать умения узнавать и называть геометрические фигуры;
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать активный словарь;
Материал и оборудование: песок, кисточка (палочка, стейк)
Ход игры:
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой(палочкой, стейком) в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Игра «Ручеек течет»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.
Задачи:
-учить способам обследования материала (сухой, сырой)
-развивать активный словарь;
Материал и оборудование: песок, кувшинчик (лейка), вода.
Ход игры:
В песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика (лейки).
Игра «Дождик моросит»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.
Задачи:
-формировать у детей навык практического экспериментирования с водой
Материал и оборудование: песок, разбрызгиватель, вода.
Ход игры:
Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Игра «Отпечатки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Задачи:
-развитие мелкой моторики рук;
Материал и оборудование: песок, отпечатки, барельефы, горельефы, разнообразные формочки, лейка, вода.
Ход игры:
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке, комментируя процесс.
Игра «Топчем дорожки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Задачи:
-учить способам обследования материала (следы на песке)
-развивать активный словарь;
Материал и оборудование: песок.
Ход игры:
Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Задачи:
- учить способам обследования материала (выпекаем «пирожки»)
-развитие мелкой моторики рук;
Материал и оборудование: песок, пластмассовые формочки разной формы.
Содержание.
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Задачи:
-учить способам обследования материала (оставляем отпечатки на песке);
-развитие фантазии и творческого мышления;
-развитие мелкой моторики рук;
Материал и оборудование: песок, лейка с водой, стейк.
Ход игры:
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Задачи:
-формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
Материал и оборудование: песок, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Игра «Постройка домика для куклы»
Цель: закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.
Задачи:
-закреплять способы изменения песка (сухой, сырой);
-с помощью СРИ сделать постройки;
Материал и оборудование: песок, веточки, кукла, козочка, собачка.
Ход игры:
Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!
Вот песок какой!
Сыплю я песочек,
Сыплю золотой!
-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.
Появляется собачка. Для нее строят будку.
Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.
Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.
Игра «Сеем, сеем»
Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.
Задачи:
-учить способам обследования материала (сеем песок);
-развивать мелкую моторику рук;
Материал и оборудование: песок, решето, небольшие игрушечные фигурки.
Ход игры:
Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)
Игра «Норки для мышки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. Задачи:
-учить способам обследования материала (копаем небольшие ямки);
-развивать координацию движений;
Материал и оборудование: песок, совочки, мышка-норушка.
Ход игры:
Ребенок вместе с воспитателем копают небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например: мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
Игра «Заборчики»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Задачи:
-учить способам обследования материала (лепим заборчик по кругу);
-развивать координацию движений;
Материал и оборудование: песок, зайка, серый волк, грузовик.
Ход игры:
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
Игра «Цветные заборчики»
Цель: развитие мышления, моторики.
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук;
-формировать умение называть основные цвета;
-учить строить заборчик;
Материал и оборудование: песок, счетные палочки разных цветов.
Ход игры:
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.